1 Аккордом называется созвучие из трех и более звуков, которые расположены по терциям. Аккорды имеют свою классификацию: трезвучие, септаккорд, нонаккорд ит.д.
Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.
Название других аккордов зависит от интервала между крайними звуками.
Звуки трезвучия, начиная от основания называются – прима, терция, квинта.
Различают 4 вида трезвучий:
мажорное Б5/3 = б3+м3
минорное М5/3 = м3+б3
увеличенное Ув5/3=б3+б3
уменьшенное Ум5/3= м3+м3
Каждое трезвучие имеет 2 вида обращений. Первое обращение называется секстаккорд.
Оно образуется от переноса примы трезвучия на октаву вверх. В основании секстаккорда лежит терцовый тон.
Второе обращение – квартсекстаккорд — образуется от переноса примы и терции на октаву вверх. В основании квартсекстаккорда лежит квинтовый тон.
Обращения трезвучий имеют следующий интервальный состав:
— мажорный секстаккорд — Б6= м3+ч4
— мажорный квартсекстаккорд – Б6/4= ч4+б3
— минорный секстаккорд -М6=б3+ч4
|
|
— минорный квартсекстаккорд — М6/4=ч4+м3
Увеличенные и уменьшенные трезвучия так же имеют свои обращения.
2 Минорным называется лад, устойчивые ступени которого образуется минорное трезвучие. Звуки лада называются ступенями. Каждая ступень лада имеет название:
I ступень – тоника (t)
II — нисходящий вводный звук
III — медианта (середина)
IV — субдоминанта (s)
V — доминанта (d)
VI — субмедианта
VII — восходящий вводный звук
Строение натурального минора – тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
Существует 3 вида минора – натуральный, гармонический, мелодический.
Натуральный — это лад без изменений; в гармоническом повышается VII ступень;
в мелодическом – в восходящем движении повышаются VI и VII ступени, в нисходящем – знаки повышения отменяются и он звучит как натуральный.
Дваждыгармонический минор – это лад с двумя увеличенными сеукндами. В нем повышаются IV иVII ступени, в связи с этим увеличенные секунды образуются между III и IV ступенями, а так же между VI и VII ступенями.
Билет № 6
Главные и побочные ступени и трезвучия лада, их обращения. Кадансовый квартсекстаккорд.
Старинные семиступенные лады. Пентатоника.
1 На всех ступенях мажорного и минорного лада можно построить трезвучия. Названия их зависит от того, на каких ступенях они построены. Главными ступенями лада являются I, IV и V ступени, трезвучия,построенные на этих ступенях так же являются главными:
— на I ступени – тоническое (Т5/3)
— на IV ступени – субдоминантовое (S5/3)
— на V ступени – доминантовое (D5/3).
Каждое трезвучие имеет свое функциональное значение.
|
|
Тоника- обычно начинает музыкальное развитие и заканчивает его.
Субдоминаната – это развитие, движение, уводящее от тоники. Значит, субдоминанта – неустойчивая функция.
Доминанта – обладает наибольшей неустойчивостью и ярче субдоминанты направлена к тонике. Именно после доминантовой неустойчивой функции наступает ожидаемая устойчивая тоника.
Если I, IV и V ступени являются главными, то остальные ступени лада – побочными.
В зависимости от того, какие тоны главных трезвучий находятся в составе тех или иных побочных трезвучий, определяется функциональная направленность побочных трезвучий.
— к тонической группе аккордов относятся трезвучия III и VI ступеней
— к субдоминантовой – трезвучия II и VI ступенй
— к доминантовой – трезвучия III и VII ступеней.
Главные трезвучия лада имеют свои обращения:
— тонический секстаккорд T6 – строится на IIIступени
— тонический квартсекстакорд Т6/4 – на V ступени
-субдоминантовы секстаккорд S6 — на VI ступени
— субдоминантовый квартсекстаккорд S6/4– на Iступени
— доминантовый секстакорд D6 — на VII ступени
— доминантовый квартсекстаккорд D6/4 – на IIступени.
Обрашения этих аккордов используются в аккордовых последовательностях (при этом доминантовые аккорды в миноре строятся в гармоническом виде)
Кадансовым (К6/4), то есть встречающимся в каденции, называется тонический квартсекстаккорд, который предшествует доминантовой гармонии и способствует еще более прочному утверждению заключительной тоники.
2 Общепринятые мажорный и минорный лады появились в музыкальной теории и практике не сразу. Прежде чем обрести свой окончательный вид, они прошли длительный, многовековой путь развития. Им предшествовали старинные, или древнегреческие лады, получившие названия по историческим областям, например- дорийски лад – Дориды в древней Греции, фригийский и лидийский – Фригия и Лидия в Малой Азии. Таким образом, в музыке существуют старинные пяти и семиступеннные народные лады.
Различаются лады мажорного и минорного наклонения.
Лады мажорного наклонения: — ионийский – совпадает с натуральным мажором
— лидийский — лад с повышенной IV ступенью
— миксолидийский – лад с пониженной VIIступенью
Лады минорного наклонения: — эолийский – совпадает с натуральным минором
— фригийский – лад с пониженной II ступенью
— дорийский – лад с повышенной VI ступенью.
Несмотря на то, что семиступенные лады имеют древнее происхождение, они сохранились в музыке многих народов, а так же находят применение в произведениях европейских и русских композиторов.
Кроме семиступенных ладов в музыке существуют и пятиступенные лады.
Пятиступенный лад называется пентатоникой.
Пентатоника зародилась в Китае. Особенностью этого лада является отсутствие полутонов в его звуковом составе. Пентатоника встречается преимущественно в народной музыке (чаще тюркоязычной), но также ее можно услышать в произведениях профессиональных композиторов.
Различают мажорную и минорную пентатонику.
В мажорной исключаются IV и VII ступени; в минорной – II и VI ступени.
Билет №7
Септаккорд. Доминантовый септаккорд и его обращения.