Глава 2. Форсайт как инструмент регионального развития

                       2.1 Эволюция понятия форсайт

Разрушение практик работы с будущим в России, ранее существовавших в виде идеологии (образа) будущего, футурологической фантастики, создания геополитических стратегий, долгосрочного государственного планирования социально-экономического развития страны, происходило в последние десятилетия на фоне развития в ведущих странах мира особой области управления –  долгосрочного планирования, формирования новой технологии работы с будущим — форсайт, а именно технологического, социального, регионального.

Форсайт- это технология долгосрочного прогнозирования крупномасштабных процессов, основанная на коллективных экспертных оценках, получаемых от различных социальных групп, готовых активно участвовать в реализации формируемого прогноза. Долгосрочность нужна стратегическим звеньям, регионам, странам. В форсайт должны вовлекаться все слои и социальные группы общества, готовые активно действовать для его реализации.

Стратегическое планирование сформировалось в крупном бизнесе в период 1960-70-х годах с целью выработки планов долгосрочного развития на 10-15 лет. В 1980-х годах форсайт-технологии стали использоваться для разработки стратегий и стратегических планов развития крупных городов и регионов. Стратегические планы развития Барселоны (Испания), Стокгольма (Швеция), Большого Питербора (Канада) являются наиболее успешными и известными.

Проведение технологических форсайтов как метода новой зарождающейся экономики знаний на национальном уровне получило значительное распространение в 1970-х годах в Японии. В настоящее время аналогичные исследования проводятся практически во всех странах Евросоюза, Китае, России. В 1990-х годах на основе разработок независимых аналитических центров (МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Фонд «Институт «Экономики города» и др.) в России в качестве альтернативного варианта административному планированию начала формироваться практика территориального стратегического планирования. Стратегическое планирование, опираясь на разработанные ранее методики работы с будущим, предусматривало согласование представлений о будущем, сопряжение целей и координацию использования заинтересованными субъектами процесса стратегического планирования всех имеющихся ресурсов, что способствовало координированию на основе специальных технологий взаимодействия участников процессов планирования стратегического развития общего будущего, повышению вероятности реализации различных вариантов будущего.

В то же время форсайт-технологии получили широкое распространение при проведении анализа перспективных рынков, прогнозирования социальных процессов, формирования инфраструктуры национальных и региональных инновационных систем. Форсайт базируется на поведении гражданского общества, а прогноз - на идеях интеллектуалов. Форсайт – это механизм согласования партикулярных интересов отдельных групп граждан: 1 группа граждан – потребители, общественная группа граждан, которая представляет их мнение; 2 группа – ученые; 3 группа – политики.

                                        2.2Суть форсайта

Форсайт предполагает согласование всех групп интересов. Суть форсайта в том, чтобы создать механизм согласования интересов различных слоев общества в данном регионе. В форсайте очень важно, чтобы один и тот же объект рассматривали с нескольких сторон: бизнес, ученые, политики и потребители (общественная группа граждан), вследствие чего будет достигнут потенциальный рост уровня развития общества, новый порядок прогнозов, иной порядок эволюции власти. Формирование в Российской Федерации качественно иной практики прогнозирования развития регионов позволит существенно усилить позиции страны на мировой арене, поскольку конкурентная борьба разворачивается на основе основных форматов будущего: новых финансово-экономического и военно-политического порядков; стратегий развития глобальных сфер деятельности; перспектив трансформации макрорегионов (ЕС, ЮВА, ШОС, АТР и др.); стратегий развития отдельных стран и крупных регионов. Активная роль России в конкурентной борьбе формируется на основе повышения эффективности форсайта.

 Технология форсайта, включающая обширный перечень методов и технологий, достаточно многогранна. Основная его идея состоит в разработке определяющих для мирового сообщества стратегических направлений развития науки, технологии, экономики, социальной сферы на 15-20-летние периоды. Знание стратегических перспектив позволяет сосредоточить усилия и ресурсы для организации качественного «прорыва» в ключевых областях. В Российской Федерации последовательно реализуется комплексная программа мероприятий законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий функционирования всех субъектов хозяйствования, а также активизации инвестиционной и инновационной деятельности.

В целях создания условий для коммерциализации инноваций утверждаются долгосрочные целевые программы, направленные на формирование действенного механизма получения экономических преимуществ от научно-технической, инновационной и производственной деятельности, повышение конкурентоспособности региональных товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью. Реализация кластерного сценария стратегического развития, который ориентирован на развитие приоритетных отраслей экономики российских регионов (нефтехимия, машиностроение и новые материалы, автоматизация и приборостроение, медицина и фармацевтика, авиация и космическая сфера) с целью интенсификации продвижения нано-технологичной и высокотехнологичной продукции и реализации инвестиционных проектов в данных областях, выступает моделью быстрого роста отрасли нанотехнологий.

Успешное формирование и эффективное развитие инновационного сектора Российской Федерации осуществляется на основе привлечения передовых достижений науки, техники и технологий, включающих как конкурентоспособные отечественные изобретения, так и иностранные разработки в случае наибольшей эффективности их применения по сравнению с отечественными научно-техническими возможностями.

                   2.3 Проблемы реализации и способы их решения

Инновационная экономика меняет все основы организации управления развитием территорий. Учитывая, что интеллектуальный капитал все шире охватывает экономику регионов - от крупных предприятий, производящих уникальную продукцию, до средних и малых - возникают и требуют комплексного подхода к своему решению новые задачи в сфере экономических и социальных проблем. Следовательно, обеспечение прироста валового продукта станет возможным не за счет усиления эксплуатации природных ресурсов, а благодаря развитию человеческого капитала. Темпы инновационного развития российских регионов в настоящее время все еще недостаточны.

Основными причинами, наряду со слабой социальной инфраструктурой, отдаленностью от политического центра, выступают низкая транспортная мобильность населения, низкая плотность населения, усиливающийся отток населения в центральные регионы.

Существенной проблемой, непосредственно влияющей на перспективы регионального развития, является недостаточное обеспечение реализуемых и планируемых проектов квалифицированными кадрами. Именно поэтому сфере образования, науки и обрабатывающей промышленности в России должно быть уделено первостепенное внимание.

Разработка и реализация новых методологических подходов к решению проблемы оптимизации управления стратегическим планированием и прогнозированием в интересах инновационного развития позволит сформировать предпосылки качественного и стабильного роста экономики Российской Федерации, улучшит позиции отечественных отраслей в глобальной экономической системе, будет способствовать решению социальных проблем регионов. Сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация.

 С одной стороны, развита наука и имеется ее огромный потенциал. С другой стороны, в конкурентоспособности этот потенциал не реализован, не коммерциализирован. Практически Россия сегодня не влияет на развитие глобальной экономики. Главнейшая задача сегодня – развить высокотехнологичное производство.

 Причем, высокотехнологичным может быть не только промышленное производство, но и интеллектуальные технологии маркетинга, технологии формирования рынков для своей продукции. Необходима систематическая работа по определению перспективных технологий, определению их горизонтов, оценке последствий влияния технологий на экономику и общество. Необходим отбор технологий привлекаемых инвестиционных проектов, чтобы через 15-25 лет они не стали уже кардинально устаревшими и неконкурентоспособными. Выбор направлений, на которых можно сделать акцент сегодня, исходя из взгляда в будущее на 25-30 лет, безусловно, будет отличаться от выбора на основе 5-10 летней перспективы. Ведь закрыть устаревшее производство, введенное сегодня, а тем более перепрофилировать предприятие, весьма затруднительно как с технической, так и социальной точки зрения. Таким образом, отбор технологий и инвестиций должен базироваться на результатах новейших технологий прогнозирования – форсайт-технологиях. Необходимо обратить внимание на проблемы, на решение которых ориентирован форсайт – социальные, экономические, политические, для которых понятие долгосрочности разное. В рамках самой технологии необходимо рассмотреть ее системообразующие элементы, четко разграничивать возможности использования того или иного метода. Отметим также, что информация, используемая в форсайте, может быть не всегда достоверной и к настоящему времени не разработан четкий алгоритм верификации результатов форсайта. На основе проведенного анализа представляется возможным выявить и сгруппировать основные причины снижения инновационной активности в российских регионах и факторы, оказывающие негативное воздействие на реализацию инновационных стратегий: 1. Отсутствие достаточного для осуществления инновационной деятельности объёма финансовых ресурсов; 2. Обособленность функционирования существующих инновационных организаций, вследствие чего достижение синергетического эффекта совместной деятельности с целью повышения инновационности экономики региона, не представляется возможным; 3. Несформированность основных элементов инновационной системы вследствие слабого уровня предпосылок развития региональной инновационной системы. Форсайт должен быть встроен в систему управления регионом. Очень существенным фактором для России являются проблемы борьбы с коррупцией, в том числе, на региональном уровне. Поэтому антикоррупционные механизмы должны также отрабатываться и в рамках форсайтисследований. При проведении форсайт-исследований нужно обязательно оценивать степень влияния рыночного регулятора в перспективе, а также оценивать необходимые меры государственного регулирования социально-экономических процессов. Данная технология выступает важным инструментом повышения эффективности реализации государственной социально-экономической политики, поскольку базируется на политической состязательности взглядов. Однако, не все сферы общественного развития являются публичными.

В некоторых случаях важнейшие решения принимаются очень узким кругом должностных лиц и как это явление совместить с результатами Форсайт-исследований пока не ясно.

Действующее региональное законодательство, касающееся поддержки инновационной деятельности (законы об инновационной деятельности и программы поддержки и развития инновационной деятельности) в большинстве случаев декларирует необходимость поддержки инновационной деятельности в принципе, без уточнения специализации, типа деятельности, рынков, ключевых субъектов.

На мой взгляд, должно быть движение от общих программ поддержки инновационной деятельности к целенаправленному созданию условий для определенных видов деятельности, основанному на понимании долгосрочных трендов технологического развития региона – фактически на результатах регионального форсайта, который является в основном прогнозированием состояния определенной территории и может быть как форсайтом последствий (скорее всего, реализации определенных проектов и программ), так и проблемно-целевым. Но в любом случае и проекты, программы, и проблемы определяются не как глобальные, а как имеющие отношения к определенной территории. Использование рекомендаций по созданию отсутствующих и усилению существующих элементов инновационной системы, стимулированию инновационной деятельности в регионах будет способствовать повышению эффективности мотивации персонала, контроля и организации деятельности хозяйствующих субъектов, выявлению потенциала и резервов дальнейшего инновационного развития экономики.

Основой разработки стратегии инновационного регионального развития должны являться результаты диагностики состояния инновационной деятельности, главной целью реализации которой, наряду с региональным технологическим развитием, выступает социально-экономическое развитие территории.

Инновационная система региона, базирующаяся на комплексном характере разнонаправленных внутренних связей саморазвивающейся системы, при осуществлении общей долгосрочной стратегии развития диктует необходимость построения каналов взаимодействия общественных и государственных институтов, образовательных учреждений и бизнес-сообществ. Инновационная экономика меняет все основы организации прогнозирования.

Учитывая, что интеллектуальный капитал все шире охватывает экономику регионов - от крупных предприятий, производящих уникальную продукцию, до средних и малых - возникают и требуют комплексного подхода к своему решению новые задачи в сфере экономических и социальных проблем. Следовательно, обеспечение прироста валового продукта станет возможным не за счет усиления эксплуатации природных ресурсов, а благодаря развитию человеческого капитала.

Главная проблема развития форсайт-исследований в России - проблема кадров. Для проведения региональных Форсайтов должна быть создана некая критическая масса специалистов этого направления в регионах.

Таким образом, современная экономическая региональная политика должна быть направлена, в первую очередь, на формирование и развитие кластеров при одновременном усилении их взаимодействия с целью создания новых видов продукции, услуг и технологий, что будет способствовать стабильному укреплению позиций регионов, обладающих комфортными условиями для ведения бизнеса, развития человеческого потенциала, вложений инвестиций, в том числе иностранных.

                                          

 

                                               

 

 

                                        

 

                                             Заключение

Таким образом, современная экономическая региональная политика направлена, в первую очередь, на формирование и развитие кластеров при одновременном усилении их взаимодействия с целью создания новых видов продукции, услуг и технологий, стабильное укрепление позиций регионов, обладающих комфортными условиями для ведения бизнеса, развития человеческого потенциала, вложений инвестиций, в том числе иностранных.

Ускорение инновационного развития региона под воздействием человеческого капитала возможно лишь в рамках определенной структуры отношений - национальной инновационной системы, которая предусматривает отказ от упрощенной модели связей интеллектуального потенциала общества с его реализаций в процессе социально-экономического развития.

Региональная инновационная система предполагает комплекс прямых и обратных связей внутри саморазвивающейся системы и, как правило, предполагает непосредственное взаимодействие общественных и государственных институтов, образовательных учреждений и бизнес-сообществ в осуществлении общей долгосрочной стратегии развития. Инновационная экономика представляет собой комплексное, системное явление, базирующееся на существенных преобразованиях не только в сфере технологий, но и в обществе в целом, что диктует необходимость разработки новых методологических подходов к оценке эффективности прогнозирования, а также управлению им. В первую очередь, это касается подготовки кадрового потенциала для региональной экономики.

Инновационная направленность экономики обусловила существенные качественные особенности формирования человеческого капитала, одной из которых является объективная необходимость тесной связи образования с производственной деятельностью. Следует обратить внимание, что сегодня важно не только накопить новые знания и навыки в процессе трудовой деятельности, но и уметь их творчески применить.

Научные знания выступают в современной экономике центральным фактором развития материального и нематериального производства, так как образование способствует формированию нового инновационного типа мышления. Таким образом, необходимо с помощью активной промышленной политики превращать инновации в один из основных факторов роста российской экономики, обеспечив ее перевод на инновационный путь развития.

 

                                                 Список литературы

1. http://regions.extech.ru/left_menu/shepelev.php

2. http://www.admhmao.ru/economic/inovac

3. Проект ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» // Инновации. - 1998. - №2-3.-http://innov.etu.ru

4. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации./Г.Д. Ковалев.-М.:Юнити, 2000.

5. Инновационное развитие региона: Монография / Под ред. В.М. Юрьева; Автор. колл.: В.М. Юрьев (рук. авт. колл.), В.В. Смагина (зам. рук. авт. колл.), Е.Э. Смолина, О.Ю. Лисицина и др.: М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004.

6. Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики 1997. №9. С. 84-97

7. Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций: учеб. пособие / И.В. Афонин. - М.: Гардарики, 2006. - С. 123

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: