ВИДА МАЖОРА И МИНОРА
Натуральный мажор – имеет строение: т – т – ½ - т – т – т – ½
Гармонической мажор – мажорный лад с пониженной VI ступенью:
т – т – ½- т – ½- 1½– ½
Мелодический мажор – при движении вверх идѐт как натуральный, а вниз –
понижается VI и VII ступени.
Натуральный минор – имеет строение: т – ½ - 1 – 1 – ½ - т – т
Гармонический минор – минорный лад с повышенной VII ступенью:
т – ½ - т – т – ½ - 1 ½ - ½
Мелодический минор – минорный лад, в котором при движении вверх
повышаются VI и VII ступени, а вниз – как в натуральном миноре:
т – ½ - т – т – т – т – ½
ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА
Хроматическая гамма – это гамма, построенная по полутонам. Хроматическая
гамма строится в мажоре и миноре. В мажоре - при движении вверх ступени
повышаются, хроматически не изменяются III и VI ст. При движении вниз
ступени понижаются, хроматически не изменяются I и V ст. В миноре - при
движении вверх и вниз хроматически не изменяются I и V ст.
ИНТЕРВАЛЫ
|
|
ИНТЕРВАЛ - одновременное или последовательное сочетание 2 звуков
называется – интервал (с латинского «расстояние»). Если звуки интервала
взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно –
мелодический интервал. Интервал определяется 2 величинами: тоновой и
ступеневой. Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и
обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшѐнная.
Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.
К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и
большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.
Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от
основания к вершине, называется – восходящим, а от вершины к основанию –
нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются –
простые, а шире октавы – составными. Всего 8 простых интервалов:
Прима – содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды.
Если в приме 0 тонов, то она – чистая (ч1).
Секунда – содержит 2 ступени. Если секунда содержит ½ тона – то она малая
(м2), если 1 тон – большая (б2)
Терция – содержит 3 ступени. В малой терции – 1 ½ тона (м3), в большой – 2
тона (б3).
Кварта – содержит 4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона – она чистая (ч4), если 2
тона – уменьшѐнная (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4).
Квинта – содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 ½ тона – она чистая (ч5), если 3
тона – уменьшѐнная (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5).
Секста – содержит 6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 ½
|
|
тона – она большая (б6)
Септима – содержит 7 ступеней. Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если
5 ½ - большая (б7).
Октава – содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).
Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются – диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора – характерными. Все диатонические интервалы делятся на - консонирующие и диссонирующие. Консонирующие интервалы – звучат мягко, звуки как бы сливаются друг с другом.
Консонирующие интервалы делятся на:
Весьма совершенный консонанс – ч1, ч8.
Совершенный консонанс – ч4, ч5.
Несовершенный консонанс – м3, б3, м6, б6.
Диссонирующие интервал ы – звучат резко. К ним относятся – м2, б2, м7, б7.
тритоны (ув4, ум5).
ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ. УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ
ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.
В натуральном мажоре и миноре ч1 строится на всех ступенях.
В натуральном мажоре и миноре ч1 - на всех ступенях
В натуральном мажоре: м2 – на 3 и 7 ст., б2 – на остальных
В натуральном миноре: м2 – на 2 и 5 ст., б2 – на остальных
В натуральном мажоре: б3 – на Т,S, D, м3 – на остальных
В натуральном миноре: б3 – на 3,6,7 ступенях, м3 – на остальных
В натуральном мажоре: ч4 – на всех ст., кроме 4 ст. (ув4)
В натуральном миноре: ч4 – на всех ст., кроме 6 ст. (ув4)
В натуральном мажоре: ч5 – на всех ст., кроме 7 ст. (ум5)
В натуральном миноре: ч5 – на всех ст., кроме 2 ст. (ум5)
В натуральном мажоре: м6 – на 3,6,7 ст., а б6 – на остальных
В натуральном миноре: м6 – на 1,2,5 ст., а б6 – на остальных
В натуральном мажоре: б7 – на 1, 4 ст., а м7 – на остальных
В натуральном миноре: б7 – на 3, 6 ст., а м7 – на остальных
В натуральном мажоре и миноре ч8 - на всех ст.
Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие.
Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются
неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия.
Неустойчивые интервалы могут быть – консонирующими и диссонирующими. Все
диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение
интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: если в интервале оба звука неустойчивые – то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаѐтся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук. Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшѐнных – сходятся.
СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Кроме простых интервалов, в музыке применяются также интервалы шире
октавы. Такие интервалы называются составными. Они образуются путем
прибавления октавы к простым интервалам. Таким образом получаются те же
интервалы, но уже через октаву:
Нона – 9 ступеней, секунда через октаву. Бывает: малая нона (м9) – содержит 9
ступеней и 6,5 тонов, большая нона (б9) – содержит 9 ступеней и 7 тонов.
Децима – 10 ступеней, терция через октаву. Бывает: малая децима (м10) –
содержит 10 ступеней и 7,5 тонов, большая квартдецима (б10) – содержит 10
ступеней и 8 тонов.
Ундецима – 11 ступеней, кварта через октаву. Чистая ундецима (ч11) состоит из
11 ступеней и 8,5 тонов.
Дуодецима – 12 ступеней, квинта через октаву. Чистая дуодецима (ч12) состоит
из 12 ступеней и 9,5 тонов.
Терцдецима – 13 ступеней, секста через октаву. Бывает: малая терцдецима (м13)
– содержит 13 ступеней и 10 тонов, большая терцдецима (б13) – содержит 13
ступеней и 10,5 тонов.
Квартдецима – 14 ступеней, септима через октаву. Бывает: малая квартдецима
(м14) – содержит 14 ступеней и 11 тонов, большая квартдецима (б14) – содержит
|
|
14 ступеней и 11,5 тонов.
Квинтдецима – 15 ступеней, октава через октаву. Чистая квинтдецима (ч15)
состоит из 15 ступеней и 12 тонов.
ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Октавное перемещение звуков интервала вверх или вниз называется– обращением интервалов. Обращение интервала можно получить 2 способами:
перенести основание (нижний звук) интервала на октаву вверх и сделать его
вершиной интервала.
перенести вершину (верхний звук) интервала на октаву вниз и сделать его
основанием интервала.
При перемещении получается новый интервал, который в сумме с предыдущим
составляет чистую октаву.
Таким образом: прима обращается в октаву, секунда – в септиму, терция – в
сексту, кварта – в квинту, квинта – в кварту, секста – в терцию, септима – в
секунду, октава – в приму.
Каждая пара интервалов является взаимообратимой.
Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 9, а сумма тонов равна 6
При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые – в большие,
большие – в малые, увеличенные – в уменьшѐнные, уменьшѐнные – в
увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а
диссонирующие – в диссонирующие
ч1 – ч8 ч5 – ч4
м2 – б7 м6 – б3
б2 – м7 б6 – м3
м3 – б6 м7 – б2
б3 – м6 б7 – м2
ч4 – ч5 ч8 – ч1
ТРИТОНЫ
Тритоны – это интервалы, в которых три тона. К ним относятся – ув.4 и ум.5.
ув.4 = 4 ст. + 3 тона. ум.5 = 5 ст. + 3 тона.
Тритоны строятся натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и
гармоническом миноре.
В натур. мажоре:
В натур. миноре:
ув.4 - на IV ст., ум.5 – на VII ст.
ув.4 – на VI ст., ум.5 – на II ст.
В гарм. мажоре:
В гарм. миноре:
ув.4 – на VI b ст., ум.5 – на II ст.
ув.4 – на IV ст., ум.5 – на VII # ст.
Тритоны диссонирующие интервалы и требуют разрешения: ув.4 разрешается в
сторону расширения (в б6); ум.5 – в сторону сужения (в м3).
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Характерные интервалы - это интервалы, которые встречаются только в
гармонических видах мажора и минора. К ним относятся: ув2 и ум7, ув5 и ум4.
Характерные интервалы – диссонирующие и требуют разрешения.
Увеличенные интервалы разрешаются в сторону расширения. Уменьшѐнные – в
|
|
сторону сужения.
ув2 = 2 ст. + 1,5 тона. ум7 = 7 ст. + 4,5 тона.
В гарм. мажоре ув2 – на VI b ст.
В гарм. мажоре ум7 – на VII ст.
В гарм. миноре ув2 – на VI ст.
В гарм. миноре ум7 – на VII # ст.
Разрешение: ув2 - в сторону расширения (в ч4); ум7 – в сторону сужения (в
ч5).
ув5 = 5 ст. + 4 тона. ум4 = 4 ст. + 2 тона.
В гарм. мажоре ув5 – на VI b ст.
В гарм. мажоре ум4 – на III ст.
В гарм. миноре ув5 – на III ст.
В гарм. миноре ум4 – на VII # ст.
Разрешение: ув5 - устойчивый звук на месте, а неустойчивый в сторону
расширения (в б6); ум4 - устойчивый звук на месте, а неустойчивый в
сторону сужения (в м3).