Электроприводы якорно-швартовных устройств
Якорно-швартовные устройства служат для постановки судов на якорь и для съемки их с якоря, а также для выполнения швартовных операций. При стоянке на рейде отдают один или два якоря, которые зарываясь в грунт, противодействуют течению, ветру и другим силам, стремящимся привести судно в движение. При стоянке у причала судно с помощью специальных канатов, называемых швартовами, подтягивается к причалу и удерживается у него.
В состав якорно-швартовного устройства входят якоря, якорные цепи, якорно-швартовная лебедка, исполнительный двигатель и система управлениям.
Для отдачи и подъема якоря, а также для швартовных операций служат якорно-швартовные лебедки: шпили и брашпили, различающиеся тем, что у первых ось кулачкового барабана расположена вертикально, а у вторых - горизонтально. И те, и другие располагают в носовой части судна, но брашпили вместе с основной частью электрооборудования устанавливают на палубе и почти не занимают внутренних помещений. Эта особенность обеспечила им широкое распространение на судах торгового флота.
|
|
У шпилей на палубе размещают лишь якорно-швартовный барабан (головку шпиля) и тумбу управления. Все остальное оборудование находится в подпалубных помещениях судна. Ввиду этого шпили целесообразно помещать на танкерах, где электродвигатель и аппаратура управления должны быть изолированы от взрывоопасной среды, и на ледоколах и судах ледового плавания, где такое размещение основных механизмов обеспечивает их защиту от обледенения и облегчает обслуживание, а также на военных судах, где ответственное якорно-швартовное устройство подлежит защите от возможных повреждений.
Брашпиль работает следующим образом. Движение от исполнительного двигателя 7 через эластичную муфту 6 и редуктор 5 передается на промежуточный вал 8, на концах которого расположены барабаны (турачки) 1, служащие для выполнения швартовных операций. Далее через прямозубую грузовую передачу движение сообщается грузовому валу 9, на который свободно насажены две цепные звездочки 10. Одна из них служит, для подъема якоря правого, а другая - левого борта. Каждая из звездочек соединена через кулачковую муфту, управляемую маховичком 3, с валом привода 9. Ленточные тормоза 2, имеющие маховичковые приводы 4, подтормаживают звездочки, если нужно ограничить скорость вытравливания якорной цепи.
Брашпиль обычно приводится в движение трехскоростным асинхронным двигателем типа МАП.
Выключенные двигатели затормаживаются встроенными дисковыми тормозами, которые предназначены для быстрой остановки, двигателя и удержания грузового вала от обратного разворота.
|
|
Электроприводы грузоподьемных механизмов общего назначения
Для переработки большого количества различных грузов современные суда оснащают разнообразными подъемными механизмами и специальными лебедками, которые подразделяют следующим образом:
а) по назначению – на грузовые, шлюпочные, лифтовые, буксирные, провизионные, траловые и др.;
б) по режиму работы - на механизмы с повторно-кратковременным (грузовые и буксирные лебедки) и кратковременным (шлюпочные и траловые лебедки) режимами работы;
в) по роду тока - на механизмы сдвигателями постоянного и переменного тока;
г) по способу управления - на механизмы с контроллерными, релейно-контакторными, электромашинными и бесконтактными устройствами управления;
д) по типу механической передачи – на механизмы с цилиндрической и червячной передачами.
Наибольшее распространение получили грузовые лебедки и краны.
Грузовая лебедка типа ЛЭ-45-4 грузоподъемностью 3 т изображена на рисунке. Механизм лебёдки и двигатель постоянного тока 6расположены на общей раме 2. Лебедке может быть придан приставной барабан грузоподъемностью 10 т, устанавливаемый на стойках и присоединяемый к лебедке открытой зубчатой передачей.
Двигатель через косозубый цилиндрический редуктор 3вращает главный вал, на котором расположен грузовой 5и швартовный 8барабаны. Грузовой барабан соединен с главным валом кулачковой муфтой. Лебедка имеет топенантный барабан 1, приводимый в движение цепной передачей, расположенной в редукторе. Для включения и выключения топенантного барабана служит кулачковая муфта, управляемая рычагом 4на корпусе редуктора.
Электродвигатель снабжен электромагнитным дисковым тормозом. Для стопорения грузового барабанапри его отключении от главного вала, а также для регулирования скорости спуска служит ленточный тормоз с ручным управлением 7.
Грузовые лебедки занимают мало места на палубе и в то же время обслуживают значительную площадь, так как стрелы можно вынести далеко за борт. Лебедки дешевле кранов, но их производительность меньше. К тому же приведение стрел в рабочее положение отнимает много времени, что особенно неблагоприятно для судов, часто заходящих в порты.
Грузовые краны постоянно готовы к действию и обеспечивают более высокую производительность и экономичность погрузочных работ. Меньший вылет стрелы компенсируется тем, что краны устанавливают вдоль обоих бортов судна, а грузовые люки делают больших размеров. Последнее обстоятельство, кроме того, облегчает размещение грузов внутри трюма.
Указанные преимущества обусловили то, что подавляющее большинство отечественных сухогрузных судов оснащается теперь кранами.
Системы централизованного контроля
Назначение и технические данные СЦК «Шипка-М»
«Шипка-М» представляет собой унифицированную систему централизованного автоматического контроля судовых технических средств; предназначена для установки на судах с различными типами главной энергетической установки (ГЭУ) и различной степенью автоматизации.
Система удовлетворяет требованиям «Правил классификации и постройки морских судов» Регистра, предъявляемым к средствам и системам автоматизации, устанавливаемым на судах неограниченного района плавания со знаками автоматизации А1 и А2 в символе класса судна.
Система надежно функционирует, обеспечивая выполнение всех режимов работы при температуре от 0 до +40 оС для аппаратуры, размещенной в ЦПУ, от -10 до +45 оС для аппаратуры, размещенной в других помещениях судна; относительной влажности 95±3 % при температуре 40±2 оС; длительных наклонах до 45° в любом направлении; качке бортовой до 45° и килевой до 10° с периодом 7-19 с; длительных кренах до 15° и дифферентах до 10°.
|
|
В соответствии с назначением система осуществляет следующие функции по контролю за состоянием главного двигателя и вспомогательных механизмов судна:
- расшифровку аварийно-предупредительной (критической н некритической) сигнализации в ЦПУ при отклонении контролируемых параметров (их количество может достигать 350) от заданного значения с автоматической засветкой индивидуального табло на лицевой панели субблока и включением обобщенного электроакустического сигнала;
- обобщенную светозвуковую аварийно-предупредительную (критическую и некритическую) сигнализацию в различных помещениях судна с выдачей информации на приборы в МО;
- адресную световую сигнализацию в МО и ЦПУ причины вызова вахтенного в ЦПУ с выдачей информации на приборы в МО;
- адресную световую сигнализацию неисправного оборудования с выдачей информации на приборы;
- измерение по вызову в цифровой форме до 350 параметром (одновременно до четырех параметров) с представлением номера, величины и размерности параметров с периодом обновления информации 2-5 с;
- контроль температуры выпускных газов за цилиндрами (до 17 шт.) дизеля в диапазоне 0—600 °С с вычислением средней температуры;
- измерение по вызову в цифровой форме фактического значения температуры за каждым цилиндром;
- контроль состояния вахтенного при наличии вахты в машинном отделении с сигнализацией об отсутствии вахтенного в МО, рулевую рубку и каюту старшего механика.
Субблок, состоит из одной или двух печатных плат, объединённых общей передней панелью, электромонтажом, выходным разъёмом, устанавливается непосредственно в контейнере.
Контейнер, состоит из субблоков, объединенных общим шасси, устанавливается в пульт или щит.
Структурная схема канала контроля состояния вахтенного.
В режиме вахтенного обслуживания МО, если вахтенный механик в течение 35 мин не подтвердил своего присутствия нажатием кнопки «Сброс звука» на блоке ПСС2 и ЦПУ или на приборе ПСА2 или кнопки «Контроль вахтенного» на приборе ПСА3 в МО, то загорается мигающим светом табло «Нет вахты» на приборах ПСА3, включается обобщенная некритическая световая сигнализация в МО, а также звуковая сигнализация в МО и ЦПУ.
|
|
Если кнопка «Сброс звука» по нажата еще п течение 5 мин, то табло вахтенного механика при приборах ПСО2 из режима ровного свечения переводится в режим мигания, включается звуковая сигнализация в приборах ПСО2.
Отключение в помещениях судна светозвуковой сигнализации об отсутствии вахтенного должно производиться нажатием кнопки «Сброс звука» па блоке БСС2 или на приборе ПСА2 пли кнопки «Контроль вахтенного» на приборе ПСА3, после чего должен начаться новый 40-мниутиын цикл контроля.
В течение безвахтснного обслуживания МО переключатель «Режим обслуживания МО» на блоке БРВ1 установлен в положение «Нет вахты в МО».
Техническое обслуживание СЦК «Шипка-М»
Техническое обслуживание системы производится для обеспечения ее постоянной исправности и готовности к использованию. Во время работы системы техническое обслуживание проводится без вывода системы из действия - еженедельно, с выводом системы из действия - периодически через 2000 ч работы, но не реже одного раза в три месяца. Во время длительного бездействия системы техническое обслуживание проводится одни раз в три месяца
Техническое обслуживание системы без вывода ее из действия включает: внешний осмотр, контроль напряжения питания, контроль неисправности системы. Техническое обслуживание, системы с выводом се из действия включает: внешний осмотр, контроль сроков поверки измерительных приборов, промывку контактов разъемов, проверку сопротивления изоляции, включение системы, контроль напряжения литания, контроль исправности системы, ввод системы в действие.