Природа и типология государственной функции

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….3

Глава 1. Понятие функции государства……………………………………….5

1.1 Природа и типология государственной функции………………………...5

1.2 Классификация государственных функций………………………………8

Глава 2. Характеристика государственных функций……………...……......13

2.1 Внутренние функции государства……………………………………….13

2.2 Внешние функции государства…………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………19

Список использованных источников…..……………………………………..9

 

 

Введение

Государство как форма организации общества предполагает наличие ряда отличительных свойств. Особенно легко понять «на деле» данные особенности, сравнив структуру и жизнь общества в случае наличия и отсутствия государственности. Если под первым подразумевается привычная нам жизнь, то под вторым – ситуации гражданской войны, локальные межэтнические конфликты с попыткой государственного переворота.

     Проведя чёткую границу между наличием и отсутствием государства, его роль и характеристики становятся отчётливо ясны. В первую очередь, государство отличается своей функциональностью. Пытаясь найти наиболее яркую метафору понятию функции, напрашивается противопоставление «функциональность» – «декоративность»; опираясь на подобное противопоставление, ценность и значение функционального аспекта государственной жизни оказываются наиболее доступны.

     Актуальность данного реферата связана с массовым попиранием института государства, регулярными нарушениями гласных и негласных протоколов международной дипломатии на современной политической арене. В ситуации максимально неустойчивого государственного режима в ряде соседних и ближневосточных стран проблема функции государства кажется особенно болезненной, ведь главнейшей, хоть зачастую и не регламентируемой ввиду своей самоочевидности государственной функцией является самосохранение – сохранение государства в имеющихся границах и рамках сложившегося политического режима. Как известно, любые попытки нарушения этих аспектов являются либо тяжелейшим государственным преступлением, либо поводом объявления войны, а успешные попытки отражаются на общественной жизни самым негативным образом (зачастую – катастрофично).

     Цель исследования – дать характеристику государственных функций на современном этапе. Задачи:

· Дать определение понятию государственной функции;

· Определить функций государства в историческом контексте;

· Классифицировать и подробно описать наиболее актуальные на сегодняшний день государственные функции.

 

Глава 1. Понятие функции государства

Природа и типология государственной функции

     Функции государства тождественны основным направлениям его деятельности. Они выражают не только сущность и социальное назначение, но и цели, задачи государства в аспекте управления обществом, что в свою очередь связано с определёнными формами и методами непосредственно государственного управления.

     Функции государства могут быть ситуативны (меняться под воздействием различных обстоятельств), а также для них характерны развитие и эволюция – государственные функции идут в ногу с развитием общества, подстраиваются под его потребности, а также особенности самой эпохи. С этой точки зрения, задачи, обозначенные обществом – это проблемы, требующие решения, а функции государства – виды деятельности, направленные на решение этих проблем: на устранение препятствий либо же на поддержание необходимого порядка.

     Функции выражают деятельную целенаправленность государства, его незыблемость и при этом определённый динамизм.

     Функцией государства следует считать не что-либо, а именно основное, «генеральное» направление государственной деятельности, без которого невозможно обойтись на имеющемся историческом этапе или даже на протяжении всего существования, всей истории государственной жизни. Функция государства – вещь всегда необходимая и устойчивая, крайне предметная и определённая, относящаяся к конкретной отрасли управления или общественной жизни (экономике, политике, силовым ведомствам и проч.).

     Функция выражает наиболее глубинные и устойчивые особенности государства, собственно, его сущность. Именно через определение функций можно на более детальном уровне погружения разобраться с явлением государственности, а также многочисленными способами государственно-общественной коммуникации и взаимодействия. Содержание функций отражает разнообразные интересы членов общества, в том числе невольно проявляя его структуру – классовую, корпоративную, национальную и частную.

     Выполняя собственные функции, государство разрешает множество проблем, подспудно решая задачи управления общественными делами, осуществляя разностороннюю деятельности внутри и вне страны (на международном уровне). Это подводит нас к одному из способов классификации государственных функций – делению функций на внутренние и внешние.

     Реализация функций государства происходит в определённых с правовой точки зрения формах. При этом задействуются разнообразные методы государственной деятельности.

     Сама сущность функций государства определяет их как достаточную объективность. Как правило, они обуславливаются самой жизнью общества и связанными с ней общественными потребностями – они и задают ряд основных направлений внешней и внутренней деятельности государства. По этой причине у государства нет и не может быть выбора принимать эти потребности или нет – оно вынуждено исходить именно из них, ведь в случае невыполнения государством какой-либо важной функции, за этим сразу же следует неизбежная цепная реакция кризисных последствий в общественной жизни. К примеру, в случае невыполнения государством функции обеспечения правопорядка, рано или поздно произойдёт дестабилизация общества, наступит анархия и хаос, ведущие к подрыву общественного устройства.

     Объективность функций государства вовсе не подразумевает их реализацию помимо сознания и воли людей. Наоборот, роль субъективных факторов здесь крайне велика. Государство может плодотворно функционировать только в том случае, когда выполняемые им функции полностью соответствуют объективным общественным потребностям. Для этого сначала должны сформироваться объективные потребности общества, и только затем возможно определение функций государства и механизмов их реализации (осуществления). Всё это может быть обеспечено только сознательной деятельностью людей – в данном случае и общества, и чиновников, государственных служащих. Помимо этого, здесь велика роль научной мысли, различных институтов, академий государственного управления. Системные ошибки и функциональные недостатки государства всегда оборачиваются для общественной жизни разными по остроте кризисными явлениями.

     Тем не менее, задачи и функции являются хоть и взаимосвязанными, но не тождественными явлениями и понятиями. В различные исторические периоды приоритет могут приобретать самые разнообразные цели и задачи государства, а следовательно – может меняться и его функциональность. Как ни странно, адекватное выполнение каких-либо задач неизбежно ведёт к исчезновению (или просто ослаблению) одних функций; но появление новых задач всегда сопровождается возникновением потребности в новых функциях, а затем – и появлением этих функций как уже реализующихся.

     Каждой функции государства свойственны своё содержание и свой объект воздействия. Под объектом в данном случае следует понимать определённую общественную сферу (к примеру, культуру, экономику и т.д.), в рамках которой реализуется государственная деятельность. Подобные объекты и служат основным критерием разграничения государственных функций. Содержание же показывает нам, чем занимается государство, какие управленческие решения в этой сфере оно принимает, чем конкретно ответственны относительно этой сферы различные государственные органы.

     Функции государства необходимо отличать от функций каких-либо отдельных органов, ведомств и прочих государственных структур. Понятно, что у каждого конкретного элемента государственной системы существует собственное социально-целевое назначение, а также свои, особые функции, отражающие его специфику и компетенцию. В отличие от функций государственных органов, функции самого государства более глобальны - в некотором смысле, они выполняются сразу всеми (или многими) органами и государственными структурами. Тем не менее, не исключается и то, что отдельные органы и ведомства могут играть лидирующую (преимущественную) роль в деле реализации какой-либо конкретной государственной функции. К примеру, в реализации функций, касающихся правопорядка, лидирующая роль, безусловно, принадлежит соответствующим структурам (и в первую очередь, конечно, «Министерству внутренних дел»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: