Рассмотрим структуру итогового сочинения

Конспект урока литературы

 Дата 22.04.2020.

Группа № 84 профессия автомеханик 2 курс

Тема: «Подготовка к итоговому сочинению»

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: формирование у обучающихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения.

Основные понятия:

Аргумент (довод) — логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения.

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Антитезис — риторическое противопоставление в одном и том же периоде, в одной и той же фразе двух совершенно противоположных выражений или слов.

Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Композиция сочинения — вступление, основная часть и вывод.

Нравственность — правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

 

Используемая литература:

1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб: Паритет, 2005.

2. Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов. Саратов: Лицей, 2006.

 

Ход урока

  Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.


Цель нашего урока:  подготовиться к итоговому сочинению

 

Основная часть.

План.

1. Какие требования предъявляются к написанию итогового сочинения?

2. Как составить план сочинения и установить связи между его частями?

3. Как отбирать материал по заданной теме?

 

Итак, ребята, мы с вами подошли к завершению изучения курса литературы. Последние уроки у нас отведены для дифференцированного зачета, который проводится в форме итогового сочинения.

Вам будут предложены 5 направлений тем итогового сочинения.  В рамках каждого направления вам будут  предложены конкретные темы.

По способу формулировки их можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, в том числе цитата; тема-назывное предложение. Например, для направления «Отцы и дети» это могут быть:

· Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?

· «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А. С. Пушкин).

· Век нынешний и век минувший.

Вы должны  написать рассуждение объёмом не менее 350 слов.

 Оценка (дифференцированный зачёт) складывается из:

- раскрытия темы;

- аргументации;

- композиции работы;

- качества речи;

- грамотности.

В структуре сочинения большую роль играет аргументация, то есть, примеры из русской или зарубежной, современной или классической литературы для доказательства высказываний по теме сочинения.

Темы могут содержать высказывания, пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий, например — «Смелость и трусость», «Цели и средства». Во время подготовки подбираются аргументы из литературы. Вы выбирает наиболее понятную для себя тему.




Рассмотрим структуру итогового сочинения.

Вступление — формулировка темы из 50‒60 слов. Оно занимает первый абзац, должно быть чётким и лаконичным. Это основная мысль, где предлагается обоснование причин обращения к этой теме, приводится анализ какого-либо термина или нравственно-этического понятия, даётся историческая справка или ставится вопрос.

Например, вы выбрали тему «Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?» Тема сформулирована в форме вопроса, поэтому во вступлении вы можете дать свой ответ на него, проведя анализ ключевых понятий. «Словами “отцы” и “дети” уже давно обозначаются не только кровные родственники, но и целые поколения людей. Зачастую представители одного поколения не слышат и не прислушиваются к взглядам другого. Почему так происходит? Почему конфликт поколений никогда не заканчивается? Над этим мне и предстоит поразмышлять в данном сочинении».

Далее следует основная часть — раскрытие темы, аргументы в пользу вашей точки зрения. В ней приводятся доказательства глобальной мысли, которая определена во вступлении. Основная часть строится по следующей схеме: тезис — литературный аргумент — мини-вывод.   Оптимaльнo выдвинуть в сочинении два тезиса с аргументами. При этом следует помнить, что для каждого тезиса должен быть свой аргумент. Способы формулировки тезиса могут быть следующие.

Во-первых: прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос. Например: тема «Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?». Тезис: из-за разных взглядов на жизнь проблема взаимоотношения поколений всегда будет существовать. Очень часто «отцы» и «дети» не прислушиваются друг к другу, отрицая вполне очевидную правоту из-за собственного упрямства.

Во-вторых, рассказ о случае из жизни. Вы можете привести пример из своего жизненного опыта, иллюстрирующий конфликт поколений и далее аргументировать своё видении причин конфликта.

В-третьих: вопросно-ответная форма. В чём причины вечного конфликта «отцов» и «детей»? Я думаю, столкновение традиционных, устоявшихся взглядов и новых идей неизбежно. Насколько старшее поколение стремится к стабильности, устойчивости жизни, настолько молодые хотят найти собственный путь преобразования мира, завоевать своё место в нем.

Выдвинув тезис, вы должны подтвердить его аргументом. Аргумент должен быть из литературного источника. Его следует выделить в отдельный абзац и завершить микровыводом.

Изложение аргумента включает три элемента:

1. Обращение к литературному произведению – необходимо назвать автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

2. Его интерпретацию – здесь необходимо обратиться к сюжету или конкретному эпизоду. Желательно несколько раз упомянуть автора.

3. Микровывод – мы формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме.

Третьим блоком в работе стоит заключение — подведение итога всему рассуждению. Принято завершать сочинение выводом, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

Не используйте пафосные лозунги – такие, как: «Берегите нашу Землю!». И так далее. Выражение надежды в заключении позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок.

Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям.

Перейдём к возможным недочётам в привлечении литературного материала:

1. Неоправданное нарушение хронологического принципа подачи литературного материала: отсутствует переход, пример не по теме, без объяснения и не соответствует стилю.

2. Преобладание пересказа.

3. Формальное привлечение текста. Литературные примеры даны отдельно и не связаны с темой или с выводами.

4. Незнание художественного текста и, как следствие, его искажение.

Для формулировки высказываний и последовательного изложения мысли в сочинении предлагаются клише:

Вступление:

«Как следует относиться к …?».

«Для чего нужно …?».

Переход от вступления к основной части.

«В доказательство моей точки зрения приведены примеры из произведений художественной литературы».

Основная часть:

Тезис

«Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …».

Аргумент

«Вспомним произведение (название и автор)...».

«Писатель описывает…».

Мини-вывод

«Автор считает, что…».

«Поэт думает, что…».

Переход ко второму литературному примеру:

«Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения».

Заключение

«Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…».

Работа должна быть дополнена цитатами из книг, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на знании соответствующего материала.

После написания черновика сочинения, прочитайте текст. Проверьте его на наличие ошибок и повторов (замените их по возможности, используйте синонимы, перефразируйте предложения).

Перепишите свою работу аккуратным почерком и проверьте ещё раз. На выполнение работы вам будет дано 4 часа.

В комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:

1. «Война и мир»

2. «Добро и зло»

3. «Гордость и смирение»

4. «Он и она»

5. «Надежда и отчаяние»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: