Дисциплина строится на доверии и понимании

Режимные моменты

Нельзя поддерживать дисциплину при помощи муштры и наказаний. Нельзя использовать для этого и разного рода "торговые сделки": "заправил постель — получи чупа-чупс". Это приведёт к тому, что дети будут ждать подачек за всё, а без них уже и не будут ничего делать. Именно поэтому неправильно, когда в некоторых лагерях используют элементы "экономической системы", когда за уборку территории, хорошее поведение, участие в мероприятиях дети получают специальные лагерные деньги, на которые потом можно купить в лавке призы.

Дети должны делать уборку, чтоб было чисто, а не чтоб им дали денег. Дети должны слушаться вожатого не за «деньги», а из-за уважения к нему и потому, что так должно быть. Дети должны играть в игры, потому что это интересно. И призы нужно выигрывать, а не покупать.

Уборку кроватей, палат и территории старайтесь сразу делать на "5". Потом не захочется снижать планку и получать оценки хуже. А если начнёте с троек, так и пойдёт…

Порядок в палате – это график дежурства.

Уборка территории, порядок на отрядном месте, группа резерва вожатого – это поручение микроколлективам на день (два) с последующим чередованием поручений между микроколлективами, чтобы не надоело.

Построения – по микроколлективам. Командиры докладывают (командиры сменные - учим ребят подчиняться и преодолевать робость – командовать)

Есть два пути добиться от детей выполнения режимных моментов:

- объяснить, что это необходимо;

- сделать это интересным. Включайте фантазию.

Есть много способов сделать интересной зарядку: можно каждый день показывать какое-то новое необычное упражнение, можно завести на отрядном уголке специальный экран силовых характеристик (оформив в соответствии с легендой смены), можно проводить зарядку в виде игры…

Придумать что-то интересное для уборки не так просто.

Ничего универсального пока не существует.

Хотя нет ничего невозможного!

Например. В одном лагере на пятое питание выдавали соки в коробочках: "А давайте сейчас соберём все коробочки, а завтра перед зарядкой хлопнем их все вместе. То-то будет бум!" И, как ни странно, это сработало! И коробочки в корпусе не хлопались, и на зарядку выходили бодрее. И каждый день у них утром был большой бум! Не до самого конца смены, потом надоело. Но дольше, чем ожидалось!

Помогают в мотивации режимных моментов всякие бонусы. Например, в одном лагере самой аккуратной палате на линейке вручали большую плюшевую черепаху, которая жила в этой палате целый день. Казалось бы: ерунда, а дети так за неё сражались! Кстати, почувствуйте тонкую разницу между бонусами и подачками.

Не бойтесь вводить свои правила

Рассказывая детям правила, вы часто можете услышать: "А на прошлой смене у нас было не так…", "А нам разрешали не ложиться в тихий час…" и тому подобное.

Не идите у детей на поводу.

Во-первых, ещё не известно, что из этого правда, а что они только что выдумали (кстати, чтоб это знать, полезно пообщаться с предыдущим вожатым),

во-вторых, не важно что там было раньше. Теперь будет по-другому, так и скажите детям. В самом деле, если до вас некий Иван Иваныч разрешал им всё подряд, значит, так ему было удобнее. Но теперь-то вам работать на этом отряде. Не страдать же всю смену из-за безалаберности Иван Иваныча.

Меры воздействия

Если несмотря на все ваши старания, некоторые дети нарушают дисциплину, надо принимать какие-то меры…

Личная беседа. Доверительная беседа.

Иногда нужно просто спокойно поговорить с ребёнком, чтоб понять, что у него не так, почему он себя так странно ведёт. Может быть, есть какая-то проблема, которую вы вместе сможете решить. Может, он просто не понимает, что поступает плохо. Надо ему объяснить.

Беседа не должна происходить сверху вниз. Сравняйте ваш рост, присядьте.

В доверительной беседе не нужно ругать и отчитывать. Нужно взывать к совести, к здравому смыслу. Ребёнок должен чувствовать, что вы к нему относитесь хорошо, что вы доверяете ему и уверены в том, что он сам всё поймёт. Надо заранее продумать разговор, определить свою позицию, чтоб быть убедительным.

Беседа с наездом.

Если налицо злонамеренное нарушение, если нарушение повторяется из раза в раз, надо показать ребёнку, что вы не намерены шутить.

Тут разница в росте очень даже на пользу.

Говорите серьёзно, с металлом в голосе. Ваш разговор опять же должен быть продуманным и логичным, не допускающим возражений.

Угроза.

Это уже почти наказание. Точнее, последнее предупреждение перед ним.

Не тратьте лишних слов. Просто дайте ребёнку понять, что его ждёт, если он не изменит своего поведения. Все ваши угрозы должны быть выполнимы. Обещайте только те наказания, которые сможете осуществить.

И если угроза не подействовала, осуществляйте. Ибо вожатый держит своё слово.

Дисциплинарное собрание. Это на тот случай, когда провинился не кто-то конкретно, а весь отряд:

- например, все бесились в тихий час;

- или ужасно убрана территория;

- или неизвестно, кто именно набедокурил (круговая порука).

Тогда весь отряд созывается на собрание. Перед собранием заранее продумайте тактику, выберите тон голоса: жёсткий, мягкий, укоризненный, презрительный.  Продумайте, что будете говорить, чтоб говорить уверенно.

Говорить с целым отрядом сложней, чем с одним человеком. Надо выдержать возможное выпады и возражения со стороны детей, силой слова и интонацией голоса заставить слушать и понимать.

Не стоит отчитывать детей: «Ах вы такие-сякие, вот я вас…» Дети уже привыкли к образу злой училки и прекрасно научились игнорировать все слова, сказанные в такой манере. Надо, чтоб у детей сформировалось: «Вожатый добрый, а мы вели себя как свиньи». Здесь, конечно, важен ваш авторитет.

Не стоит затягивать собрание, обмусоливать.

Обязательно должен быть какой-то итог.

Например, договорились, что впредь будет так-то и так-то.

В одном лагере кому-то из детей родители привезли семечки (догадались, однако!). Скоро в шелухе был весь корпус. Вожатые собрали собрание и сказали: «С сегодняшнего дня семечки у нас запрещены».

В качестве итога можно объявить о наказании для всего отряда (например, ранний отбой, лишение дискотеки…)

Если есть группа виновных, можно наказать только их — но только если вы уверены, что это они. Выявление виновных прямо на собрании дело неблагодарное, лучше провести расследование заранее, кулуарно.

Бывает, что проблему можно решить, воздействуя только на одного человека, являющегося лидером и заводящего остальных. В таком случае общее собрание не требуется.

Наказание

Если на отряде что-то не так - виноват прежде всего вожатый. Но вожатого никто не будет "ставить в угол". А вот детей иногда приходится наказывать.

Наказание, как крайнее средство дисциплинарных мер воздействия, может сопровождать отрицательные поступки и должно быть им соразмерным.

Вообще детей нельзя наказывать и самое главное не стоит наказывать - лучше всего, когда воспитательным моментом является только угроза наказани я (а чтобы до самого наказания лучше не доходило).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: