Тема: Благотворительность
Прочитать лекцию
Посмотреть презентацию.
Тема урока: Благотворительность в истории России
Ход урока:
Слайд 1
· Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал
· Сей добро
· Посыпай добром
· Жни добро
· Оделяй добром
Мотивирование к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята! Обратите внимание на слайд и прочтите пословицы.
ü Учащиеся по очереди читают пословицы
А теперь, послушайте одну историю.
В 1890-х годах три сестры Титовы решили себя развлечь и поучаствовать в рязанской лотерее. Девушки приглянулись Фортуне и выиграли около 200 тысяч рублей — средства по тем временам колоссальные. Как бы поступили рачительные предприимчивые молодые особы с такой кучей денег? Разумеется, положили бы в банк и примерили на себя роль рантье, живя на проценты с выигрыша. Но не тут-то было: рязанки удивили всех, потратив капитал на строительство городской богадельни. Необыкновенной красоты двухэтажное здание было построено в 1900 году епархиальным архитектором Иваном Степановичем Цеханским. Богатством архитектурных украшений здание меньше всего походило на богадельню, скорее, напоминало провинциальный дворец. Несмотря на то, что содержание такой постройки вставало в копеечку, средства на то имелись — дальновидные сёстры часть выигрыша положили в банк, проценты от вклада и шли на содержание богадельни.
|
|
Слайд 2 Здание богадельни Титовых в Рязани
Учитель: Знаете ли вы, что такое богадельня?
ü Ответы детей
Учитель пишет слово «богадельня» на доске.
ü Учащиеся записывают это слово в тетрадях
Совместное определение понятия
Богадельня (от слов Бога дела, то есть ради Бога) — богоугодное заведение для содержания лиц, по какой-либо причине неспособных к труду, т.е.: престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих (однако не временно больных и умопомешанных, для которых существуют специальные учреждения).
Существенным признаком богадельни является полное содержание проживающих в ней.
Учитель:
1. Скажите, как вы оцениваете поступок сестер Титовых?
2. Как можно назвать таких людей?
3. А Вы поступили бы так же?
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
ü Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.
Учитель: Сегодня мы поговорим о понятии, которое определяет деятельность, существующую в обществе. О какой деятельности мы будем вести речь. Сформулируйте тему урока.
ü Учащиеся формулируют тему «Благотворительность в России» и записывают её в тетради.
|
|
Слайд 3 Тема урока
Учитель: Что же такое благотворительность? Как понимаете слова «благотворительность», «милосердие»? (ответы-рассуждения детей)
Слайд 4 Понятийное колесо (ассоциации)
Определение понятия «Благотворительность»
Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Определение понятия - это процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысла и значения. Определением понятий называют логическую операцию, которая раскрывает сущность понятия либо проясняет (устанавливает) значение термина.
ü Ответы детей
Учитель: Слова точно передают смысл - творить благо, добро, проявлять милость к окружающим.
ü Рассуждение детей на тему "Как я понимаю доброту и кто такие добрые люди?"
Учитель: Во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные. Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – богадельни. Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей – благотворителями
Слайд 5 Понятие благотворительность
Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости. (Словарь С.И.Ожегова)
ü Учащиеся записывают определение понятия «благотворительность» в тетрадях
Слайд 6 «Шел Господь пытать людей в любови…» Сергей Есенин
Учитель и учащиеся читают стихотворение Сергей Есенина
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный».
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».
Учитель:
1. О чем пишет Сергей Есенин?
2. Какое качество личности проявил старый дед?
ü Ответы учащихся
Слайд 7 «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал»
Физкультпауза
Учитель: Как вы понимаете смысл пословицы «Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал»? (Все ученики класса стоят в кругу и отвечают на вопрос, передают фишку соседу.)
Учитель обращает внимание на самые ценные и интересные высказывания детей.
Учитель: Ваши высказывания объединяет замечательное качество - «доброта». Это качество - одна из лучших черт характера русского народа. Как-то исторически сложилось, что в русском обществе сначала негласно, а потом и на уровне государства благотворительность приветствовалась.
Слайд 8 Из истории благотворительности в России
ü Сообщение учащихся «Из истории благотворительности»
Слайд 19 Меценатство
Учитель: Итак, меценатство - покровительство богатых людей развитию науки и искусства, распространившееся в России в XIX в. (Меценат - не только покровитель, но и человек, глубоко разбирающийся в различных жанрах искусства и умеющий уловить новые направления их развития.)
ü Учащиеся записывают в тетрадях понятие меценатство
Меценат – богатый покровитель наук и искусств. (Словарь С.И.Ожегова)
Слайд 10 Гай Цильний Меценат
Справка: Первого из известных в истории меценатов звали…. Меценат - Гай Цильний Меценат - (между 74 и 64— 8 до н. э.), римский покровитель литературы, искусства и науки.
|
|
Учитель: В дореволюционной России благотворительной деятельностью занимались представители русского купечества и промышленники.
Слайд 11 Российские купцы - благотворители
В истории России прославились шесть московских купеческих семей: Мамонтовы, Морозовы, Бахрушины, Найденовы, Третьяковы, Щукины Они были очень богатыми людьми, но не стремились тратить деньги на роскошь и удовольствие. Их влекли наука, литература, искусство. Они собирали книги, рукописи, коллекции картин, а иногда и сами становились писателями, художниками, музыкантами и учеными.