Характерные черты коррупции в сфере прохождения военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации

Коррупция в сфере прохождения военной службы обладает определенной спецификой по сравнению с коррупционными проявлениями в иных областях общественных отношений. Данная специфика определяется следующими характерными чертами.

1. Во-первых, в отличие от сферы материального, финансового обеспечения предметом коррупционных сделок в области военной службы чаще всего выступают нематериальные блага (высшая воинская должность, перемещение к новому месту прохождения военной службы, направление на обучение и т.п.). Материальную выгоду (в форме взятки, подарка, услуги и т.п.) имеет, как правило, одна сторона такой сделки – соответствующее должностное лицо (командир, работник кадрового органа и др.), от которого зависит принятие кадрового решения. Вторая сторона имеет в таких сделках иную личную заинтересованность, связанную с перемещением по службе. Хотя данная сторона и может получить в результате акта коррупции определенную материальную выгоду (например, в виде получения более высокого оклада по новой воинской должности или установления районного коэффициента к окладам денежного довольствия в случае перемещения для прохождения военной службы в соответствующую местность), однако такая выгода в данном случае носит косвенный.

Следует отметить, что действия коррупционного характера в сфере военной службы могут совершаться и в отсутствие прямой материальной выгоды обеих сторон. Такая ситуация может иметь место, когда, например, воинское должностное лицо, пользуясь своими полномочиями, назначает на ведущие воинские должности лиц, руководствуясь не их деловыми и профессиональными качествами, а критериями личной преданности, дружбы, родства, знакомства и т.п. При этом данное лицо получает выгоду от таких кадровых решений не в материальной форме, а в создании для себя и для назначаемых лиц более комфортных условий службы.

2. Вторая характерная черта коррупции в сфере прохождения военной службы заключается в том, что здесь имеют место специфические формы коррупции, отчасти присущие, отчасти нет иным областям общественных отношений. К ним можно, в частности отнести:

а) коррупционный протекционизм – подбор претендентов для назначения на должности не по деловым и профессиональным качествам, а по знакомству, по блату, по протекции, за незаконное вознаграждение;

б) блат – личные знакомства и связи с влиятельными должностными лицами, используемые военнослужащими и иными лицами в личных, корыстных интересах, включая продвижение по службе;

в) коррупционный карьеризм – стремление военнослужащего к личному благополучию, продвижению по службе с использованием подкупа, иных противоправных и аморальных методов и средств;

г) кумовство – служебное покровительство воинского должностного лица своим родственникам и друзьям в ущерб общественным интересам и интересам военной службы;

д) покровительство по службе – действия воинского должностного лица, связанные с незаслуженным поощрением кого-либо, необоснованным продвижением по службе, созданием для отдельных военнослужащих облегченных условий прохождения службы, совершением других действий, не вызываемых необходимостью и реальными заслугами поощряемого, перемещаемого по службе;

е) чинодральство – стремление должностного лица любой ценой, включая неправовые и нечестные методы, получить очередной чин, воинское (специальное) звание, вышестоящую должность и т.п.

3. Третья характерная черта коррупции в сфере прохождения военной службы связана с участием в данных отношениях специальных субъектов. Их обязательными участниками являются воинские должностные лица, имеющие право издавать приказы по личному составу (о назначении на должности и освобождении от должности; о присвоении воинских званий; об увольнении с военной службы и др.), а также специальные структурные подразделения органов военного управления – кадровые органы, под которыми понимаются «структурные подразделения воинских частей, предназначенные для обеспечения комплектования войск (сил) военными кадрами и организации прохождения ими военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации»[11].

Взаимодействие указанных субъектов и их роль в актах коррупции может иметь разный характер. В одних случаях инициатором принятия неправомерных (за взятку, за подарок, в силу личных, семейных, дружеских связей и т.п.) кадровых решений может выступать соответствующий командир путем отдачи указаний и распоряжений кадровому органу о подготовке необходимых документов для перемещения по службе конкретного военнослужащего. В других случаях инициатива может исходить от соответствующего должностного лица кадрового органа, который, руководствуясь личными корыстными соображениями, готовит соответствующие документы для перемещения по службе «нужного» человека.

4. Четвертая характерная черта коррупции в сфере прохождения военной службы состоит в долгосрочном характере проявления ее вредных последствий. В отличие от коррупционных преступлений в сфере материального обеспечения войск, где их следствием является прямой материальный ущерб государству, проявляющийся, как правило, довольно быстро, вредоносные последствия коррупции в сфере прохождения военной службы проявляются со значительным запаздыванием по времени и выражаются в некомпетентности, непрофессионлизме военных кадров, назначенных на руководящие должности путем подкупа, по блату, а не по деловым и моральным качествам. Коррупция в военно-кадровой политике ведет, в конечном счете, к снижению эффективности военного управления, самым негативным образом влияет на общее состояние нравственности в воинской среде, воспитывает у военнослужащих ложные идеалы, формирует в них восприятие возможности и даже правильности такого способа продвижения по службе и решения иных вопросов прохождения военной службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: