Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
|
|
Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Последствия и нарушения эмоциональной волевой сферы и поведения.
Абулия - отсутствие волевых побуждений. При шизофреническом дефекте личности и при органических поражениях лобных долей.
Гипобулия - ослабление волевых побуждений. При депрессивных и астенических состояниях.
Гипербулия - усиление волевых побуждений. При наркомании амфетаминами, психомиметиками. Маниакальные состояния.
Парабулии - качественное извращение волевых побуждений (при психопатии-самоповреждения).
Целостные изменения волевой активности проявляются в гипербулии, гипобулии, парабулии и абулии, но отдельные изменения в сферах инстинкта описываются в зависимости от типа инстинкта.
Повышение, снижение и изменения инстинктивной деятельности, при некоторых симптомах и синдромах.
Повышение пищевого инстинкта - булимия, сопровождается прожорливостью, пациенты едят много, но часто не поправляются. Это характерно для эндокринной патологии и деменций. Снижение пищевого инстинкта - анорексия, выражается в отказе от еды или в избирательной монотонной еде.
|
|
Повышение полового инстинкта именуется у мужчин как сатириазис, у женщин как нимфомания. Они характеризуются беспорядочными частыми половыми связями с естественным для этих состояний повышенным риском заболеваемостью венерической патологией. Свойственно для маний, эпизодов употребления психоактивных веществ, органических поражений мозга. Снижение полового инстинкта именуется как импотенция у мужчин и фригидность у женщин.
Повышение исследовательского инстинкта обозначается как неофилия, то есть недифференцированное любопытство, которое проявляется по любому поводу и при любых обстоятельствах и часто неадекватно. Пациенты задают множество вопросов, всем интересуются и постоянно хотят быть в курсе всех дел. Она характерна для маний. Противоположное состояние - неофобия, типичная для шизофренического дефекта, шизотипических расстройств и шизоидных расстройств личности.
Снижение родительского инстинкта проявляется в холодности родителей по отношению к детям, они стремятся решать свои проблемы, но не обращают внимания на ребенка. Это типично для шизоидных личностей. В другом случае отмечается противоположное состояние - родительская гиперпротекция, которая заметна в сверхконтроле и сверхвовлеченности родителей в судьбу и жизнь ребенка. Гиперпротекция может быть результатом тревожных расстройств личности.
Снижение агонистических, то есть связанных с конфликтом, инстинктов проявляется в аутоагрессии - суициде.
Искажение агональности приводит к патологической страсти к воровству (клептомании) и поджогам (пиромании).
Ощущение человеком своей доминантности и ранга может быть повышено, это характерно для маний.
Повышение миграционного инстинкта приводит к вагабондажу и дромомании.
Снижение потребности в миграции приводит к тому, что человек не покидает своего жилья по причине страха посещения открытых и людных мест (агорафобия) или бредового страха.
Повышение комфортного инстинкта свойственно для мизофобии - страха загрязнения, при котором пациент проводит множество часов за стереотипным мытьем своего тела или рук.
Инстинктивное отношение к собственной территории также меняется при некоторых психопатологических состояниях.
Заключение.
Педагогу, работающему с детьми, у которых есть трудности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку уровень его самооценки, психологический климат в группе сверстников. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися.
Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку. Родителям таких детей нужно рекомендовать соблюдение режима дня.
Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, родителям и педагогам можно предложить следующие рекомендации:
· работу строить индивидуально, при этом особое внимание уделять правильной организации деятельности;
· по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
· предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к педагогу в случаях затруднения;
· предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения;
· стремиться научить ребенка не подавлять свои эмоции, а правильно направлять, проявлять свои чувства;
· показать ребенку адекватные формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды;
|
|
· создавать положительный фон настроения, здоровый психологический климат;
· стараться смоделировать ситуацию успеха для ребенка, поощрять разнообразные интересы;
· формировать высокую самооценку, развивать уверенность в себе.
Нужно помнить чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного сдерживания эмоций. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.
В начальной школе психологу необходимо использовать специально подобранные методики с учётом психологических особенностей развития младших школьников, способствующих развитию эмоциональной сферы.
Дальнейшая работа должна проводиться в трех направлениях: с ребенком (психологическая коррекция эмоционального состояния и высокого уровня тревожности у детей "группы риска"), с родителями и учителями (психологическое консультирование, психологическое просвещение: разъяснение особенностей эмоционального состояния ребенка, выработка необходимых рекомендаций).
Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.
Список литературы.
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. – М., 1995. – 334с.
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. С.-Петербург, Союз, 1997.
3. Вопросы психологии ребенка школьного возраста/ Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. - М., Международный образовательный и Психологический колледж, 1985.
4. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. Айрис Пресс, 2004.
5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., Пед, 1975.
6. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. – М., 1971.
7. Пащенко Т.З., Новаковская В.С. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 6 – стр. 74-75
|
|
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978
9. https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5850
10. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/node49.html