А. И.П. - лицом по Л.Т., 3п (Л.Н. впереди).
«Раз» - шаг Л.Н. вперед по Л.Т.;
«два» - поворот (900) влево и шаг П.Н. вправо по Л.Т.;
«три» - шаг-приставка Л.Н. в 3п назад. К.П. – лицом к Ц, 3п (П.Н. впереди).
Б. И.П. - спиной по Л.Т., 3п (Л.Н. впереди).
«Раз» - шаг П.Н. назад по Л.Т.;
«два» - разворот (900) влево и шаг Л.Н. влево по Л.Т.;
«три» - шаг-приставка П.Н. в 3п назад. К.П. – спиной к Ц, 3п (Л.Н. впереди).
Движения ступни и колен такие же, как и в вальсовом повороте. Допускается небольшое приседание на первом шаге, для того чтобы «затормозить» движение после стремительной дорожки. Используются также небольшие повороты корпуса на первом шаге в сторону вращения. Связующий поворот нельзя повторить вправо или влево.
В паре. Если К исполняет движение с Л.Н., то Д – с П.Н., и наоборот.
Балансе. (один такт).
Движение используется во многих вальсовых танцах. Исполняется вправо, влево, вперед и назад.
Балансе вправо.
Движение исполняется с П.Н. И.П. – 3п (П.Н. впереди). Затакт: отведение П.Н. вправо на воздух. Колени выпрямлены; «раз» - шаг П.Н. вправо в приседание. Л.Н. сгибается в положение у щиколотки П.Н. позади; «два» - переход на полупальцы Л.Н. по 3п. Колено выпрямляется. П.Н. сгибается в положение у щиколотки Л.Н. впереди; «три» - переход на П.Н., Л.Н. сгибается в положение у щиколотки П.Н. позади.
|
|
Балансе влево.
Движение исполняется с Л.Н. аналогично балансе вправо. И.П. - 3п (Л.Н. впереди). При разучивании балансе педагогу следует обратить внимание на точность положений ноги у щиколотки, хотя в танце это положение на счет «два» и «три» не подчеркивается. Шаг в приседание исполняется мягко и сдержанно, иначе нарушится плавность движения. Необходимо добиваться выворотного положения ног. На первом шаге исполняется небольшой наклон корпуса в сторону движения (с П.Н. – вправо, с Л.Н. – влево). На последующих движениях корпус постепенно выпрямляется в И.П. Балансе можно исполнить попеременно вправо и влево.
В паре. И.П. – закрытое положение (К – спиной, Д – лицом к Ц), руки соединены во 2п (рис.1б). Если К исполняет балансе влево, то Д – вправо, и наоборот. Движения исполняются синхронно, особенно наклоны корпуса. Руки постоянно находятся на одной линии с линией плеч.
Балансе вперед. (один такт). И.П. – 3п (П.Н. впереди).
Затакт: П.Н. отводится вперед на воздух, колени выпрямлены; «раз» - шаг П.Н. вперед в приседание, Л.Н. сгибается в положение у щиколотки П.Н. позади; «два» - переход на Л.Н. на полупальцы, колено выпрямляется. П.Н. сгибается в положение у щиколотки Л.Н. впереди; «три» - переход на П.Н., Л.Н. сгибается в положение у щиколотки П.Н. позади. Необходимо соблюдать вышеуказанные правила исполнения балансе. Корпус должен сохранять прямое положение, на первом шаге исполняется небольшой наклон только в верхней части (назад- влево – с П.Н., назад-вправо – с Л.Н.).
|
|
Балансе назад. (один такт). И.П. – 3п (П.Н. впереди).
Затакт: Л.Н. отводится назад на воздух; «раз» - шаг Л.Н. назад в приседание, П.Н. сгибается в положение у щиколотки Л.Н. впереди; «два» - переход на П.Н. на полупальцы, Л.Н. сгибается в положение у щиколотки П.Н. позади; «три» - переход на Л.Н., П.Н. сгибается в положение у щиколотки Л.Н. впереди. В этом движении необходимо обратить внимание на мягкое приседание после первого шага. Корпус сохраняет прямое положение, допускается небольшой наклон верхней части вперед-вправо (Л.Н.) или вперед-влево (с П.Н.). Балансе вперед и назад в танце чередуются.
В паре.
И.П. – закрытое положение на небольшом расстоянии (К – спиной, Д – лицом к Ц), 3п (П.Н. впереди). Руки в исходной позиции. Вначале обычно исполняется балансе вперед с П.Н., П.Р. (К) и П.Р. (Д) соединяются и переводятся в 3п (рис. 1г). Далее исполняется балансе назад с Л.Н., соединенные руки опускаются в 1п (рис. 1д). При исполнении балансе вперед К и Д не должны слишком приближаться друг к другу. Руки в 3п должны быть округленными, локти отводятся в стороны. К и Д смотрят друг на друга. Балансе в танце не рекомендуется повторять много раз. Его можно сочетать с другими вальсовыми движениями. После освоения отдельных вальсовых элементов их можно соединить в следующей примерной композиции.
8. СОЕДИНЕНИЯ ВАЛЬСОВЫХ ДВИЖЕНИЙ:
• Соединение №1 (32 такта). Вальсовые повороты и дорожка. И.П. – закрытое положение (К – спиной, Д – лицом к Ц) (рис. 1а), 3п (К – Л.Н., Д – П.Н. впереди). 1-12 такты: шесть вальсовых поворотов вправо. 13-15 такты: три дорожки по Л.Т. (К - назад, начинает с Л.Н.; Д – вперед, начинает с П.Н.). К.П.: К – спиной, Д – лицом по Л.Т. 16 такт: связующий поворот влево. Начинают: К – с П.Н. назад; Д – с Л.Н. вперед. К.П.: К – спиной, Д – лицом к Ц. 17 – 28 такты: шесть вальсовых поворотов влево. 29 – 31 такты: три дорожки по Л.Т. (К – вперед, начинают с Л.Н.; Д – назад, начинает с П.Н.). 32 такт: связующий поворот вправо. Начинают: К – с П.Н. вперед, Д – с Л.Н. назад. К.П.: К – спиной, Д – лицом к Ц. Соединение можно повторить.
• Соединение №2 (4 такта). Балансе и дорожка вперед. И.П. – закрытое положение (К – спиной, Д – лицом к Ц), 3п (впереди: К – Л.Н.; Д – П.Н.). Руки соединены во 2п (рис. 1б).
1-2 такты: два балансе (К – влево и вправо; Д – вправо и влево).
3 – 4 такты: две дорожки в открытом положении, руки переводятся в 1п (рис.1е). Начинают: К – с Л.Н., Д – с П.Н. Соединение можно повторить. С первым шагом К и Д принимают И.П.
• Соединение №3 (4 такта). Балансе и дорожка назад. И.П. – закрытое положение (К – спиной, Д – лицом к Ц). Л.Р. (К) и П.Р. (Д) соединены во 2п. 1 такт: балансе по Л.Т. (К – влево с Л.Н.; Д - вправо с П.Н.). Соединенные руки переводятся в 3п. 2 такт: поворот в И.П. и балансе против Л.Т. (К – вправо; Д – влево). 3 – 4 такты: две дорожки назад спиной по Л.Т. в открытом положении (Д – слева). Начинают: К – с Л.Н., Д - с П.Н. Соединенные Л.Р. (К) и П.Р. (Д) переводятся в 1п. Для повторения соединения в конце исполняется поворот (1800) (К – влево на П.Н.; Д – вправо на Л.Н.). Перемену направлений в этом
соединении не следует исполнять резко, переход от одного движения к другому должен быть плавным. Руки в 3п округляются, локти отводятся в стороны. Взгляд К и Д направлен по Л.Т. Перевод соединенных рук в 3 такте в 1п исполняется через низ. Исполняя дорожку, К и Д смотрят друг на друга.
• Соединение №4 (4 такта). Балансе и связующий поворот. И.П. – закрытое положение (К – спиной, Д – лицом к Ц). Руки в исходной позиции.
1 такт: балансе вперед с П.Н.; П.Р. (К) и П.Р. (Д) соединяются в 3п (рис. 1г).
2 такт: балансе назад с Л.Н., соединенные руки переводятся в 1п (рис. 1д).
|
|
3 такт: руки разъединяются и исполняется связующий поворот вправо с П.Н. К.П. – противоположное положение (К – спиной, Д – лицом по Л.Т.).
4 такт: связующий поворот вправо с Л.Н. К.П. – закрытое положение (К – лицом, Д – спиной к Ц). Руки в исходной позиции. После повторения соединения К и Д возвращаются на свои места в И.П. Переход партеров, исполняемый на 3- 4 такты, в хореографии принято называть «до-за-до», что в переводе с французского языка означает «спина к спине».
• Соединение №5 (4 такта). Балансе и повороты вальса. И.П. – закрытое положение (К – спиной, Д – лицом к Ц). Руки соединены во 2п. (рис. 1б).
1-2 такты: два балансе (К – влево и вправо; Д – вправо и влево).
3 – 4 такты: К и Д принимают замкнутую позицию рук (рис. 1а) и исполняют полный поворот вальса вправо. Соединение можно повторить. С первым шагом-балансе П.Р. (К) и Л.Р. (Д) соединяются во 2п (рис. 1а).
Приведенные композиции можно исполнить в любой последовательности. В танце можно использовать и более сложные соединения, варьируя элементы и положения в паре.
9. ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС:
В этом танце использованы многие вальсовые движения. Наиболее распространенной композицией является фигурный вальс в постановке С. Жукова. Танец определенной композиции, состоит из четырех фигур, занимает 32 такта.
М/Р – ¾, темп умеренно быстрый.
Первая фигура (8 тактов). И.П. – закрытое положение (К – спиной, Д – лицом к Ц), 3п (впереди: К – Л.Н.; Д – П.Н.). Руки в замкнутой позиции (рис. 1а).
1 такт: балансе по Л.Т. (К – влево; Д – вправо).
2 такт: балансе против Л.Т. (К – вправо; Д – влево). П.Р. (К) и Л.Р. (Д) соединяются во 2п.
3 такт: первая половина вальсового поворота (К – влево; Д – вправо).
4 такт: вторая половина вальсового поворота (К – влево; Д – вправо). Руки вначале разъединяются, в конце соединяются в И.П. 5 – 8 такты: повторение движений 1 – 4 тактов. В конце руки разъединяются и опускаются в исходную позицию.
Вторая фигура (8 тактов). И.П. – закрытое положение (К – спиной, Д – лицом к Ц), 3п (П.Н. впереди).
1 такт: балансе вперед с П.Н.; П.Р. (К) и П.Р. (Д) соединяются в 3п (рис. 1г).
|
|
2 такт: балансе назад с Л.Н., соединенные руки выпрямляются перед собой (рис. 1д).
3 такт: первая половина вальсового поворота вправо. Соединенные руки переводятся в 3п. К и Д меняются местами. К.П.: К – лицом, Д - спиной к Ц; ноги в 3п (П.Н. впереди). Руки в 3п.
4 такт: шаг-глиссад назад с Л.Н. Соединенные руки переводятся в 1п. 5 – 8 такты: повторение движений 1 – 4 тактов. К и Д возвращаются на свои места.
Третья фигура (8 тактов). 1 – 8 такты: К – семь дорожек вперед по Л.Т., начинает с Л.Н. На 8 такт исполняет связующий поворот вправо с П.Н. К.П. – спиной к Ц, 3п (П.Н. впереди). Д – четыре вальсовых поворота вправо под соединенными в 3п Л.Р. (К) и П.Р. (Д). К.П. – И.П. (рис.1а).
Четвертая фигура (8 тактов). 1 – 8 такты: четыре вальсовых поворота вправо в паре. К.П. – И.П. Танец можно повторить. Вальсовые движения в фигурном вальсе можно исполнить и в других сочетаниях, виных положениях в паре.
11. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: