Тема 3. Этапы проектной деятельности
Задание:
1. Прочитайте предложенную литературу:
Накопление фактического материала
Очень часто приходится сталкиваться с тем, что представленные работы состоят из аккуратно переписанных страниц отдельных изданий, зачастую даже не обработанных литературно. Читая такую работу, можно сразу увидеть отсутствие в ней авторской переработки текста (видно «невооруженным глазом», что отдельные страницы исследования написаны различными авторами).
Исследование предполагает самостоятельное изложение проблемы и должно содержать:
а) собственные рассуждения исследователя;
б) словесные доказательства, сравнения, интерпретации фактов;
в) анализ позиции автора того или иного вопроса по изучаемой проблеме;
г) самостоятельные выводы исследователя.
Выписанные «сюжеты» из различной литературы (подчеркнем, что нежелательно писать на обеих сторонах бумаги) необходимо рассортировать по отдельным стопкам, а затем начинать обобщать. Отдельные выписки по определенной проблеме можно наклеить на отдельные листы. На каждой отдельной карточке необходимо указать источник, в противном случае можно столкнуться с проблемой повторного поиска необходимой информации.
|
|
Ведение записей прочитанного — один из важнейших признаков культуры умственного труда, так как они:
• способствуют лучшему пониманию текста;
• дисциплинируют читающего;
• ведут к систематическому накоплению концентрированных сведений, служат источником для справок, ценным пособием в практической работе;
• повышают уровень устной и письменной речи, вырабатывают у читателя собственный стиль изложения.
Принято выделять следующие виды записей: выписки, цитаты, тезисы, конспект.
Выписки — отдельные заметки на листах, карточках, в особых тетрадях, в которых выделено самое главное, существенное для исследования.
Цитаты (лат. — приводить, провозглашать) — дословно выписанные части авторского текста (каждую цитату удобнее выписывать на отдельном листе).
Необходимо помнить, что:
• для цитирования необходимо выбирать те части текста, предложения и т.п., которые полно и точно отражают основные мысли автора;
• выписывать цитату необходимо так, чтобы в ней содержалась законченная мысль автора;
• цитата дается в кавычках « », в неизменном виде (сохраняются особенности языка, орфографии, синтаксиса), пропущенные места заменяются многоточием, указываются источник и страницы цитируемых отрывков;
• при цитировании необходимо в точности воспроизводить все имеющиеся в тексте выделения, примененные автором (курсив, жирный шрифт, разрядка и т.д.);
|
|
• при использовании авторского текста исследователь должен обязательно сделать ссылку на источник.
В случае вторичного (двойного) цитирования ссылка делается на то издание, откуда взята цитата. В этом случае ссылка оформляется следующим образом (см. рисунок 1.):
Рисунок 1. Первый вариант оформления ссылок.
Оформление ссылок на источники может быть представлено в трех вариантах:
1) Постраничный — сноски делаются в нижней части страницы (под основным текстом), нумеруются только в пределах данной страницы, при первичном упоминании источника информации указываются полные выходные данные источника.
К примеру:
Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. — М: ВЛАДОС, 2002. — С. 25.
При повторной ссылке на этот же источник запись сокращается и выглядит следующим образом:
Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность.— С. 33.
Если ссылка идет на одну и ту же книгу на одной и той же странице, то сноска оформляется так:
Соболева Н.А. Там же. С. 34.
Если ссылка делается на одну и ту же книгу, но на разных страницах, то сноска выглядит следующим образом (в том случае, если только одна книга данного автора используется в работе).
Соболева Н.А. Указ. соч. С. 45.
При таком варианте сносок хорошо видно многообразие (или однообразие) использованной литературы и источников.
1) Внутристрапичиый — в тексте работы после приведенной цитаты в скобках указываются номера источника по общему библиографическому списку в конце работы и использованные страницы: [25, с.36]. Для использования такого вида ссылок необходимо пронумеровать алфавитный указатель литературы.
2) Затекстовый — ссылки выносятся за текст всего реферата или его части (например, главы). В этом случае сноски нумеруются последовательно 1, 2, 3 и т.д.
Тезисы — краткая (простая) или развернутая (сложная) форма записи. Простой тезис содержит только одно утверждение. Сложный тезис помимо одного утверждения содержит доводы и аргументы.
Конспект (лат. conspectus — обзор) — краткое письменное изложение или запись содержания чего-либо.
Древнеримский философ Луций Сенека (младший) (около 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) написал о сущности этого метода: «Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу».
Во всяком материале содержится информация трех видов, которая обрабатывается следующим образом:
Таблица 1
Вид информации | Функции | Алгоритм работы с информацией |
Главная | Служит для раскрытия главных вопросов проблемы. | Записывается полностью, цитируется. |
Второстепенная | Служит для уточнения главной проблемы. | Систематизируется, обрабатывается, сокращается, классифицируется в виде схем, таблиц. |
Вспомогательная | Служит для лучшего усвоения и понимания главной проблемы. | Полностью упускается. |
Практика работы с записями различного вида позволяет систематизировать материал, выделить отдельные сюжеты, обнаружить пробелы в собранном материале, наконец, внести коррективы в содержание (оглавление) работы.
При работе с литературой можно составить:
1)ряд хронологических, синхронистических таблиц, схем, которые могут быть представлены в основной части или в приложениях;
2)словарь понятий, используемых в данной работе;
3)биографический указатель (фамилии и инициалы политических, исторических деятелей, годы жизни, социальный статус, основные вехи биографии и др.);
4) перечень нормативно-правовых документов, анализируемых в работе.