Они превратили танец в перформанс. Это значит, танцор начал создавать перформанс буквально как событие (event)

Триша Браун

Например, Триша Браун (Trisha Brown) создала хореографическое произведение “Пять этажей”. На крышах пяти домов она расположила танцоров, которые все вместе создавали сложную хореографическую композицию. Но если ты находился рядом с танцорами, то мог видеть только одну часть представления. Только Бог или тот, кто летел в самолете, мог видеть произведение целиком. Но все знали, что Бога нет, и что в этом пространстве не было самолетов. Это значит, что хореография осуществлялась на концептуальном уровне.

В 1960-е произошла трансформация немецкого термина “акционизм” (Aktionismus) в термин performance art. Важной фигурой был Йозеф Бойс, который предложил идею социальной скульптуры. Когда мне было 20, я посетил перформанс Бойса в Белграде. Это был его первый визит в Восточную Европу. После этого он навестил еще Польшу и Хорватию.

Бойс верил, что перформанс может стать реальной политической силой, способной изменить мир.

Он преподавал в Академии искусств в Дюссельдорфе, где начал свою политическую деятельность. Бойс создал политическую партию с двумя видами участников. Он верил, что только два вида существ не могут быть коррумпированы — кролики (и тут он был прав) и студенты (и тут он заблуждался). Его студенты после нескольких месяцев разделились на две группы — правое и левое крыло — и устроили борьбу в его классе. После этого он потерял свою работу и стал читать лекции о перформансе.

Йозеф Бойс

Другая очень важная группа этого периода — венская группа (Венский акционизм). Но это тема для отдельной лекции.

Важнейшая трансформация перформанса началась в конце 1960-х в США и Европе в связи с рождением body art. Художники, в основном визуальные художники, начали использовать человеческое тело как живой материал. Что это значит, например? (Мишко проводит рукой по лицу) То есть они использовали простой жест не в комплексе поведения, но только как жест. Например, мы видим снимок, на котором Терри Фокс (Terry Fox) курит, Вито Аккончи (Vito Acconci) кусает свою руку, Деннис Оппенгейм (Dennis Oppenheim) принимает солнечную ванну с книгой на груди. Это немецкая книга о военных тактиках, и когда он снимает ее, мы видим белую площадь на красном теле. Конечно, это отсылка в том числе к квадратам Малевича.

Деннис Оппенгейм

Следующий этап — 1970-е, активное развитие концептуального искусства, которое было тесно связано с различными перформативными практиками. Художники использовали тело или модели поведения, чтобы показывать и таким образом обсуждать теорию искусства, а также затрагивать политические темы.

Например, французский художник Даниель Бюрен (Daniel Buren) использовал образ сэндвич-мэна, человека, который носит рекламные щиты на своем теле по улице. Вместо рекламы художник надел на себя живописные полотна.

Чешский художник Карел Миллер (Karel Miller) в 1968 году после русского вторжения в Чехословакию сказал, что верит только в систему измерения своего тела, и создал систему измерения, используя свое тело. В это время я находился под сильным его влиянием, но никогда его не встречал. Я знал о нем из итальянского журнала “Fresh Art” и американского журнала “Art Forum”. Мой друг, куратор Музея современного искусства в Белграде, в 1975 году поехал в Прагу, где посетил Галерею современного искусства. Директор галереи спросил его, не хочет ли он встретится с местными художниками. Мой друг назвал несколько имен, в том числе Карела Миллера. Директор ответил, что это невозможно, потому что такого художника нет в Праге. Но мой друг настаивал. Директор подождал, когда все ушли, и затем сказал, что такого художника не существует, но в библиотеке его музея работает один человек с таким именем, и возможно, он сможет помочь. Они позвали его, он пришел, и это был Карел Миллер. Для Запада он был художником, для Чешской Республики — всего лишь библиотекарем, которого неофициально поддержал директор этого музея.

Карел Миллер

Другой пример — русская группа, которая работала с Мишей Донским. Они работали в середине 1970-х во времена железного занавеса, разными способами обыгрывая образ “занавеса” в своих перформансах. Но это были частные перформансы, которые даже не были задокументированы. Какую-то информацию о них можно найти в итальянских и французских журналах.

Также важен пример американской художницы Эдриан Пайпер (Adrian Piper). Она родилась в смешанной семье, ее отец был чернокожим, а мать белой. Эдриана (так ее звали на самом деле) отправилась в Нью-Йорк, где осуществила акцию — прошла по улицам с табличкой “Осторожно, окрашено”. Она была гением в своей семье. Защитила диссертацию в 25 лет в области философии и искусства, была успешна как молодая художница. Но в момент славы она изменила свое имя на Эдриан, сделала прическу в африканском стиле и начала носить искусственные усы. Ее сестра, которая была неуспешна, без образования, наркоманка, сказала ей: “Я разрушена обществом. Теперь общество разрушит тебя”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: