Слухи и искаженная информация

 

В настоящее время, когда из-за экономических, политических и социальных причин произошло резкое сокращение выпуска многих военных журналов и газет, доступных широкому кругу читателей, люди удовлетворяют свою потребность в информации об армии путем знакомства с сомнительными фактами и различными слухами. Они психологически удовлетворяют информационный голод как самих рассказчиков, так и слушателей. Несколько десятков лет назад на экранах кинотеатров демонстрировалось достаточно много кинофильмов о повседневной жизни солдат и офицеров, на основании которых широкая аудитория могла почерпнуть интересующую их информацию, сегодня же тема армейской жизни довольно однобоко и мрачно представлена в кинофильмах, на экранах телевизоров и на страницах периодической печати.

Как показывают социально-психологические исследования, деятельность по распространению негативных слухов в России вообще и в отношении ее армии в частности была возведена в некоторых странах в ранг государственной политики, а научно-исследовательские работы в этом направлении щедро финансировали. Как пишет американский теоретик психологической войны Пол Лайнбарджер, пропаганда посредством распространения слухов состоит в планомерном их использовании для воздействия на умы и чувства людей с определенной, имеющей общественное значение целью — военной, экономической или политической.

Психологи выделяют несколько типов слухов в соответствии с тем, что в них хотят выразить заинтересованные лица: слухи-желания, слухи-пугала, агрессивные слухи, которые наиболее опасны, потому что порождают подозрительность и сильную игру воображения, ведут к нарушению нормального психологического состояния. В качестве профилактики воздействия слухов на формирование отрицательного мировоззрения молодых людей в отношении военной службы можно рекомендовать им и тем, кто их окружает, вырабатывать у себя критическое отношение к разного рода рассказам, даже если рассказчик ссылается на «достоверные источники».

Нужно иметь в виду некоторые психологические закономерности распространения слухов. Так, сам процесс рассказывания служит для утверждения личности рассказчика. Поэтому, рассказывая, человек (иногда бессознательно) стремится создать у слушателей впечатление, что он имеет источники информации, недоступные для других. Он ассоциирует себя с важными персонами и растет в собственных глазах. Удивление, испуг, восхищение, которые рассказчик может прочесть на лицах слушателей, служат ему дополнительной наградой и стимулом.

Сообщение о том, что информация исходит из надежного источника, придает слуху видимость достоверности, а ссылка на то, что его содержание разделяется большинством, заставляет людей верить ему как факту.

Мотивами для распространения агрессивных слухов нередко служат личное озлобление, враждебные чувства по отношению к чему-либо или кому-либо, например, к тем же военным, от общения с которыми у человека могли сохраниться отрицательные эмоции. Желательно, чтобы молодые люди, получающие любую негативную информацию об армии и службе в Вооруженных Силах, учитывали все это и не спешили с выводами и своими эмоциональными реакциями.

Вопросы к 4

 

1. Какие типы слухов вы знаете?

2. Какие из слухов наиболее опасны и почему?

3. В чем заключаются психологические закономерности распространения слухов?

4. Какие мотивы для распространения слухов выделяют специалисты?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: