Виды наблюдения и его организация

Данный метод имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Однако не представляется возможным сделать единую и полную классификацию наблюдений.

В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемый процесс выделяют два вида наблюдений:

- включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;

- стороннее (опосредованное, косвенное), когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны». Этот вид наблюдения осуществляется главным образом через полномочных лиц, работающих по программе исследования.

По характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений:

- скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Исследователь при этом или «замаскирован» под обычного участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, «извне», используя, скрытую видеокамеру);

- открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию исследователя и начинают вести себя более естественно.

В зависимости от объекта наблюдений противопоставляют друг другу два вида:

- внешнее, за поведением других людей;

- интроспекцию (от лат. «гляжу внутрь», «всматриваюсь») то есть самонаблюдение. Его результаты учитываются в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования. Например, чтобы установить структуру рабочего времени при подготовке к учебным занятиям, педагоги по просьбе исследователя могут фиксировать расходы времени.

Относительно времени исследования различают наблюдение:

- однократное, единичное, производимое только один раз;

- периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени;

- лонгитюдное (от англ. «долгота»), характеризующееся особой протяжённостью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.

По характеру восприятия наблюдение может быть:

- сплошным, когда исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты;

- выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (скажем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т. п.).

По характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на:

- констатирующее, где задача исследователя – четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты;

- оценивающее, где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне.

Проведение наблюдения включает следующие этапы:

1.Определение цели, объекта и предмета, ситуации наблюдения (для чего, зачем оно осуществляется, какой аспект педпроцесса подлежит изучению?)

Например, цель наблюдения – изучение коммуникативных особенностей младших школьников с ЗПР;

Объект наблюдения или контингент испытуемых – младшие школьники с ЗПР, дети в возрасте 8-9 с ЗПР;

Предмет наблюдения – коммуникативные особенности младших школьников с ЗПР;

Ситуации наблюдения могут быть: естественные и искусственные; спонтанные или организованные; стандартные или необычные; игровые, учебные, трудовые; вербальные или неречевые; кратковременные или длительные и др.

2. Составление плана наблюдения (установление продолжительности и числа наблюдений, прогнозирование возможных ошибок);

3. Подготовка документов и оборудования наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура);

4. Сбор данных наблюдения (записи, протоколы);

5. Анализ результатов наблюдения, выводы исследователя.

Следует отметить, что процесс эффективного наблюдения невозможен без четкой регистрации результатов. В ходе подготовки исследователь продумывает форму фиксации. Это может быть протокольная запись, воссоздающая все, что можно наблюдать. Анализируются протоколы по заранее выделенным признакам изучаемого явления. Так, например, в качестве показателей развития игровой деятельности детей могут быть использованы:

- характер сюжета (бытовой, сказочный и т.д.);

- возникновение замысла (не формулируется до начала игры, формулируется заранее, развивается по ходу игры);

- предметы, с которыми действуют дети (реальные, воображаемые, предметы-заместители);

- взаимодействие детей в процессе игры (отношения основаны на руководстве и подчинении, взаимное согласие, учет мнения и желания партнера);

- достижение результата игры.

Используется также матричная система записей, при которой в заранее подготовленную таблицу заносятся признаки наблюдаемого предмета. В ходе наблюдения фиксируется частота их проявления.

Например, для наблюдений, цель которых состояла в том, чтобы выявить, как решаются задачи сенсорного воспитания в разных видах деятельности можно использовать форму записи, представленную в таблице

Виды деятельности детей Возможности для сенсорного развития Руководство воспитателя сенсорным развитием детей
Игра    
Труд    
Занятия    
Самообслуживание    

 

Или схема наблюдения за проявлением познавательного интереса на уроке может включать следующие параметры: характерные проявления познавательной активности в учебной деятельности, реакции учащихся на протяжении урока – показатели интереса, отвлекаемость, действия учителя, побуждающие познавательный интерес, действия учителя, тормозящие познавательный интерес, влияние урока на познавательный интерес.

Помимо словесных форм регистрации результатов наблюдений существуют формы, включающие количественные показатели. С этой целью используется шкалирование. Оно направлено на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков и осуществляется с помощью балльных оценок.

Обычно используются 3-10 балльные шкалы. К примеру, наличие у ребенка интереса в ходе занятий может быть оценено по следующей шкале:

- совсем не проявляет (1 балл);

- едва проявляет (2 балла);

- проявляет слабый интерес (3 балла);

- проявляет большой интерес (4 балла);

- проявляет жгучий интерес (5 баллов).

Данный способ регистрации считается наиболее субъективным. Поэтому шкалирование используется наряду с другими способами регистрации и позволяет избегать ошибок.

К наиболее распространенным ошибкам относят:

- стремясь подтвердить гипотезу, исследователи иногда неосознанно игнорируют, все, что может ей противоречить;

- смешивание главного и второстепенного;

- преждевременность обобщений и выводов;

- акцентирование внимания исследователя на противоположных себе формах поведения наблюдаемого;

- определяющее влияние на итоги наблюдения первого впечатления о человеке.

Поэтому, чтобы повысить объективность наблюдения рекомендуется использовать технические средства фиксации данных, детально разрабатывать программу наблюдения.

 

Задание 3. (практическая часть).

Опираясь на материалы лекции, разработать план проведения наблюдения по теме своего исследования. Структура работы: тема исследования, цель наблюдения, объект и предмет наблюдения, ситуации наблюдения, наблюдаемые параметры (протокол наблюдения).

 

Литература:

1.Кузнецов И.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2017. —283 c. — 978-5-394-02783-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60483.html

2.Методические рекомендации по выполнению магистерской диссертации [Текст]/ [сост. Е.Ю. Волчегорская, М.В. Жукова, Н.П. Шитякова].- Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/316

3.Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 280 с. (ЭБС «IPRbooks» Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8500.html)

4.Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие / Г.А. Герцог. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – 208 с. (ЭБС ЮУГГПУ: Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/591).

5.Циулина М.В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие / М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с. (ЭБС ЮУГГПУ: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/616

6.Циринг Р.А. и др Основы научно-исследовательской работы студентов: теория, технологии, практика [Электронный ресурс]: учебное пособие /Р.А.Циринг.- Электрон. текстовые данные – Челябинск: Печатный двор, 2016 -168 с.- Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27610654

7.Шкляр М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2015. — 208 c. — 978-5-394-02518-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10946.html

8.Яковлев, Е.В., Яковлева, Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск: изд-во РБИУ, 2010. – 317 с. (ЭБС ЮУГГПУ: Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/279).

 

Возникающие вопросы и задания направить по электронной почте salavatulinalr@cspu.ru  до 22.05

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: