Различают деструктивные и конструктивные конфликты

Лекцию изучить и сделать краткий конспект

ТЕМА: КОНФЛИКТ. КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ.

  Конфликты являются неотъемлемой частью межличностного общения. Конфликты, прежде всего, ассоциируются с разного рода противоречиями, разногласиями, столкновениями. Слово «конфликт» (от латинского слова «conflictus» - столкновение), означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.

Конфликт – это столкновение  противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Действительно, конфликт – это противоречие, но не всякое противоречие становится конфликтом. Для возникновения конфликта необходим ряд дополнительных условий.

Конфликты, с психологической точки зрения, - это осознаваемое противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

В ситуациях вынужденного выбора человек оказывается ежедневно. Однако конфликты конфликтам рознь. Есть конфликты созидательные, а есть разрушительные.

За любым поступком человека кроется стремление реализовать свои цели, желания, потребности, а за конфликтом –столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны, грозит ущемлением интересов другой стороны. Именно столкновение интересов (потребностей) является источником конфликтов.

Факторы, которые провоцируют конфликт разнообразны. К ним могут быть отнесены характерологические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, эгоизм, настроение, самочувствие, интеллект, и не знание психологии личности и психологии общения.

 В итоге, все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создавать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

1. Несовместимости характеров и психологических типов.

2. Наличии темперамента холерика.

3. Отсутствии трех качеств: способности критически относится к себе; терпимости к партнеру по общению; доверии к другим людям.

Часто причиной конфликта является неправильное поведение участников общения.

Причины конфликта можно объединить в пять групп в соответствии с обуславливающими их факторами:

- Информационные факторы – неполные и неточные факты, слухи, которые дезинформируют партнёров по общению.

- Структурные факторы – вопросы собственности, социального статуса, различные социальные нормы и стандарты, традиции, системы безопасности, поощрения и наказания.

-  Ценностные факторы – принципы, которые мы провозглашаем и отвергаем.

- Факторы отношений – связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия.

- Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, страдает самооценка, возникает угроза безопасности.

В зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия конфликты делятся на несколько видов:

1. Внутриличностные конфликты – возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника.

2. Межличностные конфликты – в сфере производства могут возникать из – за притязаний на ограниченные ресурсы.

3. Конфликт между личностью и группой –проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе стилями поведения и нормами труда.

4. Межгрупповые конфликты – это конфликты между формальными группами коллектива.

Межличностный конфликт может иметь открытую и закрытую форму проявления.

Открытый конфликт – содержит прямые, непосредственные действия субъектов друг против друга.

Закрытый конфликт – осуществляется не путём прямых столкновений, а завуалированными методами.

По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные.

Кратковременные чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются.

Затяжные связаны с глубокими нравственно – психологическими травмами или с объективными трудностями.

По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.

Объективно – обусловленным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди.

Субъективно – обусловленным считается возникновение конфликта, связанного с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов.

Различают деструктивные и конструктивные конфликты.

Для конструктивных конфликтов характерны разноглася, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и её членов.

Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.

Выделяют три уровня конфликтов: стычки, столкновения и кризисы.

Под стычками понимаются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе.

Примером может служить ситуация, когда работник после сделанного замечания вновь опоздал на работу. Это вызывает директора раздражение, но напоминание сказанного ранее приводит все в соответствующий порядок.

Столкновение. Признаком конфликта этого уровня считается продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу.

Пример. Как столкновение можно оценить ситуацию, в которой вам приходиться неоднократно исправлять ошибки вашего коллеги по смене, а на ваши замечания он не реагирует и воспринимает их постоянно как результат вашей придирчивости.

Кризис – это такой уровень конфликта, который угрожает дальнейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения.

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций в психологии называют – барьером межличностного общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: