Происхождение кельтов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

I.ХАРАКТЕРИСТИКА КЕЛЬТОВ.. 4

1.1 Происхождение кельтов. 6

1.2 Наследие кельтов. 8

II.МИРОПОРЯДОК КЕЛЬТОВ. 10

2.1 Мировое Древо как модель миропорядка. 11

2.2 Взаимосвязь королевской власти и миропорядка. 12

III.ДРУИДИЗМ.. 13

3.1 Семь Талантов Друидства. 15

IV.ДУХ В КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ. 16

V.ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ И КАННИБАЛИЗМ. 17

VI.ОСОБЕННОСТИ КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ. 19

VII.ПАНТЕОН КЕЛЬТСКИХ БОГОВ. 21

VIII.КЕЛЬТСКИЙ РЕНЕССАНС. 24

IX.ЦЕНЗУРА КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ. 25

X.СЛЕДЫ КЕЛЬТИЦИЗМА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть все стороны жизни кельтов, составить максимально полное представление об их культуре, узнать об одном из значительных наследий кельтской цивилизации - кельтской мифологии.

 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать особенности кельтской истории, культуры и мифологии

- выявить вклад кельтской мифологии

- определить значение кельтской мифологии в современной европейской культуре

 

Актуальность изучения кельтского наследия в современной культуре заключается в популярности таких элементов кельтской культуры, как мифология, символика, музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Кельтские мифы отражают богатый духовный мир древних кельтов, их верования и представления о богах, иных мирах, жизни после смерти, о мироустройстве и законах вселенной.

В сохранившейся на сегодняшний день кельтской мифологии мифы о богах и легенды о реальных исторических персонажах связаны в единый сюжет. Яркое кельтское язычество, переплетаясь с христианским мистицизмом, превращается в чудесные сказания о мирах, оставшихся в далеком прошлом, о таинственном волшебнике Мерлине, о коварных колдуньях и чародейках, о доблестных подвигах славных рыцарей, о битвах с темными силами Иных миров, об удивительных путешествиях святых мужей, об исчезающих замках, о Граале, обрести который может только чистая душа.

Нас со всех сторон окружает кельтский ренессанс. Он проник во все поры нашей культуры, от фильмов типа «Астерикса и Обеликса», «Властелина колец» Толкиена, компьютерных игрушек, которые постоянно педалируют кельтскую тему, друидов, эльфов, кельтских орнаментов и крестов на одежде и сувенирах и т.д. Толкиен во «Властелине колец» педалировал кельтскую и германо-скандинавскую мифологию. В одном из главных персонажей, маге Гендольфе, сочетается кельтская и германская традиции, по внешнему облику он что-то вроде кельтского друида, но имя его от скандинавских корней, в оригинале Ганд Альф, эльф магии. Тайные общества друидов, которые считают себя наследниками друидской магии, собираются в рощах и лесах, проводят ритуалы. Кельтский ренессанс представлен не только в самой разнообразной культуре: самиздатовские журналы студентов западных университетов, множество научных монографий, кельтские термины в моде, дизайне, ювелирных изделиях.

Кельтская культура сыграла особую роль в формировании, развитии и становлении европейской истории, а кельтская мифология оказала огромное влияние на мировую литературу. Многие писатели, такие как Шекспир, Вудсворт, Толкиен, Теннисон и другие, вдохновлялись интереснейшими легендами о Кухулине, о короле Артуре, о любви Тристана и Изольды, о племенах богини Дану.

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КЕЛЬТОВ

Кельты – это, вероятно, одна из самых старых паневропейских цивилизаций, а кельтские обычаи и божества имели существенное влияние на раннее христианство.

О кельтах мы знаем гораздо меньше, чем о греках или римлянах, хотя они тоже создали великую и своеобразную цивилизацию.

Самые древние из попавших к нам знаний о кельтах принадлежат таким историческим фигурам античного периода, как Геродот, Гай Юлий Цезарь, Диодор Сицилийский, Гекатей.

Слово «кельты» было записано греками на слух как «кеltoi» и широко использовалось для названия обобщения племен с разными названиями – этот вывод основан на источниках более поздних, чем сочинения Геродота. Римляне называли кельтов «галлами»;  в обоих языках это переводилось как «варвары».

В отличие от римлян кельты никогда не стремились создать мощное военное государство, продолжая жить по законам родоплеменного общества. Их военные походы с большой натяжкой можно назвать завоеваниями, поскольку, занимая новые территории, кельты не стремились подчинить себе местное население, а отчасти сливались с ним, отчасти предпочитали мирное сосуществование и, главное, никогда не имели никакого подобия государственного и политического центра.

Характеризуя кельтов, в древности обычно отмечали, что они воинственны, отважны и ловки, но иногда по-детски наивны. Они любили битвы и приключения, равно как и забавы и пиршества. Их разговорчивость часто граничила с болтливостью. Они останавливали путников и купцов и расспрашивали их о тех странах, откуда те прибыли. Полученные сведения ими часто преувеличивались. Очень сильно у них было развито воображение, а по сообщениям древних источников и пристрастие к религиозным традициям. По словам Цезаря это был народ непостоянный, всегда падкий на все новое и обладавший большой способностью подражать всему, что он видел и чему мог где-нибудь научиться. Археологические находки свидетельствуют о том, что кельты умели не только подражать чужим образцам, но что благодаря своим творческим способностям они переделывали их, давая им свое содержание. У них было очень развито также стремление к внешнему блеску и пышности.

 

Происхождение кельтов

Неизвестно откуда пришли эти племена, которые называли себя кельтами, каким образом зародилась кельтская культура однако точно известно, что в конце 2 тыс. до н.э. они облюбовали восток Франции, север Швейцарии, юго- восток Германии, а позднее стали осваивать Британию, Ирландию и Иберийский полуостров. Племена эти были неоднородны, поэтому обычно говорят не об одной культуре, а о культурной общности, объединяющей большое количество самостоятельных, но весьма сходных культур. Кельтские племена занимали обширные области в Центральной и Западной Европе.

В первой половине последнего тысячелетия до н.э. из массы безымянных первобытных народов на территории севернее от Альп, первыми выделились кельтские племена, история которых была отмечена кровавыми битвами и опустошительными набегами на богатейшие центры того времени, в частности греческий и римский мир. А между тем на северо-западе от Альп рождалась общность этого народа, который первым из варваров, стал классическим представителем «варварского» мира. Народ этот сблизил Среднюю Европу с южной средой и благодаря своим творческим способностям завершил развитие первобытной цивилизации на территории севернее от Альп.

К этому времени, т. е. примерно к концу VI-V вв. до н.э. в кельтской среде и кельтской культуре уже произошли важные экономические и общественные перемены. Возникли многочисленные центры власти местной племенной знати, о которых цивилизованный мир узнавал тогда, когда для него было экономически выгодно поставлять им свои изделия, помогая таким образом повышать жизненный уровень. И вдруг хорошо вооруженные группы кельтов дерзко и отважно напали на важнейшие центры образованного юга, вторглись в Северную Италию, заняли даже Рим и проникли далеко к самой Сицилии; в то же время другая волна направилась в Карпатскую котловину, на Балканы и даже в Малую Азию. Южный мир был ошеломлен их упорством в бою, их отвагой, мужеством и жадностью. Только теперь он оказался лицом к лицу с неприятным фактом, что за Альпами вырос многочисленный народ, который в течение следующей половины тысячелетия европейской истории стал важным военным и политическим фактором.

Поэтому уже в IV в. кельты считались одним из крупнейших варварских народов тогдашнего мира наряду с персами и скифами. Кроме того, они не всегда поддерживали враждебные отношения с соседями. Были и отдельные поселения, которые постепенно смешались с другими этническими группами – скифами, например, проживающими на территории современной России. И все-таки, этот народ не достиг полного этнического единства и не создал единого государственного образования, державы, которая объединила бы различные племена в единое организованное и устойчивое целое. Народ этот был раздроблен на множество более или менее крупных племенных образований, говоривших на разных, хотя и родственных диалектах, большинство которых исчезло в более позднее время.

На рубеже нашей эры кельты представляли серьезную угрозу для Римской державы. В 385 году до нашей эры они овладели Римом и беспощадно разграбили город. Это не было забыто ни Юлием Цезарем, ни его легионерами, захватившими между 59 и 49 годами до нашей эры кельтские земли в Галлии, которые вошли в состав Римской империи.

Однако коренное население продолжало открыто поклоняться собственным богам вплоть до принятия Римом христианства. Со временем влияние новой религии ощутили и островные кельты, предки нынешних валлийцев (уэльсцев) и ирландцев, так и не покорившиеся римлянам. Христианизация, разрушившая религиозно-мифологическую целостность язычества многих народов (например, славян), в случае с кельтской мифологией сыграла отчасти положительную роль. Кропотливая работа христианских монахов, взявших на себя труд собрать и записать древние мифы и саги сохранила для нас удивительный духовный мир отважных и горячих кельтов.

Некогда кельты занимали обширную территорию современных Франции, Бельгии, Швейцарии, части Германии, Австрии, Италии, Испании, Венгрии и Болгарии. Однако в наши дни потомки воинственных кельтов населяют главным образом историческую область Бретань, полуостров Корнуолл, историческую провинцию Уэльс, Шотландию, остров Мэн и Ирландию.

Древние кельтские языки продолжают употребляться в некоторых районах Британских островов и Бретани, и кое-где в Шотландии, Уэльсе, Ирландии и Бретани они все еще остаются живыми языками. Сохранилось многое из социальной структуры и организации кельтов, а также их устная литературная традиция, их сказки и народные поверья. Порой кое-где отдельные черты этого древнего образа жизни прослеживаются и до сегодняшнего дня, например среди крестьян западного побережья Шотландии и Ирландии.

 

Наследие кельтов

Значение кельтов для европейской цивилизации не имеет аналогии в древнейшей истории Европы. В древнее время им принадлежит заслуга сближения «варварской» Европы с источниками развитой южной культуры и цивилизации рождающегося античного мира.

Торговля и военные походы вынуждали кельтов сталкиваться с другими народами, осуществляя культурный обмен. Заимствуя и преобразовывая элементы чужой культуры, кельты обогащали собственную.

Например, то же кельтское изобразительное искусство стояло уже очень далеко от примитивности, но в то же время сильнейшим образом отличалось, скажем, от греческого искусства своей заметной и явно намеренной и осознанной абстрактностью, парадоксальностью, мрачностью. Многие исследователи считают это первым серьезным вкладом варварского искусства в общеевропейскую культуру.

Письменных источников древние кельты не создавали. В кельтском обществе система мифологических и космогонических представлений не была доступна всем его членам, а являлась достоянием малочисленной привилегированной касты профессиональных жрецов, называвшихся друидами, которые оберегали мифологическую традицию от невежд. Жрецы хранили эти знания и передавали их лишь посвященным.

Слово имело сакральное значение, а все легенды, песни и события заучивались наизусть и передавались из поколения к поколению.

Все письменные упоминания о кельтах и записанные легенды принадлежат к периоду более позднему, к периоду христианизации. Была неизбежна значительная цензура языческих текстов. В итоге было утеряно практически все учение кельтских друидов, включавшее столь важные элементы культуры как космогонические и эсхатологические мифы.

В поздней кельтской мифологии огромная роль отводится христианству. Самый яркий пример этому — поиски святого Грааля. Напоминающий кельтские чудесные котлы (неистощимый котел изобилия верховного бога Дагда; котлы, возвращающие к жизни воинов; котлы мудрости) — этот священный сосуд служил чашей в день Тайной вечери, затем в него была собрана кровь распятого Христа, хлынувшая из его раны. Грааль привез в Британию Иосиф Аримафейский, позже реликвия исчезла, и ее поискам посвятили жизнь многие герои знаменитого цикла мифов о рыцарях короля Артура: Ланселот, Персиваль, Гавейн, Борс, Галахад и другие.

Наследие кельтских мифов и эпических сказаний продолжало существовать позднее в фольклоре народов Ирландии, Уэльса, Корнуолла, острова Мэн и Бретани (районов устойчивого сохранения кельтского языка и культурной традиции) и обогатило средневековую европейскую литературу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: