Текстовый комментарий (художественный текст) | Текстовый комментарий (публицистический текст) | Концептуальный комментарий (публицистический текст) |
|
|
|
Автор
(что делает?)
отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, опирается на мнение, анализирует, характеризует, сравнивает, рассматривает, сопоставляет, разбирает, показывает важную роль.
|
|
4. Сформулировать позицию автора
Позиция автора – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор.
Помните! Если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращения к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Средства выражения позиции автора
1. Слова-маркеры (главное, самое важное, надо, нужно и т.п.)
2. Оценочная лексика
3. Средства выразительности
4. Вводные слова
5. Побудительные предложения
Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает нас (к чему)…
Автор убеждает нас в том, что …
Автор осуждает (кого/что, за что)…
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Помните!
1. Позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно.
|
|
2. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т.п.
3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце сочинения.
4. При определении авторской позиции нельзя ставит знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».
5. Аргументация собственного мнения по проблеме
Аргумент – суждение, вывод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.
Структура аргумента
ТЕЗИС (собственное мнение) | Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины. |
ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД | Не случайно русские писатели и поэты в своих произведения обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России. |
АРГУМЕНТ | А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов. Н.А.Некрасов, С.А.Есенин, А.А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с ее достоинствами и недостатками, но прежде всего - с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А.Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». |
МИКРОВЫВОД | Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставит нас, граждан России, равнодушными. |
Формулирование собственного мнения
(типовые конструкции)
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ)…(далее идет аргумент).
Я согласен с автором данного текста в том, что… (далее идет формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели. Вспомним судьбу заглавного героя романа И.А.Гончарова «Обломов»…
Я согласен с позицией автора и тоже считаю: …. В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример.
Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убежден в том, что… В подтверждение моей точки зрения можно привести следующие примеры из художественной литературы.
Безусловно, нельзя не признать правоту автора.
Я разделяю (не разделяю) позицию автора в том, что..
Мне ясна позиция автора, и я ее разделяю. Действительно…
К сожалению, я вынужден возразить, отметить, оспорить…
По – моему, … По моему мнению,… Мне кажется… (представляется, думается)…
6. Заключение, вывод
Итак, можно сделать вывод, что…
Итак, автор показал нам, что…
Таким образом, все сказанное убеждает читателя в том, что…
В заключение хочется отметить (подчеркнуть)…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!!!