Характерные интервалы

ВИДА МАЖОРА И МИНОРА

Натуральный мажор – имеет строение: т – т – ½ - т – т – т – ½

Гармонической мажор – мажорный лад с пониженной VI ступенью:

т – т – ½- т – ½- 1½– ½

Мелодический мажор – при движении вверх идѐт как натуральный, а вниз –

понижается VI и VII ступени.

Натуральный минор – имеет строение: т – ½ - 1 – 1 – ½ - т – т

Гармонический минор – минорный лад с повышенной VII ступенью:

т – ½ - т – т – ½ - 1 ½ - ½

Мелодический минор – минорный лад, в котором при движении вверх

повышаются VI и VII ступени, а вниз – как в натуральном миноре:

т – ½ - т – т – т – т – ½

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

Хроматическая гамма – это гамма, построенная по полутонам. Хроматическая

гамма строится в мажоре и миноре. В мажоре - при движении вверх ступени

повышаются, хроматически не изменяются III и VI ст. При движении вниз

ступени понижаются, хроматически не изменяются I и V ст. В миноре - при

движении вверх и вниз хроматически не изменяются I и V ст.

ИНТЕРВАЛЫ

ИНТЕРВАЛ - одновременное или последовательное сочетание 2 звуков

называется – интервал (с латинского «расстояние»). Если звуки интервала

взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно –

мелодический интервал. Интервал определяется 2 величинами: тоновой и

ступеневой. Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и

обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшѐнная.

Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.

К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и

большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.

Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от

основания к вершине, называется – восходящим, а от вершины к основанию –

нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются –

простые, а шире октавы – составными. Всего 8 простых интервалов:

Прима – содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды.

Если в приме 0 тонов, то она – чистая (ч1).

Секунда – содержит 2 ступени. Если секунда содержит ½ тона – то она малая

(м2), если 1 тон – большая (б2)

Терция – содержит 3 ступени. В малой терции – 1 ½ тона (м3), в большой – 2

тона (б3).

Кварта – содержит 4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона – она чистая (ч4), если 2

тона – уменьшѐнная (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4).

Квинта – содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 ½ тона – она чистая (ч5), если 3

тона – уменьшѐнная (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5).

Секста – содержит 6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 ½

тона – она большая (б6)

Септима – содержит 7 ступеней. Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если

5 ½ - большая (б7).

Октава – содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).

Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются – диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора – характерными. Все диатонические интервалы делятся на - консонирующие и диссонирующие. Консонирующие интервалы – звучат мягко, звуки как бы сливаются друг с другом.

Консонирующие интервалы делятся на:

Весьма совершенный консонанс – ч1, ч8.

Совершенный консонанс – ч4, ч5.

Несовершенный консонанс – м3, б3, м6, б6.

Диссонирующие интервал ы – звучат резко. К ним относятся – м2, б2, м7, б7.

тритоны (ув4, ум5).

ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ. УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ

ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.

В натуральном мажоре и миноре ч1 строится на всех ступенях.

В натуральном мажоре и миноре ч1 - на всех ступенях

В натуральном мажоре: м2 – на 3 и 7 ст., б2 – на остальных

В натуральном миноре: м2 – на 2 и 5 ст., б2 – на остальных

В натуральном мажоре: б3 – на Т,S, D, м3 – на остальных

В натуральном миноре: б3 – на 3,6,7 ступенях, м3 – на остальных

В натуральном мажоре: ч4 – на всех ст., кроме 4 ст. (ув4)

В натуральном миноре: ч4 – на всех ст., кроме 6 ст. (ув4)

В натуральном мажоре: ч5 – на всех ст., кроме 7 ст. (ум5)

В натуральном миноре: ч5 – на всех ст., кроме 2 ст. (ум5)

В натуральном мажоре: м6 – на 3,6,7 ст., а б6 – на остальных

В натуральном миноре: м6 – на 1,2,5 ст., а б6 – на остальных

В натуральном мажоре: б7 – на 1, 4 ст., а м7 – на остальных

В натуральном миноре: б7 – на 3, 6 ст., а м7 – на остальных

В натуральном мажоре и миноре ч8 - на всех ст.

Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие.

Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются

неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия.

 Неустойчивые интервалы могут быть – консонирующими и диссонирующими. Все

диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение

интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: если в интервале оба звука неустойчивые – то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаѐтся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук. Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшѐнных – сходятся.

СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Кроме простых интервалов, в музыке применяются также интервалы шире

октавы. Такие интервалы называются составными. Они образуются путем

прибавления октавы к простым интервалам. Таким образом получаются те же

интервалы, но уже через октаву:

Нона – 9 ступеней, секунда через октаву. Бывает: малая нона (м9) – содержит 9

ступеней и 6,5 тонов, большая нона (б9) – содержит 9 ступеней и 7 тонов.

Децима – 10 ступеней, терция через октаву. Бывает: малая децима (м10) –

содержит 10 ступеней и 7,5 тонов, большая квартдецима (б10) – содержит 10

ступеней и 8 тонов.

Ундецима – 11 ступеней, кварта через октаву. Чистая ундецима (ч11) состоит из

11 ступеней и 8,5 тонов.

Дуодецима – 12 ступеней, квинта через октаву. Чистая дуодецима (ч12) состоит

из 12 ступеней и 9,5 тонов.

Терцдецима – 13 ступеней, секста через октаву. Бывает: малая терцдецима (м13)

– содержит 13 ступеней и 10 тонов, большая терцдецима (б13) – содержит 13

ступеней и 10,5 тонов.

Квартдецима – 14 ступеней, септима через октаву. Бывает: малая квартдецима

(м14) – содержит 14 ступеней и 11 тонов, большая квартдецима (б14) – содержит

14 ступеней и 11,5 тонов.

Квинтдецима – 15 ступеней, октава через октаву. Чистая квинтдецима (ч15)

состоит из 15 ступеней и 12 тонов.

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Октавное перемещение звуков интервала вверх или вниз называется– обращением интервалов. Обращение интервала можно получить 2 способами:

перенести основание (нижний звук) интервала на октаву вверх и сделать его

вершиной интервала.

перенести вершину (верхний звук) интервала на октаву вниз и сделать его

основанием интервала.

При перемещении получается новый интервал, который в сумме с предыдущим

составляет чистую октаву.

Таким образом: прима обращается в октаву, секунда – в септиму, терция – в

сексту, кварта – в квинту, квинта – в кварту, секста – в терцию, септима – в

секунду, октава – в приму.

Каждая пара интервалов является взаимообратимой.

Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 9, а сумма тонов равна 6

При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые – в большие,

большие – в малые, увеличенные – в уменьшѐнные, уменьшѐнные – в

увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а

диссонирующие – в диссонирующие

ч1 – ч8 ч5 – ч4

м2 – б7 м6 – б3

б2 – м7 б6 – м3

м3 – б6 м7 – б2

б3 – м6 б7 – м2

ч4 – ч5 ч8 – ч1

ТРИТОНЫ

Тритоны – это интервалы, в которых три тона. К ним относятся – ув.4 и ум.5.

ув.4 = 4 ст. + 3 тона. ум.5 = 5 ст. + 3 тона.

Тритоны строятся натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и

гармоническом миноре.

В натур. мажоре:

В натур. миноре:

ув.4 - на IV ст., ум.5 – на VII ст.

ув.4 – на VI ст., ум.5 – на II ст.

В гарм. мажоре:

В гарм. миноре:

ув.4 – на VI b ст., ум.5 – на II ст.

ув.4 – на IV ст., ум.5 – на VII # ст.

Тритоны диссонирующие интервалы и требуют разрешения: ув.4 разрешается в

сторону расширения (в б6); ум.5 – в сторону сужения (в м3).

ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Характерные интервалы - это интервалы, которые встречаются только в

гармонических видах мажора и минора. К ним относятся: ув2 и ум7, ув5 и ум4.

Характерные интервалы – диссонирующие и требуют разрешения.

Увеличенные интервалы разрешаются в сторону расширения. Уменьшѐнные – в

сторону сужения.

ув2 = 2 ст. + 1,5 тона. ум7 = 7 ст. + 4,5 тона.

В гарм. мажоре ув2 – на VI b ст.

В гарм. мажоре ум7 – на VII ст.

В гарм. миноре ув2 – на VI ст.

В гарм. миноре ум7 – на VII # ст.

Разрешение: ув2 - в сторону расширения (в ч4); ум7 – в сторону сужения (в

ч5).

ув5 = 5 ст. + 4 тона. ум4 = 4 ст. + 2 тона.

В гарм. мажоре ув5 – на VI b ст.

В гарм. мажоре ум4 – на III ст.

В гарм. миноре ув5 – на III ст.

В гарм. миноре ум4 – на VII # ст.

Разрешение: ув5 - устойчивый звук на месте, а неустойчивый в сторону

расширения (в б6); ум4 - устойчивый звук на месте, а неустойчивый в

сторону сужения (в м3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: