Синтаксические | Лексические | Морфологические |
обращения тебя в обобщённом значении восклицания | торжественная лексика | местоимения ты, твой, |
риторические вопросы | образные выражения | |
побудительные предложения | фразеологизмы |
Единство человека и природы... Всегда ли мы осознаём, как тесно связаны с природой, как зависим от неё? Природа даёт нам не только средства труда, продукты питания, здоровье, но и обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость и является источником творческого вдохновения.
Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, что может наступить её всемирное разрушение, тогда не выживет и человек.
Во всех странах мира созданы экологические организации, которые ведут борьбу за сохранение чистоты воды и воздуха, плодородия почвы, за охрану леса и животных. Однако сохранить окружающую среду можно при условии, что каждый человек осознает эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам.
Спишите текст
Оглянись, человек! Земля в беде! В беде реки и озёра, моря и океаны — вся земля. Но беды природы — это прежде всего наши беды. Мы, люди, дети природы.
Учёные с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называют экологическими (от греч. ойкос — жилище, логос — наука, знание). Экология — наука о взаимоотношениях живого и неживого на нашей планете.
Учёные предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе. Судьба людей в их руках. Для этого нужны знание, добрая воля и целеустремлённый труд.
(По Н. Ф. Реймерсу)
Работа с текстом (ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ПИСЬМЕННО)
ü Чем вызвана тревога учёного?
Например: Н. Ф. Реймерс обеспокоен экологическими проблемами Земли.
ü Что помогает нам понять, что тревога велика и обоснованна?
ü Каковы языковые средства выражения актуальной мысли?
ü Отчего происходит беда?
ü К кому обращается учёный? Кто, на его взгляд, может помочь в беде?
ü Определите основную мысль текста. Определите доминирующий тип речи.
ü Укажите стилистическую принадлежность текста и языковые черты, свидетельствующие об этом.
ü Выделите в тексте языковые средства установления контакта со слушателем (читателем).
ü Укажите предложения, в которых прямо выражена авторская позиция.
ü Выразите своё отношение к мыслям, высказанным в статье.
Десятое апреля
Классная работа
Междометия в пpедложении
Словарная работа
Метал-ический, а-самбль, один-адцать, ф-олетовый, в-трина, к-рзина, кутюр-е, акц-я, мульт-пликац-я, поликлин-ика, пр-лес-ный, компань-н, солов-ин-ый, чащ-ба, ч-порный, ж-лудь, ож-влён-ый, единомышлен-ик, пр-емник, колос-альный, пер-он, январ-ский, серебр-н-ый, туман-ый, поз-ний, фе-ерверк, современ-ик, учас-ник, класс-ика, искус-тво, (в)течение.
Упражнение
Перепишите упражнения, расставьте знаки пунктуации, выделите вводные слова и сочетания.
1. Проводник рассердился повернулся и быстро пошёл по тропе обратно.
2. Задерживать его теперь было конечно бесполезно.
3. Напуганный двумя дурными по его мнению предзнаменованиями проводник отказался идти дальше.
4. Казалось тишина и покой царствовали на земле.
5. Видно еще письмо не дошло по адресу.