Эффект Барнума/эффект Форера

Эффект плацебо

Эффект плацебо получил свое название от латинского placebo – «поправляюсь, удовлетворяю». Этот эффект довольно прост и всем известен: больному дают таблетку, которая якобы является лекарством, а на самом деле представляет собой «пустышку». Однако, исцеление при этом происходит самое настоящее. Чудо! Или сверхвозможности человека? А может, и болезни-то были ненастоящими? Попробуем разобраться.

История плацебо

Эффект плацебо был открыт еще в глубокой древности. Считалось, что он основан на убеждении, вере, которая может быть удивительно сильной. Этот эффект направлен в обе стороны: человек может как выздороветь, так и наоборот, пострадать. Подобный случай описан в VIII веке н. э. врачом из Вены по имени Эрих Меннингер фон Лерхенталь. Несколько студентов невзлюбили своего товарища и решили зло пошутить над ним. Поймав несчастного, ребята объявили, что собираются обезглавить его, показали топор, после чего кинули ему на шею мокрую тряпку. Бедный студент действительно умер от разрыва сердца, вызванного страхом и полной уверенностью, что его действительно сейчас обезглавят.

Термин «плацебо» был введен в 1955 году военным врачом Генри Бичером, а первые исследования были вынужденно проведены во время Второй Мировой войны: когда в военном госпитале стало не хватать лекарств, отчаявшиеся врачи стали давать пациентам «пустышки» от боли — и, на удивление, они помогали.

Механизм эффекта плацебо

Особенности проявления эффекта плацебо связаны с неосознанным желанием пациентов поддаваться влиянию авторитета – лечащего врача.

Фундаментальной основой эффекта плацебо является мощное самовнушение: вследствие чего, с одной стороны, мозг пациента начинает вырабатывать огромное количество эндорфинов (которые частично заменяют лечебное воздействие препарата), а с другой стороны – происходит “процесс мобилизации” – состояние готовности организма к положительным изменениям, повышение иммунитета и всех защитных сил.

Эффект плацебо достаточно широко применяется при исследованиях эффективности новейших медицинских препаратов: воздействие настоящего лекарственного препарата должно быть больше, чем эффект после приема таблеток-плацебо. Зачастую достаточным результативным отличием эффективности реального препарата от пустышки является показатель в 5-10 %.

Также в подобных экспериментах не сложно вызвать и обратный – отрицательный эффект. После приема “пустышки” до 5% больных способны испытывать различные ухудшения самочувствия (аллергия, учащенное сердцебиение и прочие симптомы), что является проявлением обратного психологического феномена – эффекта ноцебо.

Практическое применение

Данный феномен широко используется не только в экспериментальном исследовании новых лекарственных разработок. Эффект плацебо стараются применять и для хорошо изученных, эффективных препаратов:

· доказано, что яркие и крупные таблетки действуют значительно сильнее, чем мелкие и невзрачные пилюли;

· продукция хорошо разрекламированных медицинских корпораций чаще всего дает больший эффект, чем аналогичные препараты мелких и неизвестных фармацевтических заводов (при условии полностью идентичных составов).

 

Эффект Веблена

Под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба, но принципиально отличается тем, что эффект сноба зависит от потребления остальных, а эффект Веблена зависит прежде всего от цены.

Эффект Зейгарник

Это мнемический эффект, который был открыт ученицей К. Левина Блюмой Вольфовной Зейгарник в 1927г.

Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не завершилось.

Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

Холодное чтение

Отец холодного чтения Рей Хайман, профессор психологии из Орегонского университета и менталист в прошлом, известен как отец-основатель современного холодного чтения, изучивший эффект, который оно производит на публику.

Холодное чтение — набор приёмов, которые используют менталисты, экстрасенсы, гадалки, медиумы и иллюзионисты, чтобы создать видимость того, что они знают о человеке гораздо больше, чем есть на самом деле.

Человек, практикующий холодное чтение, может получить большое количество информации о субъекте, о котором он до этого ничего не знал. Это делается при помощи анализа языка тела, возраста, стиля одежды, причёски, пола, сексуальной ориентации, религии, расы или этнической принадлежности, уровня образования, манеры речи, места происхождения и т. д. Практикующие холодное чтение обычно используют догадки, которые имеют статистически высокую вероятность оказаться верными, быстро корректируя свои предположения в зависимости от реакции субъекта, на котором используется эта техника. Если догадка оказалась неудачной, то внимание переносится на другую тему, тогда как на верной догадке внимание заостряется.

Перед началом чтения ведущий, как правило, пытается подготовить зрителей и обеспечить их сотрудничество. Например, он употребляет выражения вроде «Я вижу немного размытые картинки, которые могут иногда значить для вас больше, чем для меня. Если вы поможете, то вместе мы сможем узнать что-то новое». Одним из наиболее важных элементов убедительного холодного чтения является доброволец, который готов интерпретировать расплывчатые формулировки, — это помогает сделать более точные предположения.

После того как фокусник установил, что доброволец готов сотрудничать, он обычно начинает с пробных вопросов или утверждений, обращая внимание на реакцию, которая выражается как вербально, так и невербально — в выражении лица, в движениях тела. Получив подтверждение одному из своих утверждений, ведущий продолжает генерировать догадки в том же направлении. Успех подчёркивается повторением и перефразированием. Догадки, которые не оказываются успешными и не вызывают реакции, быстро отбрасываются. Цель состоит в том, чтобы создать впечатление, будто вся новая информация идёт от фокусника. Успешные попадания, которые вызывают эмоциональную реакцию, для усиления эффекта постоянно повторяются.

Комбинируя технику холодного чтения с тем, что удалось узнать о человеке до сеанса (так называемое «Горячее чтение (англ.)»), можно произвести очень сильное впечатление на публику.

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это психологический феномен, суть которого заключается в том, что человек, на уровне подсознания строит линию поведения, опираясь на мнение и ожидания окружающих.

Мы часто, сами того не осознавая, сталкиваемся в жизни с эффектом Пигмалиона. Наиболее ярким примером тому являются дети с девиантным поведением. От них не ждут ничего хорошего. Подсознательно отношение к таким детям соответствующее. В итоге они оправдывают ожидания окружающих.

Об эффекте Пигмалиона говорит еще один феномен: будучи убежденными в чем-либо, мы повсеместно находим подтверждения своей правоты. К примеру, руководитель предвзято относится к одному из своих подчиненных. И несмотря на все его заслуги перед компанией, начальник будет искать огрехи в его работе, а неудачи других сотрудников будет подсознательно оправдывать.

Эффект Пигмалиона также именуют самосбывающимся пророчеством. Ожидаемое сбывается. С чем это связано? Существует предположение, что головной мозг тем или иным образом фильтрует поступившую информацию и концентрирует внимание согласно полученным установкам.

 

Эффект Барнума/эффект Форера

Эффе́кт Ба́рнума, также эффе́кт Фо́рера, эффе́кт субъекти́вного подтвержде́ния — общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям.

Эффектом Барнума можно частично объяснить феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии, гомеопатии и прочих псевдонаук. Также отмечается его влияние в соционике. Влияниe эффекта также присутствует в некоторых психологических тестах, результаты которых не позволяют отличить людей друг от друга.

Эффект назван в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума, который был известен своими психологическими манипуляциями и которому приписывают фразу «У нас есть что-нибудь для каждого». Предположительно, такое название эффекту дал психолог Пол Мил (англ. Paul Meehl).

 

Данный эффект также называют эффектом Форера, по имени психолога Бертрама Форера (англ. Bertram R. Forer), который в 1948 году провёл психологический эксперимент, в котором показал действие этого эффекта. Он дал своим студентам специальный тест, чтобы по его результатам провести анализ их личностей. Однако вместо настоящей индивидуальной характеристики он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Затем он попросил каждого студента по пятибалльной шкале оценить соответствие описания их личности действительности, — средней оценкой было 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён сотни раз независимыми исследователями.

В одном из исследований, изучавшем влияние этого эффекта, студенты получали оценку своей личности по MMPI и исследователи оценили их ответы. Исследователи составили точные оценки личностей студентов, но дали студентам как точную оценку, так и оценку, использующую поддельные обобщенные описания. Затем студентов попросили выбрать, какую оценку они считают своей. Более половины студентов (59 %) выбрали поддельную оценку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: