Какие этические проблемы стоят перед наукой в XXI веке?

НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

НАУКА

 

Социальный институт со своей структурой и функциями  

Отрасль духовного производства

 

Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов  

Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)

 

Система научных ис-следований   Опытно-конст-рукторские изыскания  

 

Основная продукция
Понятия, законы, теории

 

       

 

Наука – совокупность организаций, учреждений и учёных, деятельность которых направлена на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления.

 - Науку можно рассматривать как социальный институт, который выполняет в обществе культурно-мировоззренческую, производительную и социальную функции.

 - Повышение роли науки в современном мире связано с развёртыванием научно-технической революции.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе, человеке, сознании.

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) Два предложения с информацией о науке, опирающейся на знания курса, например:

– В понятие науки помимо систематизированных знаний включается также сообщество ученых, учреждений и лабораторий, занимающихся исследовательской деятельностью.

– Ученые предлагают различные классификации наук, но ведущей стало разделение науки на социально-гуманитарные и естественно-научные.

 

Функции современной науки.

- культурно-мировоззренческая функция;

- познавательно-объяснительная;

- социальная;

- функция науки как непосредственной производительной силы общества;

- функция катализатора непрерывного совершенствования производства;

 - прогностическая.

Классификация наук:

По предмету познания

 - естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия)

 - общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание)

  - гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)

  - технические - служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров)

По удалённости от практики

-  фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику;

- прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем.

При­клад­ные науки — науки, в ко­то­рых ис­сле­до­ва­ния и от­кры­тия имеют пря­мую ори­ен­та­ции на прак­ти­ку, науки, обес­пе­чи­ва­ю­щие раз­ра­бот­ку новых тех­но­ло­ги.

Гу­ма­ни­тар­ные науки − науки, на­прав­лен­ные на изу­че­ние че­ло­ве­ка и его внут­рен­не­го мира (пси­хо­ло­гия, фи­ло­ло­гия, этика).

Тех­ни­че­ские − науки, изу­ча­ю­щие за­ко­но­мер­но­сти тех­ни­че­ско­го мира.

Фун­да­мен­таль­ные − науки, вклю­ча­ю­щие тео­ре­ти­че­ские и экс­пе­ри­мен­таль­ные на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния с целью изу­че­ния за­ко­но­мер­но­стей вза­и­мо­дей­ствия при­ро­ды, об­ще­ства, мыш­ле­ния.

 

Черты современной науки:

- всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом

- незавершённость

- дифференцированность (дифференциация научного знания) –существование различных направлений и школ (в общественных науках выделяются всё более и более узкие области исследования, например, - наука, изучающая природу власти – кратология; в естественных науках с открытием новых элементов, частиц, развитием нанотехнологий также возникают новые области познания; с появлением у человечества новых приёмов и способов познания новые научные дисциплины возникают как в исследовании микромира, так и в исследовании мегамира, Вселенной и т. д.

- интегрированность (интеграция научного знания) - синтез знаний, комплексный анализ (биофизика, биохимия и др.)

Инновация - нововведение.

Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.

Основные признаки науки

Можно сказать, что каждый из смысловых аспектов понимания науки составляет общее представление о науке и научном мировоззрении, и при всем своем различии они характеризуют следующие отличительные признаки науки:

1. системность и целостность (наука представляет собой не просто набор отрывочных умозаключений и выводов, теорий и постулатов, но и логическую цепочку строящихся на одном фундаменте рассуждений, мыслей и идей);

2. внимание к существенным связям изучаемых явлений (открытие определенных закономерностей и законов);

3. прогнозирование (предвидение и предсказания, которые, в отличие от различного рода гаданий и мистических видений, опираются на определенные логические закономерности и в дальнейшем анализируются);

4. выявление основных тенденций (именно на их основе есть возможность увидеть вероятности дальнейшего развития);

5. опора на факты (к фактам относятся не всякие свидетельства, а только объективные — представляющие реальное событие или явление — и доступные проверке всеми исследователями, поэтому особо важно является отделение фактов от мнений).

ЭТИКА НАУКИ

Моральная ответственность ученого –проблема профессиональной этики ученых,

основанная на сочетании общечеловеческих ценностей, ориентации на общее благо и

профессионально специфических норм (например, бескорыстный поиск истины

и др.).

Какие этические проблемы стоят перед наукой в XXI веке?

Основные этические проблемы:

—проблема авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации

научных открытий;

— противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной

ответственностью, ученый ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не

за последствия их практического применения;

– вопросы о влиянии различий полов на умственную деятельность, генетические и

интеллектуальные различия между расами и народностями;

— продолжать ли исследования той области реальности, познание законов которой

может нанести вред отдельным людям и человечеству в целом;

—брать ли на себя ответственность за использование результатов открытий «во зло»

–для разрушения, убийства, безраздельного господства над сознанием и судьбами других людей;

— проблема манипулирования человеческой психикой;

— проблемы биоэтики, этическое регулирование биомедицинских исследований, проблема, связанная с технологиями клонирования;

—человек во все большей степени становится объектом самых разнообразных научных исследований, проблема защиты человека, ради которого осуществляется прогресс

науки и техники, от негативных последствий того же самого прогресса;

— проблемы бытия ученых (возможность обеспечения учеными достойных условий жизни).

Этические нормы науки:

  1. социальная ответственность учёного (клонирование)
  2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
  3. общечеловеческие

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: