Приемы составления вопросов

Есть специальные подходы к составлению вопросов. В западной журналистике популярен подход канадского репортера Джона Саватски, который содержит 11 правил. Вот главные из них:

1. Нужно задавать нейтральные открытые вопросы. Начинайте вопросы с «Что?», «Как?» и «Почему?» С их помощью от собеседника можно получить максимум информации, вынуждая его описывать события (Что случилось?), процессы (Как это происходило?) и мотивы (Почему это сделали?) дополнительные вопросы задавайте с помощью слов «Кто?», «Где?» и «Когда?».

2. Затрагивая «жесткие» вещи, не задавайте жестких вопросов. Если спросить человека «Вы – расист?», ответ, скорее всего, будет отрицательным. Вместо этого, задавайте сфокусированные открытые вопросы по поводу  доказательств, которые позволяют сделать вывод, что собеседник – расист.

3. Всегда помните, что меньше означает больше. Чем больше информации журналист вложит в вопрос, тем больше сведений недоскажет собеседник. Короткие вопросы побуждают отвечать коротко, драматично и сфокусировано. Длинные и путанные вопросы, в свою очередь, приводят к длинным и путанным ответам либо к сжатым, сбивчивым репликам.

4. Не спорьте с собеседником. Иногда журналист тратит большую часть интервью на то, чтобы заставить собеседника с помощью наводящих вопросов принять свою версию событий.

5. Стройте интервью на ответах, а не на вопросах.Переложите бремя доказывания на собеседника. Если собеседник высказывает оригинальное утверждение, спросите его о доказательствах, с помощью которых он может это подтвердить.

6. Не делайте утверждений в вопросах. Вместо фразы «Должно быть, первое время вам было трудно» спросите «Каково было вам первое время?»

7. Не задавайте двойные вопросы или два вопроса сразу. Пример такого неудачного вопроса: «Какие выступления вы любите больше всего, и какой концерт вы считаете самым удачным?» Собеседник будет стремиться  ответить на тот вопрос, который ему нравится, и избегать отвечать на вопрос, который может  выставить его с негативной стороны.

8. Обойдитесь в вопросах без своих предположений. Предположения мешают получить точные ответы. Например, журналист спросил бывшего заложника о его взаимоотношениях с другими заложниками, захваченными террористами: «О чем вы думали, когда наступала тишина? Наверняка были моменты, когда вы переставали разговаривать друг с другом». Его герой ответил: «Да, конечно, были моменты, когда мы не разговаривали». То есть ответ прозвучал не на вопрос «О чем вы думали?», а на предположение, которое заложник подтвердил, но это ничего не добавила к интервью..

9. Не используйте преувеличения в вопросах. Например, если журналист спросит артиста «Каково чувствовать себя суперзвездой?», можно предсказать, что тот начнет скромничать, так как этого требуют социальные рамки.

Преодоление психологического барьера в начале беседы

Для установления контакта используют разогревающие вопросы. Это вопросы, связанные с общими интересами журналиста и собеседника. Например, журналист замечает в кабинете собеседника картину и спрашивает про увлечение живописью. Если догадка оказалась верна, журналист рассказывает, что тоже интересуется картинами. Аналогичные вопросы могут быть посвящены домашним животным, футболу, погоде или росту цен на бензин. Цель разогревающих вопросов – показать собеседнику, что журналист – такой же, как и он, и за счет этого расположить собеседника к себе.

 Разогревающие вопросы особенно желательны при интервью с неопытными собеседниками, «болтовня» на отвлеченные темы расслабит человека, вернет ему естественность.

 С опытными собеседниками, давшими много интервью, этот прием можно не применять. Разогрев и вовсе противопоказан, если собеседник очень занят и выкроил из своего сверхплотного графика 20-30 минут на общение с журналистом, а тот вместо вопросов по делу начинает спрашивать про футбол или домашних животных. В этом случае разогревающие вопросы вызовут лишь раздражение. Еще одно правило «разогрева» - не затрагивать темы, на которые планировалось поговорить в самом интервью.

Фиксация ответов.

Любая самая фирменная техника время от времени дает сбои, и ситуация, когда диктофон записывал-записывал, но ничего не записал либо записал с жутким фоном, через который невозможно разобрать слова, может случиться с каждым. Поэтому идеальный вариант – параллельно вести запись в блокноте, фиксируя хотя бы ключевые и наиболее яркие фразы.

В каких случаях можно перебивать собеседника.

1. Если, на ваш взгляд, герой интервью  уже дал интересный ответ с фактами и аргументами и начал повторяться в деталях. Можно для экономии времени вежливо перебить с помощью переходного вопроса. Например: «Вы уже прекрасно сказали об этом, а что вы думаете о…» и перейдите в следующему вопросу.

2. Если вы столкнулись с приемом, когда собеседник уходит от вопроса и пытается вас «уболтать». С помощью управляющего вопроса перебейте собеседника и верните его к теме, от которой он уходит. Например: «Ваша позиция не совсем ясна. Ответьте все-таки на мой вопрос…».

Согласование (визирование) интервью.

Если ваш собеседник в конце встречи не просит о согласовании интервью, полагаясь на вашу порядочность, вы не обязаны это делать. Но это бывает крайне редко.

 Как правило, герой интервью просит журналиста прислать текст на согласование. Запомните – ваш собеседник имеет на это законное право, даже если беседа записывалась на диктофон. Ведь в процессе написания интервью многие ответы сокращаются, переделываются и т.д. Интервью – это не распечатка диктофона и не запись в телестудии.

Право требовать согласования интервью основывается на том, что прямая речь человека в любом типе СМИ являеттся его интеллектуальной собственностью.

Что не может менять ваш собеседник при визировании теста?

1. Заголовок.

2. Лид, где представляется герой.

3. Вопросы и их порядок журналиста.

Это ни сам собеседник ни его пресс-служба менять не в вправе, т.к. эти элементы являются интеллектуальной собственностью редакции СМИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: