Основные черты философии И. Канта

Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившем идеи диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция происхождения Солнечной̆ системы из гигантской̆ газовой̆ туманности до сих пор является одной̆ из фундаментальных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил брешь в метафизическом объяснении природы: он сделала попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной̆, но к истории ее возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.

Наследие кантовской мысли поистине огромно. В целом его можно разделить на три большие части:

1. Критика теоретического разума - учение о возможностях и пределах мышления.

2. Критика практического разума - учение о вопросах морали и нравственности.

3. Критика эстетического суждения - учение о вопросах эстетического восприятия.

Сущность учения Канта. Основой учения Канта является исследование познавательных способностей человеческого разума. С этой целью Кант предпринял основательную «критику» тех областей знания, которые накоплены человечеством за тысячи лет мыслительной деятельности. Главная задача такой критики - выяснить пределы, дальше которых не могут простираться способности нашего разума в его теоретической и практической деятельности. Иными словами, Кант поставил себе задачу определить, какие виды знания являются абсолютно достоверными, а какие - нет. Таким образом, главной проблемой всякой философской системы Кант считает именно теорию познания, характер, границы и возможности которой должны быть определены заранее.

Кант выделяет три такие идеи разума:

1. Идея о душе - Кант называет ее психологической.

2. Идея о мире - или идея космологическая.

3. Идея о Боге - теологическая идея.

Вещь в себе. Прямым следствием этого является идея о т. н. «вещи в себе». Это знаменитое кантовское понятие призвано объяснить глубочайшую разницу между миром явлений (феноменов) и миром вещей потусторонних (ноуменов). «Вещь в себе» — это то, что мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни как-либо еще почувствовать, воспринимая тот предмет, который познаем в данный конкретный момент. Яблоко, которое мы едим, может быть красным, сладким на вкус и довольно крупным. Но все это только явление «здесь, сейчас и для нас». По отношению же к миру потустороннему это яблоко является для нас «вещью в себе». Откуда мы знаем - может быть, там оно зеленое, кислое и совсем небольшое?

Категорический императив. Однако гипотетические императивы не устраивают Канта в качестве всеобщих и необходимых законов морали. Он искал такой закон, согласно которому человек не будет соотносить свой поступок с какой-либо целью, ибо всякая цель подразумевает личную корысть, интерес, выгоду. А раз так, то ни о какой подлинной морали не может быть и речи. Истинно моральным, говорит Кант, можно назвать только действие, абсолютно свободное от любых внешних и внутренних факторов. Никакая, даже самая благая на первый взгляд цель не может служить основой подлинно морального действия. В силу этого Кант выводит свой собственный морально-нравственный закон, названный им категорическим. Основой его стало знаменитое положение, выработанное Кантом в качестве единственной базы для всякой подлинной морали: «Всегда поступай так, чтобы твой поступок мог стать примером для других людей». Поэтому формула категорического императива, в отличие от гипотетического, совершенно свободна от всяких целей и устанавливает необходимость морального поступка просто потому, что всегда и везде следует поступать только так, а не иначе: «Ты должен, потому что должен!»

Сущность категорического императива. Итак, единственным основанием истинно моральных действий человека может быть только его свободное долженствование, не зависящее ни от каких соображений, целей и интересов. А как же быть с религиозными предписаниями, носящими явно моральный характер? К примеру, десять библейских заповедей разве не являются подлинно моральными с точки зрения категорического императива? Нет, отвечает Кант, не являются. Если человек не убивает, не крадет, не прелюбодействует только потому, что боится Божьего наказания, то он поступает, конечно же, правильно и хорошо, но не морально! А если человек, движимый чувством сострадания, подает милостыню нищему, то это также хорошо, но не морально. Ведь если бы не чувство сострадания (или какое-либо иное), то получается, что он и не подал бы нищему. Или, если вы что-то совершенно бескорыстно делаете для своего друга, то вами движет чувство симпатии к нему, что также извращает моральность ваших действий. Другими словами, не убивать, не грабить, почитать своих родителей, подавать милостыню нищим необходимо только по чувству долга, и никак иначе! Все остальные действия, искаженные привнесенными извне соображениями, будут очень хорошими, но не моральными.

Значение морального учения Канта поистине колоссально. Он стал едва ли не первым из мыслителей человечества, кто показал и теоретически обосновал необходимость полной личной свободы, указал на обязательное для любого человека чувство долга, дал людям аргументированные законы морали и нравственности. Другое дело, что соблюдать их в жизни крайне тяжело, если вообще возможно. Хотя сам Кант, по многочисленным свидетельствам его современников, всегда следовал этим правилам поведения. Он говорил: «Человек всегда должен рассматриваться как цель, а не как средство!» И наконец, именно Канту принадлежит одно из самых величественных и, как ни странно, романтических высказываний в истории мировой философии. Эта ставшая классической фраза относится к его излюбленной теме о врожденном чувстве долга, которое мы порой с удивлением обнаруживаем в себе: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

6. Антропологический материализм Л.Фейрбаха

Иным направлением в развитии немецкой̆ философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 – 1872) – крупнейшего материалиста домарксистской̆ эпохи, последнего представителя немецкой̆ классической̆ философии. Критикуя объективный̆ идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический̆ взгляд на природу. Материализм так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, не предложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний̆ характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной̆ чертой̆ был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой̆. Природа – основа духа. Она же должна явиться основой̆ и новой̆ философии, призванной̆ раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом, и психика которого зависит от его телесной̆ организации, обладая вместе с тем качественной̆ спецификой̆, несводимой̆ к физиологическим процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке гипертрофировалась, а специальная – недооценивалась. Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление человека верно отражает вне сознания существенную действительность. Основную роль в познании философ отводил чувствам: ясно, как солнце, только чувственное. Мыслить – значит связывать одно показание органов чувств с другими. Все формы познания (ощущения, представления, понятия, идеи) он рассматривал как образы, копии вещей̆, их свойств и отношений. Метафизичность антропологического материализма Фейербаха выразилась в том, что он вносил пассивно- созерцательный̆ характер, не учитывал общественно-исторической̆ практики, за что и подвергся критике со стороны Маркса в «Тезисах о Фейербахе».
В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:

· Единственно существующими реальностями является природа и человек;

· Человек является частью природы;
Человек есть единство материального и духовного;

· Человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек - центр всей̆ методологии;
Идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

· Бога как отдельной̆ и самостоятельной̆ реальности не существует; Бог - плод

· воображения человека;

· Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворим и никем не уничтожаема;

· Все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи


В атеистическо-антропологической̆ теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:

· Бога как самостоятельной̆ реальности нет;

· Бог - порождение сознания человека;

· Мысль о Боге - сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его

· страх и аффекты;

· Бог не является творцом, истинный̆ творец - человек, а Бог - творение человека, его

· разума;
Религия - глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;

· Корни религии - в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.


В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий̆ разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный̆ пункт познания — это ощущения, источником которых является материальный̆ мир. Л. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании утверждая, что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический̆ сенсуализм, так как основой̆ познания рассматривал только ощущения, а не практику. С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как метафизический̆, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у

Л. Фейербаха об источнике развития - противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро - зло (нравственность), приятное - неприятное (ощущения), сладкое - кислое (вкус), мужчина - женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания. К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией̆, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее кони к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им. Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который̆ господствовал в философии XVII - XVIII вв. Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический̆ метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развёрнутый̆ взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который̆ раскрывает диалектику вещей̆, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой̆ для дальнейшего развития философской̆ мысли. К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией̆, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее кони к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви.

7. Заключение


     В объем понятия «классическая немецкая философия» входят философские системы Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Созданные за сравнительно короткий̆ исторический̆ срок и образуя преемственный̆ ряд, эти системы обладают некоторыми общими признаками.
К их числу относятся, во-первых, развитие диалектики не только как способа критики «чистого разума» (Кант), но и как способа целостной̆ системы логических категорий. Принцип тождества диалектики, логики и теории познания наиболее широкое выражение в философии Гегеля. Во-вторых, применение диалектического метода к историческому процессу, попытки сформулировать законы общественного развития, правда, на базе объективного идеализма. В- третьих, вера в исторический̆ прогресс, в плодотворность научного, в том числе философского познания. И, наконец, гуманизм, глубокое уважение к человеку, который̆ выступает как цель, а не средства (Кант) и как универсальный̆ предмет философии (антропологический̆ материализм Фейербаха). Классическая немецкая философия положила знаменитый̆ отпечаток на последующий̆ ход развития мировой̆ философской̆ мысли. Она послужила теоретическим источником формирования философских взглядов Маркса и Энгельса, Герцена и Чернышевского. На ее базе возникли философские школы неокантианства неогегельянства, расцвет деятельности которых попадает на последнюю треть XIX и первую треть XX столетий.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: