План лекции:
1. Основное содержание познавательной деятельности.
2. Формы и методы научного познания.
I
Важнейшим разделом философии является гносеология (от греч gnosis – знание, logos- учение) – учение о познаваемости мира, рассматривающее проблемы человеческого познания, возможности и границы познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека. Центральной проблемой гносеологии является проблема познаваемости мира.
Наряду с термином гносеология, современная философия, часто использует понятие эпистемология (от греч. episteme – знание, учение, наука), т. е. этот термин используется как точное знание, теория, наука. В узком смысле гносеология исследует природу «готового знания», а не методов его получения. Этим занята эпистемология. Таким образом, эпистемология – это знание о знании *, а гносеология – теория познания.
Но познаваем ли мир вообще и, если да, то, как и насколько? В вопросах о познаваемости мира в философии определились три основных линии:
· агностицизм (от греческого aģnotos - непознаваемый) утверждает, что люди не могут знать, каков мир на самом деле, ибо человеческие чувства и мышление неизбежно искажают объект познания. Он не отрицает самого факта познания, а делает акцент на трудностях и сложностях познания, невозможности полного постижения вечно изменяющегося бытия.
«Все наши знания – прошлые, настоящие, будущие – ничто по сравнению с тем, что мы никогда не узнаем»
(Константин Циолковский)
· скептицизм не отрицает принцип познаваемости мира, но сомневается в возможности получения достоверных знаний.
«Не блуждает ли наша мысль не среди реальных вещей, а среди видений?» - спрашивают скептики. В разумной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием он выступает в форме сомнения, а это шаг к истине. Сомнение – это червь, подтачивающий и разрушающий устаревшие догмы. при развитии науки сомнение необходимо. Нет познания без проблемы. но нет и проблемы без сомнения. Невежество утверждает и отрицает; «знание – сомневается». «Сомнение – полпути к мудрости», утверждал философ Публий Сир.
· оптимизм считает, что мир познаваем и люди могут относительно верно отражать действительность, неограниченно углублять свои знания.
Выделение этих линий это все-таки упрощение. Ведь если агностики отрицают познаваемость мира, то это не голое, ни на чем не основанное отрицание.
Так что же такое познание и знание?
Познание – активный целенаправленный процесс постижениячеловеком объективного мира и приобретения им всё новых и новых знаний. Он имеет общественно-исторический характер.
Знание это та информация, которая переработана, преобразована человеком, определенным образом сформулирована и выражена тем или иным языком(речь, график, формула и т.д.)
Переход от незнания к знанию, а от него к новым знаниям и есть основное содержание познавательной деятельности.
В процессе познания задействованы все способности человека, в том числе чувства (живое созерцание) и разум (мышление). В вопросе о роли и месте чувственного и рационального в познании существуют две прямо противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм.
Сенсуалисты (от латинского «sensus” – чувство) считают, что решающая роль в познании принадлежит органам чувств. Таких взглядов придерживались Д. Локк, Л.Фейербах и другие.
Рационалисты (от латинского «ratio» – разум, мышление) главной ступенью познания считали мышление (Декарт, Гегель и другие)
Такой подход односторонен. Важны и чувства и разум. Первые доставляют разуму информацию. Разум ее обобщает и делает выводы.
Каковы же ступени познания?
Чувственное познание – это познание действительности с помощью органов чувств, нервной системы и мозга на основе их непосредственного контакта с объектами познания. Оно осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах:
- Ощущения – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Они являются компонентами более сложной формы.
- Восприятие – это целостный образ предмета, явления, непосредственно данный в живом созерцании. Это синтез отдельных ощущений.
- Представление – образное воспроизведение в человеческом сознании ранее воспринятого им объекта.
Рациональное познание – это познание действительности на основе абстрактного мышления и логических рассуждений.
– Понятие – форма мышления, обобщенно выражающая наиболее общие и существенные черты той или иной группы объектов (дерево).
– Суждение – форма мышления, в которой посредством логических соединений соответствующих понятий что-либо утверждается или отрицается (Москва– столица России).
– Умозаключение – форма мышления, в процессе которого из одних суждений выводятся другие, новые суждения. (Например, - кислород – газ. Все газы сжижаемы. Следовательно - кислород сжижаем.)
Рациональное связано не только с чувственным, но и с другими – внерациональными формами познания, такими как воображение, фантазия, интуиция.
Формами умозаключения являются теории и гипотезы.
Познание неразрывно связано с практикой. Она является основой познания. Практика является и целью познания.
«Великая цель образования не знания, а действия на основе полученных знаний». Г. Спенсер.
Практика – источник познания, так как дает ему фактический материал для обобщения и исследования, вооружает познание необходимой материальной базой. И, наконец, практика – критерий истины, путь к которой сложен, труден и противоречив. Постоянный спутник истины – заблуждение, то есть знание не соответствующее своему предмету.
Истина – правильное, адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она есть, независимо от нашего сознания, то есть она всегда объективна. Например, - «Все тела состоят из атомов» – объективная истина. Но полная ли? В связи с этим различают две формы объективной истины: абсолютную и относительную.
Первая – это предельно точное, полное, законченное знание объекта. Обладать ею целиком невозможно, ибо объективный мир, который она могла бы отражать, неисчерпаем и не остановим в своих изменениях.
Вторая, то есть относительная истина, -тоже объективное, но не полное знание, которое впоследствии может дополняться. Она отражает объективную истину на определенном этапе исторического развития общества. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной.