Глава 8. Кельтский ренессанс

Кельтский ренессанс один из самых старых в истории Европы, он произошел на два века раньше большого. Он начинается с династии Плантогенетов, английских королей, которым также принадлежало почти две трети Франции. С целью противопоставить что-то авторитету французских королей, за которыми стояла фигура Карла Великого, они вспоминают о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Тут же находят могилу короля Артура и начинается огромное количество рыцарских романов, педалирующих эту тему. Это входит в плоть и кровь аристократического сословия Высокого Средневековья, начинают организовываться турниры, празднества, рыцари короля Артура становятся примерами для подражания, Это становится нормой для Средневековья и даже для Ренессанса.

В 18 веке снова начинается кельтский ренессанс после засилья Просвещения. Писателям, поэтам, художникам-романтикам, которым надоело Просвещенье, которые полностью разочаровались во всех ценностях после Французской революции, очень хотелось что-то противопоставить этому. И тут они обнаружили Средневековье, и там в качестве сердцевины кельтский мир. Так появились «Песни Оссиана» якобы написанные древним автором. Их написал английский автор Макферсон, но выдал их за подлинник, якобы записанный в горах Шотландии со слов горцев. В 19 веке начинается мистический ренессанс. В Европе, особенно в Великобритании, начинают образовываться друидические сообщества, извлекаются на свет старинные рукописи. Самый большой материал дала Ирландия как местность, которая никогда не была завоевана римлянами и подвергнута влиянию античности. Европа, наконец, узнала о кельтах, до 19 века о них знали только по античным источникам, где на кельтов смотрели как на варваров.

В 19 веке возник интерес к мистицизму, оккультным знаниям. Пошло отторжение традиций Просвещения, рациональной философии. Все это продолжилось в 20 веке и в наше время.

То, что мы знаем о кельтах, относится к небольшому кругу источников, в основном ирландским сагам. В европейской культуре все прозаические произведения эпического характера принято называть сагами. Эти ирландские саги, героические и волшебные, повествуют о бытии ирландских, прежде всего воинских, сообществ. В центре была Улад – северная Ирландия. Двор короля Северной Ирландии размещался в месте Эмай Маха, вокруг него собираются герои. В сагах описаны традиции, обычаи, манера одеваться, образы героев, их эпос, рацион. Кроме саг, существует большое количество песен, заклинаний, есть особый магический алфавит, который вырезался на камнях – черточки. Большинство саг написаны уже в христианскую эпоху, после того, как Святой Патрик крестил Ирландию. Но Ирландия всегда стояла на отшибе христианского мира, и христианство там пропиталось особым кельтским духом и кельтскими чертами, там никогда не было такой борьбы с язычеством, как на континенте. До нас дошли «Старшая» и «Младшая Эдды», на континенте ничего такого не сохранилось. Из языческих текстов дошел только один – «Битва при Маг Туиред», где описывается столкновение в северной Ирландии двух гигантских воинств – древних богов Ирландии и их демонических противников-поморов. Центральный текст «Мабинагион», это фантастические повести о разных мифологических персонажах. В Британии почти ничего не осталось, кроме легенд, а они уже с примесью Средневековья. Все остальное это археология, картинки без подписей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: