Конституционный строй ФРГ. Общие положения

Реферат

по конституционному праву зарубежных стран на тему:

Конституционно-правовое устройство Федеративной Республики Германия

 

Выполнил: студент

группы 1117БО5, 3 курс

очной формы обучения

направление подготовки   

юриспруденция

Усатов Р.А.

 

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры

конституционного и муниципального права

Григорьев Александр Алексеевич

 

 

Нижний Новгород

2020

Содержание

 

Введение Общая характеристика Конституции Германии...........................................3

1.Конституционный строй ФРГ. Общие положения.....................................................6

2. Избирательная система ФРГ......................................................................................14

2.1 Процедура выборов канцлера ФРГ …………………………………………………15

2.2. Особенности избирательной системы ФРГ ……………………………………...17

3.Территориальное устройство ФРГ ………………………………………………….18

Заключение ……………………………………………………………………………….23

Список использованной литературы …………………………………………………..24

 

Введение. Общая характеристика Конституции Германии

Послевоенная Германия оказалась расколотой на западную и восточную части. Решение об образовании Федеративной Республики Германии (ФРГ) как самостоятельного государства (что фактически означало расчленение Германии) было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести стран - США, Великобритании, Франции, Бельгии Нидерландов, Люксембурга. Военные губернаторы США, Англии и Франции в оккупационных зонах Западной Германии уполномочили премьер-министров правительств германских земель разработать законопроект будущей конституции ФРГ (Основной закон вступил в силу 23 мая 1949 г.). Первоначальный проект Основного закона ФРГ разрабатывался конституционной комиссией, образованной в 1948 г. премьер-министрами земель (которых уполномочили военные губернаторы западных держав). Комиссия, подготовив проект, передала его Парламентскому совету - органу, состоявшему из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, расположенных в Западной Германии, и пяти представителей Западного Берлина с совещательным голосом. Парламентский Совет заседал в Бонне под контролем военных губернаторов оккупационных зон. В начале мая 1949 г. Парламентский совет окончательно принял Основной закон и передал его для ратификации в ландтаги земель. Одобрение земельными парламентами прошло в период с 18 по 21 мая 1949 г. Только ландтаг Баварии отверг этот конституционный акт, сочтя его чрезмерно централистским.

Юридической основой объединения Германии в 1990 г. послужил многосторонний Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, заключенный ФРГ, ГДР, СССР, США, Великобританией и Францией. ГДР не присоединялась к ФРГ, но на территории ГДР были образованы земли, которые вошли в состав ФРГ. С 3 октября 1990 г. действие Основного закона ФРГ распространилось и на территорию бывшей ГДР.

Первоначально Основной закон задумывался как временный конституционный акт, который должен прекратить свое действие "в день, когда вступит в силу Конституция, принятая свободным волеизъявлением немецкого народа" (ст. 146 Основного закона)[1], т.е. после объединения. Собственно говоря, даже название "Основной закон" было использовано для того, чтобы не путать его с Конституцией. Однако созданная Бундестагом и Бундесратом уже после объединения Германии комиссия для рассмотрения вопроса об общегерманской конституции, проработав с 1990 по 1993 г., пришла к выводу, что вполне достаточно внести изменения в действующий Основной закон. Так временный конституционный акт превратился, по сути, в бессрочный.

Следует отметить, что одной из характерных черт Основного закона является довольно хорошая юридическая проработка различных его положений. Вместе с тем многие статьи содержат отсылки к закону, который должен подробнее урегулировать те или иные отношения, нашедшие закрепление в общем виде в Основном законе.

В ФРГ установлена федеративная парламентарная республика, что, естественно, нашло отражение в конституционном тексте. Закреплен ряд фундаментальных принципов: принцип правового государства, принцип разделения власти (в варианте, характерном для парламентарной республики) и др. В Основной закон было внесено много поправок и дополнений, что существенно изменило содержание ряда статей и даже целых разделов. Это также составляет одну из важных характерных черт современного Основного закона.

По способу изменения конституция Германии относится к числу жестких. Согласно ее ст. 79 изменения должны быть одоб­рены большинством в две трети обеими палатами парламента. За время своего существования конституция подверглась многочис­ленным изменениям. Одна из причин такого частого внесения поправок – относительная простота их внесения, которая не может сравниться с соответствующими процедурами в других странах Европейского союза (Франция, Испания, Дания, Греция и др.), обычно предусматривающими процедуру предложения и ратификации поправок.

Изменение Основного Закона, которое касается деления страны на земли, принципов сотрудничества земель в законода­тельстве государства или основных принципов, установленных ст. 1 и 20, является недопустимым.

Так же можно отметить, что к основополагающим элементам демократического и госу­дарственно-правового строя Основного Закона принадлежит, прежде всего, большинство основных прав, определяющих в зна­чительной мере материальное содержание конституционного строя, и основной принцип разделения властей как действую­щий организационный принцип конституции.

 

Конституционный строй ФРГ. Общие положения

Официальное название страны - Федеративная Республика Германия (Bundesrepublik Deutschland). В сокращенном варианте - Германия. Столица ФРГ - Берлин (с июня 1991). До этого на протяжении 42 лет столицей был западногерманское город Бонн. Государственный флаг - черный-красно-золотой. Герб изображает одноглавого орла. Гимн - "Песня немцев" (Das Lied der Deutschen).

Основы начального государственного устройства современной Германии были определены решениями Ялтинской (февраль 1945) и Потсдамской конференций (17 июля - 2 августа 1945)[2], а также Лондонским протоколом от 12 сентября 1944 года, который закрепил деление страны сначала на три оккупационные зоны, а Берлин на три части, а затем (после Ялтинской конференции) - на четыре зоны, включая французскую зону. На Лондонской конференции (23 февраля - 3 марта 1948) Франция, Великобритания и США договорились о создании единого государственного в западных оккупационных зонах, определило основы внутренней и внешней политики Федеративной Республики Германии на много лет.

Конституирования ФРГ началось 1 июля 1948 передачей верховным командованием западных оккупационных зон так называемых "Франкфуртских документов" министрам-президентам созданных на территории их зон немецких земель. В этих документах содержались требования создать демократическое, федеративное систему правления, которая бы гарантировала соблюдение личных прав и свобод. Саму разработку проекта будущей конституции осуществляла Парламентский совет. В нее вошли представители всех партий (65 депутатов). Возглавил Парламентский совет Конрад Аденауэр.

Наибольшие дискуссии вызвала при этом концепция федеративного устройства ФРГ. Одобрена Парламентской советом конституция вступила в действие 23 мая 1949 Она имеет дословную название "Основной Закон для Федеративной Республики Германии". Название Основной Закон (Grundgesetz) объясняется тем, что с самого начала документ задумывался как временная конституция, по которой будут жить объединены в ФРГ западные земли Германии до полного восстановления единого немецкого государства. Но принимая во внимание 40 лет ее безупречного функционирования, она была сохранена почти без изменений и после вступления бывшей ГДР в состав ФРГ.

Согласно принятой Конституции ФРГ 14 августа 1949 были проведены первые общефедеральные выборы. По их результатам блок ХДС / ХСС получил 139 из 402 депутатских мандатов, что составляло 32,1% голосов, Социал-Демократическая Партия Германии получила 132 депутатских мандата, СДП - 52. Всего к первому бундестага вошли представители десяти партий. 15 сентября 1949 был избран федеральный канцлер. Им стал лидер ХДС К. Аденауэр. Первым президентом ФРГ стал лидер СвДП Теодор Хейс.

Нынешний статус ФРГ как суверенного государства с учетом объединения Германии и положений международного права был законодательно закреплен в ряде международных договоров и соглашений:

18 мая 1990 между ФРГ и ГДР был подписан договор о создании валютного, экономического и социального союза;

31 августа 1990 был подписан Договор об объединении, в котором был зафиксирован механизм присоединения ГДР к ФРГ на основе статьи 23 западногерманского Основного Закона[3], 12 сентября 1990 в Москве между СССР, США, Великобританией, Францией и двумя германскими государствами было подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, согласно которому Германия получила полный суверенитет, а Западный Берлин прекратил свое существование как самостоятельная политическая единица. Берлин столица ФРГ был утвержден бундестагом 20 июня 1991 Таким образом, всеми этими документами был закреплен статус объединенной Германии как полноправного и признанного субъекта международного сообщества.

Конституция ФРГ определяет общие принципы государственного строя ФРГ, обязанности государства перед своими гражданами, их обязанности перед государством. Она содержит 146 статей, объединенных в 13 глав.

Конституция регламентирует основные права человека и гражданина, регулирует принципы взаимоотношений федерации и земель, определяет структуру и функции бундестага, бундесрата, федерального президента, федерального правительства, законодательства, судопроизводства.[4]

Основной Закон утверждает личную свободу, равноправие перед законом, свободу совести и вероисповедания, свободу слова, собраний, право на объединение, неприкосновенность жилища, частной собственности, тайну переписки, телефонной связи, право на убежище; гарантирует каждому свободное развитие личности, право на жизнь и физическую неприкосновенность.

Права граждан касаются только лиц, имеющих немецкое гражданство (немцем является каждый, кто обладает гражданством ФРГ, беженцы или перемещенные лица немецкой национальности, а также жена или муж или потомки одного из этих лиц). Лишения немецкого гражданства запрещено, а его потеря возможна только на основании закона.

Конституция имеет высшую юридическую силу. Она связывает прямым действующим "основным правом" законодательную и исполнительную власть.

Центральной характеристикой политической системы ФРГ является ее постоянные структурные принципы, к которым относятся: неприкосновенность человеческого достоинства, принципы демократии, правового государства, федеративного устройства и социального государства.

В основе демократического устройства лежит принцип народного суверенитета. Это означает, что каждая государственная ветвь власти нуждается демократической легитимации. Носителем суверенитета и власти является народ, который осуществляет свою власть путем выборов и голосования. Государственная власть осуществляется также через специальные органы исполнительной власти, законодательства и правосудия. Основной Закон определяет основные формы реализации власти народа через институты прямой демократии: референдумы, народные опросы, народную инициативу.

Принцип социального государства включает обеспечение безопасности жизни населения ФРГ, социальной справедливости, защиту человеческого достоинства граждан, их равенства и права на социальную помощь.

Понятие федеративного государства основывается на исторической форме государства. Оно принадлежит ко всей федерации и земель, входящих в состав союзного государства. Каждая земля имеет функции государства и выполняет свою государственную власть, которая не зависит от федерации. Поэтому они обладают полномочиями автономной организации. Это означает, что земли имеют право на принятие собственных законов и на решение собственных дел. В связи с этим говорят о "двучленное понятие федеративного государства".

Государственная власть разделена между федерацией и землями. Как федерация, так и все земли имеют свои собственные конституционные органы: ландтаги, земельные правительства, конституционные суды. Задача центральных органов и земель дополнять друг друга.

Федеральные законы имеют высшую юридическую силу по сравнению с законами земель, и федерация осуществляет надзор за соблюдением законов землями. Земли является противовесом политической власти федерации и является своего рода ограничителем и контролем государственной власти в целом. Компетенция предусматривает полномочия по федерации и земель. Принципиально земли имеют право на законодательство, если Конституция не делегирует эти полномочия федерации. Гарантируя функционирования обеих ветвей законодательства, Конституция предусматривает, что законы земель не могут противоречить федеральным законам.

Республиканская форма государственного устройства закреплена конституционным названием страны - "Федеративная Республика Германия". Это означает, что главой государства, в отличие от монархии, является федеральный президент, а ФРГ считается парламентской республикой, система центральных органов которой основывается на принципе разделения властей.

Высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу (бундестага). Главой государства является федеральный президент. На сегодня им является беспартийный Йоахим Гаук (вступил в должность 23 марта 2012 года).

Федеральный президент является главой государства и высшим конституционным органом ФРГ. Он избирается Федеральным собранием.

Федеральное собрание - специальный орган, он создается только для выбора федерального президента. Федеральное собрание состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами земель. Президентом может быть избран каждый немец, обладающий правом избрания в бундестаг и достигает 40-летнего возраста. Он выбирается сроком на пять лет с правом повторного избрания.

Главные задачи и функции федерального президента не имеют самостоятельного политической оформления. Это в основном представительная должность. В то же время он обязан сохранить конституционный строй, он назначает на должность и освобождает от должности по предложению федерального канцлера членов правительства, распускает бундестаг и выдвигает кандидатуру на пост федерального канцлера. Федеральный президент обладает правом назначать и освобождать федеральных чиновников и федеральных судей, офицеров и унтер-офицеров. Его распоряжения и постановления потребует скрепления подписью федерального канцлера или компетентного министра. Федеральный президент является представителем федерации в международных отношениях. В его ведение входит назначение и отзыв послов Германии в иностранных государствах, прием аккредитованных при нем полномочных представителей иностранных государств. Кроме того, президент от имени страны заключает международные договоры.

Исполнительная власть в ФРГ на федеральном уровне состоит из федерального правительства и федеральных органов управления.

Федеральное правительство («кабинет») включает федерального канцлера и федеральных министров. Канцлер председательствующей в правительстве и пользуется правом его формирования (отбирает кандидатов на пост министров и представляет их на рассмотрение и назначение президентом страны, принимает решение о численном составе и структуре правительства). В компетенцию канцлера входят такие функции, как определение внешнеполитического курса ФРГ, проведение переговоров и участие в заключении международных договоров и соглашений.

Каждый федеральный министр руководит самостоятельно и под свою ответственность своей отраслью (он ответственен перед парламентом). К ключевым министерствам принадлежат: министерство финансов, министерство иностранных дел, министерство внутренних дел, министерство юстиции, министерство экономики, министерство обороны. На сегодня в правительство входят 14 министров.

Наряду с федеральными и земельными правительствами в системе исполнительной власти существуют федеральные и земельные органы управления, подчиненные соответствующему министерству (статистическое ведомство, ведомство уголовной полиции, по охране окружающей среды, по охране конституции и др.).

Правительство Германии сформирован коалицией Христианско демократического союза (ХДС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Канцлером ФРГ с 22 ноября 2005 является лидер христианских демократов Ангела Меркель. Министр иностранных дел - социал-демократ Штайнмайер.

Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат: бундестага и бундесрата. Основным органом представительной и законодательной власти ФРГ является бундестаг (Bundestag). Избирается на четыре года с помощью всеобщих, прямых, свободных равных и тайных выборов. Бундестаг избирает федерального канцлера, принимает решение о формировании правительства и контролирует его деятельность, а также деятельность других органов федерального управления. Бундестаг утверждает бюджет страны.

Обсуждает и утверждает законы ФРГ. Для осуществления этих функций в составе бундестага формируются комиссии.

Важнейшими из них являются: комиссия по экономике, из бюджета, по обороне, внутриполитическая, внешнеполитическая, по вопросам Европейского Союза по вопросам труда и социального обеспечения и другие.

Для руководства деятельностью бундестага избирается президент бундестага и четыре его заместителя, которые образуют президиум. Есть также совещательный орган - Совет старейшин. Партийные интересы в бундестаге защищают фракции партий.

Специальным конституционным органом, представляющим интересы земель ФРГ, является бундесрат (Bundesrat). Члены бундесрата не избираются, в него входят члены земельных правительств или их представители, число которых зависит от численности населения земли. Основной функцией бундесрата является защита интересов земли на федеральном уровне и участие в федеральном законотворчестве. Члены бундесрата имеют право принимать участие во всех заседаниях бундестага и его комитетов. Недопустимо двойное членство в бундестаге и бундесрате. В бундесрате нет партийной политических фракций; также отсутствует процедура тайного голосования.

В бундесрат входит 69 депутатов. Председатель избирается ежегодно. Число депутатов от земель: Бавария - б; Баден-Вюртемберг - 6; Берлин - 4; Брандербург - 4; Бремен - 3; Гамбург - 3; Гессен - 4; Макленбург-Передняя Померания - 3; Нижняя Саксония - 6; Рейнланд-Пфальц - 4; Саар - 3; Саксония - 4; Саксония-Анхальт - 4; Северный Рейн-Вестфалия - 6; Тюрингия - 4; Шлезвиг-Гольштейн - 4.

Судебная власть ФРГ обособленная от других функций государства. Основной Закон закрепляет широкий правовую защиту граждан от актов государственной власти (право гражданина опротестовывать любой обращенную на него действие, ущемляет его права). Правосудия возложено на независимых судей, подчиняются только закону (судей нельзя смещать или освобождать от должности против их воли). В судебной системе ФРГ задействовано более 20 000 профессиональных судей. В ФРГ есть четыре статусы судейских должностей: пожизненная, временная, с испытательным сроком и как поручение ему обязанностей судьи. Судебная система включает пять видов судов:

•  обычные суды, рассматривающие уголовные дела, гражданские дела и сферу неискового судопроизводства. Они включают четыре инстанции: участковый суд, земельный суд, верховный суд земли и Верховный суд ФРГ. В работе некоторых судов участвуют непрофессиональные судьи - судебные заседатели;

• суды по трудовым спорам, рассматривающие частноправовые дела из трудовых правоотношений, дела по отношениям между партнерами по заключению коллективных договоров и дела по уставу предприятия;

• административные суды, которые включают все публично-правовые споры по административному праву, если они не входят в компетенцию социальных и финансовых судов;

• суды по социальным вопросам, рассматривающих вопросы в сфере социального страхования;

• финансовые суды, в функции которых входит рассмотрение дел о налоговых правонарушениях. Кроме того, судебная система ФРГ включает федеральный патентный суд, дисциплинарные суды и суды чести (для государственных служащих, военнослужащих, судей, врачей). Высшим судом федерации и конституционным органом является Федеральный конституционный суд, который осуществляет надзор за соблюдением Основного Закона, имеет право его толкования и решает конституционные споры.[5]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: