Характеристика проблем инвалидов

Социально-бытовые проблемы

Проблема социально-бытовой адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. Среди социально-бытовых проблем выделяют:

1. Ограничение функций самообслуживания:

- способность самостоятельно одеваться;

- принимать пищу;

- соблюдать личную гигиену;

- самостоятельно передвигаться;

- самостоятельно садиться или вставать.

2. Ограничение осуществления социальной роли, которая была до наступления инвалидности:

- ограничение социальной роли в семье;

- ограничение социальных контактов;

- ограничение или невозможность трудиться.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы:

- общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

Наиболее типичными из «особых» потребностей инвалидов являются следующие:

- в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;

- в передвижении;

- в общении;

- в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;

- в возможности получать знания;

- в трудоустройстве;

- в комфортных бытовых условиях;

- в социально-психологической адаптации;

- в материальной поддержке.

Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.

 

Психологические проблемы

Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни. Практически  половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Около трети инвалидов характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую. Причем понятие «удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью» зачастую сводится к плохому или стабильному материальному положению инвалида.

Немаловажным элементом психологического самочувствия лиц с ограниченными возможностями является их самовосприятие. Только каждый десятый инвалид считает себя счастливым. Треть инвалидов считает себя пассивными. Каждый шестой признает себя малообщительным. Четверть инвалидов считают себя грустными.

В настоящее время процесс социально-психологической адаптации инвалидов затруднен, поскольку:

- удовлетворенность жизнью у инвалидов низка (причем, по результатам наблюдений московских и ярославских специалистов, этот показатель имеет отрицательную динамику);

- самооценка также имеет отрицательную динамику;

- существенные проблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими;

  - эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.

Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, где наблюдается сочетание разных неблагоприятных показателей (низкой самооценки, настороженности к окружающим, неудовлетворенности жизнью и т.п.). В эту группу входят люди с плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокие инвалиды, инвалиды 3 группы, особенно безработные, инвалиды с детства (например, больные ДЦП).

     

Проблемы получения образования

В современном мире образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием.

Это относится как к обычным людям, так и к людям с ограниченными возможностями, инвалидностью. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а также инвалиды детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения, при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. Но, поступив в ВУЗ, большинство молодежи с инвалидностью не имеют возможности реализовать свое законное право на получение образования и последующее трудоустройство. Прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов. В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 500 млн. инвалидов. В России их более 13 млн., что говорит о масштабности рассматриваемой проблемы. Из них - более 5 млн. в возрасте от 20 до 50 лет, 80% которых хотели бы работать, но в связи с недоступностью рынка образовательных услуг не могут этого сделать. В результате только 5% инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране имеют работу. Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и приобретение профессии - это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: