Храм Покрова на Нерли, 1165 г

 

Ритуальное поклонение ящерам на территории современной Литвы и Белоруссии было достаточно распространено с глубокой древности вплоть до XVI века. В предыдущей работе мы уже приводили свидетельство посла Императора Священной Римской Империи в России, Сигизмунда фон Герберштейна о giwoites –неких змеях на четырех (коротких) лапках, напоминающих ящериц, с черным жирным телом ”, которых в Жемайтии кормили “ в своих домах ” и которым “ со страхом поклонялись ”[19].

По мнению Б.А. Рыбакова: “ такие реальные земноводные, являвшиеся объектом домашнего культа, и могли быть исходным материалом для образа более значительного бога озера, реки или всего подземно-подводного мира ”[20].

Этот древний культ, о котором почти не известно в предшествующие два столетия, внезапно заметно оживает в XVI веке, когда в Прибалтике и Белоруссии неожиданно и в больших количествах появляются giwoites. К этому же времени (1582 г.) относится и следующее сообщение, зафиксированное в тридцатом томе Полного собрания русских летописей: “… В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день…

Б.А. Рыбаков следующим образом комментирует это сообщение: “ Здесь речь идет не о прикормленных к дому обожествленных “гивоитах” (“живоитах”), а о реальном нашествии речных ящеров (выделено нами – А.К.)”[21].

В данном контексте представляет интерес следующая полесская легенда о чудовище Огневержце: “ В болоте живет огненный змей Огневержец. Он убивает всех, кто попадает на болото. Похож он на ящерицу, с костяными пластинками на лбу и по телу (выделено нами – А.К.)”[22].

До середины того же XVI века просуществовало и языческое капище в развалинах Елабужского Чертового городища при слиянии реки Тоймы с Камой, получившее свое название от оракула-змея (черта), который жил, будто бы в находившемся на этой горе языческом храме. Запустение капища наступило, когда перед самым взятием Казани из Чертового городищаизлете змей велик, огнен, и на запад полете ”.

Г.Е. Верещагин в 1911 году следующим образом описывал предания, связанные с этим примечательным местом: “ Оракулу-змею приносились в жертву иноплеменники, а плывшие по Каме судовщики, во избежание опасности, непременно должны были приносить ему дары, а те, которые не хотели приносить, подвергались опасности. Оракул был настолько известен, что даже казанская царица Цумбека (или Сюхнибека) послала туда своего вельможу узнать от оракула о будущей судьбе Казанского царства. Вельможа, прибыв туда, молился там по-своему девять дней и в десятый услышал из капища голос, который говорил, что Казанское царство разрушится и водворится тут христианская вера. После такого предсказания змей будто бы в чёрном облаке поднялся из капища и в виду всех полетел на запад, где и скрылся навсегда. Почти то же сообщает и казанский историк Рычков. Он говорит, что в некотором улусе на высоком берегу Камы стоял небольшой каменный городок – остаток древних болгар. Некогда в нём обитал бес, творя разные чудеса, чем и привлекал туда со всех сторон черемисов и татар, принимал от них жертвы и предсказывал судьбу. Он исцелял также и от тяжких болезней. Если плывущие по реке, не исключая и христиан, ничего не хотели принести ему в дар, то он тотчас же убивал их, топил суда, наносил им различный вред. Наконец, он до того стал простирать своё мщение, что уже никто не смел приближаться к городищу, не заплатив бесу надлежащей дани. Обращавшимся к нему он отвечал невидимо через своих мудрецов. Одним предсказывал долгую жизнь и здоровье, другим – болезни, бедствия, погибель и покорение земель их. <…> Об оракуле-змее на камских берегах упоминается и в третьей песне известной эпической поэмы “Россиада” <…> С легендами о Чёртовом городище связывается сказание об Ананьевском могильнике, находящемся близ Елабуги. М.В. Уфимский, сотрудник “Волжского Вестника” говорит, что Чёртово городище было цитаделью, или крепостью чуждых народов, которых местные легенды причисляют к чуди (о которой мы будем говорить ниже – А.К.)”.

Далее Верещагин приводит точку зрения, согласно которой: “ Юнан или Ананьевский могильник принадлежит скифским народам. <…> Известно, что греки присваивали происхождение скифов от Геркулеса и скифской красавицы полуженщины-полузмеи (речь идет о Змеедеве-ехидне, дочери Борисфена (Днепра) – А.К.), которая родила от Геркулеса трёх скифских родоначальников: Агатирса, Гелона и Скифа ”[23].

Примечательно, что жители села Котловка Елабужского уезда еще в начале XX века продолжали верить в существование в этой местности огромных (величиной с бревно) змеев[24]…

 С образом ящера - коркодела связаны топонимы многих озер и рек Северо-Запада, как то: река Ящера, озеро Ящино, населенные пункты Ящера, Малая Ящера и др. В окрестностях Москвы можно указать на Спас-Крокодильный монастырь близ Клина (ныне село Спас-Крокодилино). В данном контексте представляют интерес и весьма протяженные непроходимые болота на границе Псковской и Новгородской областей. Их площадь составляет более 200 тысяч гектаров. Что творится в сердце болотной страны неизвестно – до сих пор этот район Европейской России остается малоисследованным. В глубине болот, на берегу озера возвышаются руины древнего Рдейского монастыря. Остается только предполагать, для чего основатели монастыря выбрали столь гиблое и малопригодное для жизни место[25]…

Обращаясь к вопросу о генезисе культа ящера-коркодела, следует обратить самое пристальное внимание на тот факт, что именно у истоков Волхова, некогда недавние колонисты-славяне соприкасались с коренными чудскими племенами[26].

Именно литейщикам племени чудь приписывается авторство предметов, относящихся к искусству металлической пластики, именуемому Пермским звериным стилем, характерной составляющей которого является сюжет ящера.

Пермский звериный стиль (предположительно VII в. до н.э. – XII в. н.э.) в том смысле как он понимается большинством исследователей, представлен культовыми ажурными или сплошными односторонними литыми бронзово-медными сюжетными пластинами-плакетками, входившими в определенные системные наборы, отражавшие космогонические и генеалогические представления их создателей. Наборы этих пластин, расположенные в определенном порядке, служили основой для изложения мифов, и, видимо, были обязательной принадлежностью каждого родового святилища, что объясняет их распространенность и устойчивость сюжетов. Пермский звериный стиль обладает всеми признаками системности: повторяемость сюжетов, общие технологические приемы, длительность существования, композиционная структурность. Помимо культовых плакеток к пермскому звериному стилю можно отнести так же и ряд фигурок-бляшек или медальонов, изображающих птиц, головы медведей и антропоморфные личины или фигуры. Эти предметы также выполнены плоским литьем и имеют, в ряде случаев, ажурно-прорезное исполнение.

 

 

Прорезная бляха. Крылатый человеколось на ящере.

VII-VIII вв. Бронза, литье.
Троицко-Печорский р-н.

Наряду с Пермским звериным стилем культовые плакетки представлены в Печорском зверином стиле и в Обском (Западносибирском) зверином стиле, наиболее северные памятники с ажурными культовыми пластинами, аналогичными Приуральским и Зауральским, находятся на о. Вайгач и на Югорском полуострове.

Три указанных стиля имеют ряд общих сюжетов. Прежде всего, это плакетки с изображением лося, человеко-лося и собственно ящера. Общим является и мотив летящей птицы, птицы с антропоморфной личиной или фигурой на груди[27].

Следует отметить, что сюжеты птицевидных пластин впервые появляются в эпоху бронзы и раннем железном веке. Они встречаются в составах древних святилищ-костищ. На некоторых таких костищах найдены пережженые кости человека – судя по всему, остатки человеческих жертвоприношений...[28]

 

Птицевидный идол с человеческой личиной на груди.
VIII-IX вв. Бронза, литье.
с. Кондратьева Слобода Чердынского р-на Пермской обл.

 

Характерно совпадение сюжета всадника (всадницы), который в Печорском стиле едет на ящере -лосе, в Пермском - на лошади, в Западносибирском - на лосе или на лошади.

Примечательно общее распространение сюжета ящера. Ящер здесь – зооморфное существо с коротким плотным туловищем, короткими, обычно трехпалыми ногами, тупой или подтреугольной головой. Голова может иметь выросты наподобие рогов или бивней.

 

 

 




Ажурная бляха.

Всадница, под ногами – десять голов ящеров,

позади – животное, впереди – птица.
V-VI вв. Бронза, литье.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: