Система методического обеспечения учреждений сферы культуры

Для полного представления понятия «системы методического обеспечения» дадим чёткое определение. Под системой методического обеспечения понимают всю совокупность разноуровневых методических органов различных ведомств, объединенных едиными целями, объектом, средствами, методами и формами деятельности, находящихся в постоянном взаимодействии.

Немного предыстории. Система методического обеспечения формировалась постепенно и охватывает довольно значительный исторический период её становления и развития. Первые признаки методической деятельности в России в области культуры начали появляться в начале нынешнего века. Это были народные дома, где работали самодеятельные кружки, проводились концерты, читались лекции. Народный дом, как правило, располагал зрительным залом, библиотекой-читальней, чайной, имел набор народных инструментов. Также в нём создавались и работали народные театры. С помощью сподвижников развития самодеятельных театров (В. Поленов, К. Станиславский, Л. Толстой, Н. Бунаков, Н. Бурмакин и другие) вырабатывались основы определенной системы оказания им постоянной методической и организационной помощи.

В 1909 году по инициативе энтузиаста, руководителя крестьянского театра в селе Бурмакино Ярославской губернии Николая Владимировича Скородумова при Всероссийском союзе сценических деятелей была организована комиссия по сельскому театру, которая через два года перешла в ведение Русского технического общества и стала называться отделом содействия фабричным и деревенским театрам.

Членами и сотрудниками отдела наряду с профессиональными артистами, художниками, литераторами стали рабочие, студенты, сельские учителя, крестьяне. Преемником и продолжателем деятельности отдела стала секция содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров Московского общества народных университетов под председательством академика живописи В.Д. Поленова. Секция снабжала любительские народные театры пьесами, рекомендательными репертуарными рецензиями, режиссерскими разработками. Был организован прокат декораций, костюмов, бутафории, осветительных приборов. По словам В.Д. Поленова, секция стала «театральной лабораторией на всю Россию».

Становление культурно-досуговой работы, создание сети учреждений культуры, зарождение и развитие форм и методов их деятельности требовали принципиально новых подходов к организации работы, ее методического обеспечения.

В этот период появляются ростки, элементы методической деятельности. Наиболее существенные из них:

– в уездных центрах создаются центральные клубы, в задачу которых входит не только организация работы с населением, но и осуществление «единого» руководства работой удаленных от центра более мелких клубов-ячеек; центральный клуб как бы «группирует» около себя городские, волостные клубы-ячейки;

– в волостях создаются культурные центры, которые работают как учреждения культуры и одновременно в их обязанности входит помощь в организации работы учреждениям культуры своей территории;

– создаются показательные клубные учреждения для распространения передового опыта работы;

– для координации работы учреждений культуры на предприятиях создаются общественные культкомиссии, комитеты.

Таким образом, создается достаточно целостная сеть учреждений культуры, в структуре которой рельефно обозначаются элементы методического характера, оказывающие заметное влияние на содержание деятельности клубных учреждений. Идеи методического влияния на все учреждения культуры заключались в том, чтобы больше внимания уделялось методической стороне дела, выявлялся и перерабатывался «опыт мест», полнее отражая живую действительность, чтобы «методические руководства» создавались не лабораторным путем. Клубные учреждения должны дополнять друг друга, поддерживать органические связи между собой, в их работе необходимы поиск, «проверка достижений в области форм».

Период становления культурно-досуговой работы в двадцатых годах характеризуется осознанием и разработкой основ методики, отработкой форм и методов работы. Опираясь на практику, путем проб и ошибок методическая работа обретала и накапливала опыт. Это создавало предпосылки последующего формирования в культурно-досуговой работе устойчивых, целевых методических структур.

До 1924 года учреждения культуры испытывали большие финансовые трудности. После чего в 1924 году удалось восстановить и даже увеличить число клубных учреждений, где были поставлены новые задачи в области методического обеспечения. Начали издаваться специальные репертуарные сборники, инсценировки для самодеятельных коллективов. Народные дома, клубы, избы-читальни превращались в опорные пункты массовой культурной деятельности, в своеобразные низовые методические органы. Этот период характерен повсеместным усилением методической работы. Появилась необходимость в распространении лучших достижений в этой области, в направленной методической деятельности, где на этой базе методическая деятельность начинает обретать черты определенной системы. В городах стали появляться дворцы и дома культуры, на селе – совхозные и колхозные клубы. Это были новые, более высокие типы учреждений культуры, которые являлись на тот момент методическими центрами своих территорий. В их работе стали появляться новые методы, методическая деятельность поднимается на новый качественный уровень, переходя от разрозненной деятельности к единому методическому руководству культурно-досуговой деятельностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: