Эта симфония выросла из песни «Мы вкушаем небесные радости» на текст из цикла «Волшебный рог мальчика», которая была написана во время работы над Второй симфонией (1992). Четвёртая симфония была завершена в 1901 г. Песня определила образное содержание, внутреннюю программу, тематизм. Из песни возникла камерность, относительная миниатюрность (54’), отношение к оркестру со стремлением приближения к ансамблю солистов.
Музыкальный язык нарочито прост. Сложный мировоззренческий пласт, сплетение народных и культурных, философско-литературных традиций служит решению одной из вечных тем человечества: жизнь – смерь – бессмертие. Добро и зло. Своеобразие в том, что ответ высказан языком философской сказки или притчи. В ответе переплелись огромный пласт традиционной образности и музыкального словаря с субьективной неповторимостью видения Малера – художника начинающегося XX века.
Добро и зло представлены как обобщённо-абстрагированные категории: Гармония и Дисгармония. Гармония – изначально присущая человечеству мечта о прекрасном мире, преломлённая в причудливой фантазии художника. Дисгармония – сила враждебная Гармонии, разрушающая её. Это и фольклорная Лихо-беда, и старуха Смерть, и катастрофа, война. Кто же одерживает верх в этом конфликте? Композитор разрешает его в духе религиозной народной образности. Победу одерживает Гармония «Небесных радостей». Гармония рая. Одновременно с возвышающей верой в бессмертие в Малере живёт сострадание к горестям земли. И. Барсова: «он получил от бледной богини трагедии дар – постичь «все страдания этого мира» и исполниться «бесконечной жалостью», а от «розовой богини шутки» - комическую маску и шутовские бубенцы.
|
|
Симфонию отличает обилие тем и мотивов. Как в фокусе они собираются в финале. Большинство эмоциональных переходов носит характер неожиданного сдвига или перелома: либо вторжение дисгармонических сил, либо вторжение Гармонии, либо явление персонажей рая. Такое переключение регистров образного развёртывания цикла, неожиданно распахивающиеся сказочные двери создаёт ощущение сказочности происходящего.
В экспозиции I части предстаёт страна Гармонии. Здесь нет контрастов, противоречий. Каждая из тем поёт о добре и уюте, безоблачности. В темах главной партии ощущение гармонии раскрывается в непринуждённом диалоге. В связующей теме (ц. 2) радостное, игровое движение. В побочной партии (ц. 3) – самозабвенное пение, а в заключительной – забавная медлительная трусца. Внешне композитор соблюдает все законы классической формы. Но классические «кубики» раскладываются так, что вырисовывается тенденция к открытой форме: открываются вариантные структуры. Композитор старается продлить созерцание – единственного образа экспозиции. Это комплекс неконтрастных тем – последовательность 2-3 мотивов. Всего 7 тем. Основные группируются в главной и побочной партии. Образуется двойной вариантный цикл неконтрастных тем.
|
|
В пределах главной партии протекает диалог мотивов. Непринуждённая беседа. Побочная – это песня. 3-х частная структура с вариантной серединой. В обеих темах секстовый ход виолончелей, пиццикато струнных в сопровождении. Сохраняется ритм. Композитор повторяет экспозицию, но прерывает её. Вместо связующей звучит в замедленном темпе заключительное построение. Всё это напоминает экспозицию рондо-сонаты.
С первых звуков разработки тематизм искажается как в кривом зеркале. Вступает в свои права Дисгармоническое. Происходит ладо-гармоническая,
оркестровая, метрическая трансформация тем, гротескно-фантастическая. Все мотивы подвергаются механизму фантастического искривления. В разработке 4 раздела, в которых темы экспозиции пытаются восстановить мир Гармонии – утраченную иллюзию. В кульминации звучит дифирамбически разноголосый хор мотивов, напоминающих детские песни. Внезапность её появления не соответствует кропотливым усилиям, которые её готовят.
Реприза полна неожиданностей. Замещая связующую, возникает ременисценция прорыва-кульминации. Третья попытка становления «темы небесных радостей» увенчалась успехом. Дисгармоническое пытается повлиять на ход репризы и вытеснить мир гармонии. В начале второго проведения экспозиции главная тема заменяется материалом в e moll (11 тактов). Но далее звучит экспозиционное проведение второго предложения Г. П., Первая часть заканчивается любованием её мотивами.
Вторая часть c moll написана в духе скерцо. Её характер определяется дисгармоническим. Фольклорный образ смерти связан с ассоциациями средневековой и возрожденческой живописи – гротескная фигура смеющейся и убивающей Смертью. Малер снял подзаголовок «смерть наигрывает» и как намёк в партии скрипки сохранилась ремарка «как скрипица». Этому сумрачному миру противостоит Гармоническое и оно относится к области небесных радостей. Обе стороны воплощены в стройной двойной 3-х частной форме с развёрнутым 3-х частно расчленённым первым разделом. Рефрен – Дисгармония. Средние разделы – Гармония. Соответственно лады – минор и мажор. В недрах первого и второго трио зреет заключительная тема финала.
Связующим звеном между контрастными образами становится тема валторны, напоминающая детскую песню. Она уподобляется комментатору, появляясь на грани крупных построений формы и давая характеристику их содержанию.
После вступления словно наживается рычаг и всё начинает двигаться вкривь и вкось со зловещей механистичностью. Мажорные и минорные трезвучия сопровождения становятся увеличенными, линии кларнетов и флейт пронзительно перекрещиваются. На них наползает соло скрипки, настроенной на тон выше. К концу репризы тема приобретает мрачную щеголеватость.
Трио отличает детская приветливость и общительность, раскрывающиеся
в 3-х темах-дуэтах гомофонного склада. Внезапное появление кларнетов, подкреплённое оркестровым tutti и замедлением темпа, как бы открывает врата рая. Последний рефрен наиболее причудлив.
Идея медленной III части – возвышенное, религиозное созерцание бога. Одухотворённость созерцания подчёркивается постепенным включением струнной группы. Малер избирает для темы форму троекратного проведения с глубокими вариантными изменениями. В начале третьего проведения верхний голос начинает спускаться со своих высот, зеркально отражая предыдущее восхождение. Хоральная кантилена опирается на пиццикато контрабасов.
|
|
Вторая тема медленной части – негативное, омрачённое отражение первой, пробуждение от грёз. Жалоба гобоя создаёт ощущение сиротливой скорбности. Волнообразные мотивы скрипок с задержаниями напоминают об открытой эмоциональности Чайковского. Экспрессивные малеровские нисходящие скачки напоминают низвержение, падение с высот. Они подчёркиваются глиссандо скрипок и валторн с короткими крещендо.
В процессе варьирования первая тема теряет торжественность высокого созерцания. Она оказывается втянутой в процесс карнавального кружения. Изменяются темп и размер, обнаруживая признаки танцевальности. Наблюдается снижение высокого и серьёзного и возникает гротескный образ танцующих 11000 девственниц и смеющейся над ними Урсулы. Но здесь игра не только девственниц и попавших на небо мальчиков и девочек, но и самого создателя. Хороводную фантасмагорию останавливает внезапное возвращение музыки в начальный темп, обращаясь к благочестивому созерцанию. В конце происходит неожиданное: в наступившей тишине словно развезлись земные пределы и возникло видение рая. Звучит Ми мажорный аккорд с ниспадающими финурациями струнных. 4 валторны произносят начало темы «небесных радостей».
В финале философское резюме выражено детскими устами. Сопрано поёт песню «Мы вкушаем небесные радости». «Мы вкушаем небесные радости. На небе всё пребывает в полном покое. Там святая Марфа печёт хрустящие хлебцы, а святой Лука закалывает бычка на ужин. Там 11 тысяч дев танцуют под звуки прекрасной музыки…». Песня включает оба полюса – Гармоническое и Дисгармоническое. Финал написан в сложной 3-х частной форме, тяготеющей к строфичности, с кодой. АВА1 С. Средний раздел В благодаря оркестровой ритурнели воспринимается как свободный вариант первого – А.
Сплетение плотских и духовных радостей наложило отпечаток на музыку песни. Она простодушна и лукава, полна странной истовости и загадочности. Следы загадочности в гулком фоне арфы и глиссандо виолончелей с сурдиной, «курлыкающих» звуках басовой линии кларнета и фагота в высоком регистре, в чирикающих форшлагах и трелях скрипок.
|
|
Сочетание наивности и таинственной многозначительности составляет очарование и дальнейших разделов финала. Середина В – омрачённое повествование о «моральных проблемах» райского житья. Основная тема звучит тревожно и грубо у валторн и дерева. Следующая вокальная строфа отличается тонким лукавством. В неё включается ламентация гобоя с секундовыми вздохами. Горький юмор, оттенок игровой скорби заострён во II предложении.
Но вот отброшены моральные проблемы и рай предаётся плотским радостям. Детский мотив окружён стремительным движением в оркестре. В череде разных тем то и дело возникают ритурнели с темой вступления, а в виде каденции появляется хорал в момент упоминания святых и ангелов. Он архаичен, написан октавами и квинтами. Мотивы сытости отступают и обитатели рая предаются духовным радостям небесного жития. На фоне фигурации арф в низком регистре и протянутых звуков английского рожка возникают новые темы. Наивным лиризмом окружил Малер наслаждение небесной поэзией и небесной музыкой. Как самое сокровенное произносит сопрано слова «чтобы всё пробудилось для радости».