Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.
У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы.
А). Изучи правовую базу (Положение о службе практической психологии в системе образования; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога; рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности.
Б). Узнай, какой видит работы психолога у директора, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).
- Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности. Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.
- Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы.
|
|
- Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности.
3. Твой основной помощник в работе — газета «Психолог», или «Школьний психог» (нужно выписывать, в розницу нет, так как методическое пособие). Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование», «Психология и Я» (можно купить в киосках прессы)
4. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:
- Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.
- Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).
5. Основные направления деятельности:
Диагностическое – одно из традиционных направлений
ПОДСКАЗКА 1: Работая психологом в школе, я перед диагностикой задаю себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?» Итак диагностика, обработка результатов, интерпритация забирает много времени. Чаще наблюдайте за детьми, общайтесь с ними, также с учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.
|
|
Коррекционно-развивающая работа
Консультативное направление
ПОДСКАЗКА 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.
ПОДСКАЗКА 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.
ПОДСКАЗКА 4: В учительской рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Я помещаю там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), различную информацию, помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки.
Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)
ПОДСКАЗКА 5: Предложи классному руководителю 7 – 8- х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят. В учительской напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план – сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени запланируете на месяц работу.
ПОДСКАЗКА 6: А еще мы с завучем по воспитательной работе стали проводить общешкольные родительские собрания по параллелям. Один месяц – одна параллель. Очень удобно и эффективно.
Диспетчерская работа (рекомендация психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному специалисту: логопеду, психоневрологу
6. Документация:
Основная документация:
- Годовой план;
- График работы;
- По недельный план работы;
- журнал ежедневного учета работы;
- Журнал протаколов индивидуальных консультаций;
- журнал предыдущей записи на консультацию;
- журнал наблюдений;
- журнал посещения уроков;
- журнал проведения корекційно – возобновительной и развивальной работы;
- Статистический и аналитический отчеты.