Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ван Бетховена

Давайте определим главную идею первой части симфонии, постараемся придумать к ней свои слова.

Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, у него уже частично потерян слух, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только белее богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта!

Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, к которой мы только что сочиняли свои слова, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».

Симфония посвящена судьбе Земли, судьбе человечества.

Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?

(ответы)

(Репродукции в учебнике, страница122, 123).

Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…

  • Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?
  • Сможешь ли ты определить, «что на сердце» у Бетховена?
  • Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?
  • Что может связывать искусства разных временных исторических периодов?
  • Какое отношение имеет работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?

– И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Фучика, который был арестован гестапо, но чудом выжил. Какое значение для него имела музыка Бетховена?

 

Итак, письменно ответьте на вопросы:

  • Каким ты представляешь героя симфонии?
  • Какое значение имела музыка Бетховена для Ю. Фучика?

Закончить наш урок я решила стихотворением Елены Камориной «Слово о Бетховене»

Его талант сравним с пургой,

Грозою и огнём;

 И будет музыка его

 Победно петь о нём.

 Через года, через века

Той музыке идти,

 Пускай же шествует она,

 Прекрасней нет пути.

 Жизнь для него была не Рай,

А очень часто Ад,

 Но он не плакал,

Не стонал, а был

 Всегда ей рад.

 Пред ним вставала каждый день

 Завистников стена,

 Его душила, лила грязь

Из клеветы она.

Затем на гения напал

 Физический недуг,

Утрата слуха принесла

 Ему немало мук.

 Но крылья гордые свои

 Бетховен не сложил;

Свободе, свету и любви

Он до конца служил.

Назло бездарным холуям

 Он жизнь боготворил;

 И "Оду к радости" свою

 Он миру подарил.

И не страдалец, а боец,

Не жертва, а творец;

Кумиром стал он навсегда

 Для тысячи сердец.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: