НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
НАУКА
Социальный институт со своей структурой и функциями | Отрасль духовного производства
| Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов | |
Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)
| Система научных ис-следований | Опытно-конст-рукторские изыскания |
|
| |||
Наука – совокупность организаций, учреждений и учёных, деятельность которых направлена на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления.
|
|
- Науку можно рассматривать как социальный институт, который выполняет в обществе культурно-мировоззренческую, производительную и социальную функции.
- Повышение роли науки в современном мире связано с развёртыванием научно-технической революции.
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе, человеке, сознании.
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2) Два предложения с информацией о науке, опирающейся на знания курса, например:
– В понятие науки помимо систематизированных знаний включается также сообщество ученых, учреждений и лабораторий, занимающихся исследовательской деятельностью.
– Ученые предлагают различные классификации наук, но ведущей стало разделение науки на социально-гуманитарные и естественно-научные.
Функции современной науки.
- культурно-мировоззренческая функция;
- познавательно-объяснительная;
- социальная;
- функция науки как непосредственной производительной силы общества;
- функция катализатора непрерывного совершенствования производства;
- прогностическая.
Классификация наук:
По предмету познания
- естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия)
- общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание)
|
|
- гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
- технические - служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров)
По удалённости от практики
- фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику;
- прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем.
Прикладные науки — науки, в которых исследования и открытия имеют прямую ориентации на практику, науки, обеспечивающие разработку новых технологи.
Гуманитарные науки − науки, направленные на изучение человека и его внутреннего мира (психология, филология, этика).
Технические − науки, изучающие закономерности технического мира.
Фундаментальные − науки, включающие теоретические и экспериментальные научные исследования с целью изучения закономерностей взаимодействия природы, общества, мышления.
Черты современной науки:
- всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом
- незавершённость
- дифференцированность (дифференциация научного знания) –существование различных направлений и школ (в общественных науках выделяются всё более и более узкие области исследования, например, - наука, изучающая природу власти – кратология; в естественных науках с открытием новых элементов, частиц, развитием нанотехнологий также возникают новые области познания; с появлением у человечества новых приёмов и способов познания новые научные дисциплины возникают как в исследовании микромира, так и в исследовании мегамира, Вселенной и т. д.
- интегрированность (интеграция научного знания) - синтез знаний, комплексный анализ (биофизика, биохимия и др.)
Инновация - нововведение.
Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Основные признаки науки
Можно сказать, что каждый из смысловых аспектов понимания науки составляет общее представление о науке и научном мировоззрении, и при всем своем различии они характеризуют следующие отличительные признаки науки:
1. системность и целостность (наука представляет собой не просто набор отрывочных умозаключений и выводов, теорий и постулатов, но и логическую цепочку строящихся на одном фундаменте рассуждений, мыслей и идей);
2. внимание к существенным связям изучаемых явлений (открытие определенных закономерностей и законов);
3. прогнозирование (предвидение и предсказания, которые, в отличие от различного рода гаданий и мистических видений, опираются на определенные логические закономерности и в дальнейшем анализируются);
4. выявление основных тенденций (именно на их основе есть возможность увидеть вероятности дальнейшего развития);
5. опора на факты (к фактам относятся не всякие свидетельства, а только объективные — представляющие реальное событие или явление — и доступные проверке всеми исследователями, поэтому особо важно является отделение фактов от мнений).
ЭТИКА НАУКИ
Моральная ответственность ученого –проблема профессиональной этики ученых,
основанная на сочетании общечеловеческих ценностей, ориентации на общее благо и
профессионально специфических норм (например, бескорыстный поиск истины
и др.).
Какие этические проблемы стоят перед наукой в XXI веке?
Основные этические проблемы:
—проблема авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации
научных открытий;
— противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной
ответственностью, ученый ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не
|
|
за последствия их практического применения;
– вопросы о влиянии различий полов на умственную деятельность, генетические и
интеллектуальные различия между расами и народностями;
— продолжать ли исследования той области реальности, познание законов которой
может нанести вред отдельным людям и человечеству в целом;
—брать ли на себя ответственность за использование результатов открытий «во зло»
–для разрушения, убийства, безраздельного господства над сознанием и судьбами других людей;
— проблема манипулирования человеческой психикой;
— проблемы биоэтики, этическое регулирование биомедицинских исследований, проблема, связанная с технологиями клонирования;
—человек во все большей степени становится объектом самых разнообразных научных исследований, проблема защиты человека, ради которого осуществляется прогресс
науки и техники, от негативных последствий того же самого прогресса;
— проблемы бытия ученых (возможность обеспечения учеными достойных условий жизни).
Этические нормы науки:
- социальная ответственность учёного (клонирование)
- бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
- общечеловеческие