Хронологические рамки существования латенской общности: начало/середина V в. до н.э. — рубеж эр

Первоначальный ареал кельтов и соответственно ядро латенской общности — верховье Дуная и зона к западу от Рейна до Атлантики (бассейн Соны и Луары). Археологические данные свидетельствуют о том, что в этих районах позднегальштатские формы материальной культуры плавно эволюционировали в латенские в течение V в. до н.э. После V в. до н.э. началось распространение латенской общности за пределы этой территории в ходе кельтских экспансий (пик которых приходится на рубеж IV—III вв. до н.э.) и последующего культурного влияния. В результате ареал латенской общности значительно расширился и в него вошли территории нынешней Юго-Западной Франции, Северной Испании, Швейцарии, Северной Италии, Британии, Ирландии, некоторые районы Среднего и Нижнего Придунавья и, по мнению ряда ученых, центральная зона Малой Азии.

Латенская культурно-историческая общность и зона ее влияния: а — первоначальная территория, занятая кельтскими племенами, б — территория распространения латенской культуры, в — направление кельтских походов, г — поселения, д — погребения, е — святилища, ж — греческие колонии; 1 — Хансбери, 2 — Гластонбери, 3 — Сомм-Бионн, 4 — Алезия, 5 — Бибракте, 6 — Аварик, 7 — Селль, 8 — Рокепертус, 9 — Антремон, 10 — Латен, 11 — Кобенер Вальд, 12— Стратонице, 13— Либеницы (Колин), 14— Массалия, 15— Эмпорий

По мере распространения латенской общности расширялся и ее этнический состав: основой оставались кельтские племена, но, кроме того, в ряду ее создателей оказались народы, активно смешивавшиеся с кельтами, а именно иберы, лигурийцы, иллирийцы, фракийцы.

Затем последовало сокращение территории латенской общности, связанное с вытеснением кельтов германцами начиная со II в. до н.э. и постепенным завоеванием кельтской территории Римом во II — I вв. до н.э. За римским завоеванием последовала активная культурно-экономическая романизация кельтов, и в результате в начале нашей эры латенская общность на всей своей территории сменилась провинциальной римской культурой.

  Основные памятники латенской общности — это поселения и погребения. По сравнению с предшествующей гальштатской эпохой значительно возрастает количество поселений, в том числе городищ.

Латенские городища находятся на мысах между реками, оврагами или на водораздельных холмах. В ранний период это небольшие крепости, поселки или протогорода, многие из которых к концу эпохи превращаются в настоящие города — торгово-ремесленные и племенные центры значительных размеров; впрочем, территория в пределах оборонительной линии могла быть заселена неплотно — оставлялось место для святилища или свободное пространство, которое использовалось как загон и пастбище для скота в случае нападения. К крупнейшим городищам относятся: Бибракте и Алезия во Франции, Манхинг в Германии, а также Градиште и Завист в Чехии.

Жилища латенской общности — прямоугольные и круглые в плане. Первоначально они представлены двумя основными конструктивными типами. Это, во-первых, наземные дома с каркасно-столбовыми стенами или с плетневыми стенами, обмазанными глиной и опирающимися на каменный цоколь, с соломенными крышами; во-вторых— землянки с аналогичной крышей и плетнево-глиняными стенами. Позднее также появились жилища с двойными стенами, сложенными из камня насухо, с забутовкой из более мелких камней между этими стенами. На территории Франции вокруг домов часто строили дворовые стены из камня.

Погребальные памятники латенской общности представляют собой как бескурганные могильники, которые в целом преобладают, так и курганы, доля которых со временем постепенно сокращается. Практиковались как трупоположение, так и кремация, производившаяся на стороне, с последующим помещением праха в урну. Доля кремационных погребений по мере развития латенской общности постепенно возрастает.

Инвентарь погребений достаточно богат: оружие, украшение, посуда и пр.

Четко выделяются захоронения воинов, знатных всадников, а также женщин, принадлежавших к аристократическому кругу. Для раннего и среднего периода латенской общности характерны аристократические погребения с трупоположением на двухколесных боевых колесницах. Порой знатность подчеркивалась созданием кольцевидного или четырехугольного рва вокруг могилы.

Практически все наступательное оружие латенской общности делалось из железа. В ранний период латенской общности мечи колющие, а позднее становятся рубящими. Вместо металлической рукояти они имели железный черешок как продолжение клинка; на черешок, очевидно, напускалась рукоять несохранивщихся материалов — предположительно из дерева или кости. Иногда на черенок насаживалось специальное бронзовое перекрестье. На некоторых клинках присутствуют клейма мастеров. Ножны мечей, бронзовые или железные часто имели овальное или полукруглое окончание и в определенный период украшались сложными резными узорами в виде S-образных и растительных мотивов. Применялись копья с железными наконечниками и боевые ножи с мощным клинком, имеющим выгнутое лезвие и прямую спинку.

Латенская культура. Вооружение и орудия труда: 1-3 — железные мечи; 4 — железный кинжал с антропоморфным навершием; 5 — бронзовые орнаментированные ножны; 6 — железный наконечник копья; 7 — изображение кельтского воина со щитом (римская статуя); 8 — бронзовый шлем с эмалевыми инкрустациями; 9-11 — железные сердцевины щитов (умбоны); 12 — железный нож; 13 — пружинные железные ножницы; 14 — железный сошник; 15 — железный лемех; 16 — железная коса

Конское снаряжение примечательно с точки зрения введения в обиход бронзовых и железных шпор, а к концу латенской эпохи — железных подков. Удила, сходные по форме с гальштатскими, соединялись с ремнями оголовья не только с помощью псалиев, но и посредством заменивших псалии больших подвижных колец, продетых во внешние петли удил.

Латенская культура. Конское снаряжение и колесница: 1 — бронзовые удила с кольцами для крепления ремней оголовья; 2, 3 — бронзовые шпоры; 4 — конская узда (реконструкция); 5 — реконструкция повозки из погребения (Великобритания)

Типичным латенским украшением являются гривны (т. наз. торквесы) — бронзовые, золотые или серебряные, чаще в виде стержня с печатевидными или биконическими расширениями на концах, иногда витые или ложновитые, с антропоморфными и зооморфными завершениями. Широко распространены и браслеты — как стеклянные литые (широкие и гладкие), так и бронзовые и золотые — перевитые, либо с выступами, либо составленные из полусфер. Известны также стеклянные бусы средиземноморского происхождения — желтые или синие, с белыми или синими глазками.

Латенская культура. Украшения и предметы туалета: 1 — бронзовая цепь с эмалевыми вставками; 2-4 — бронзовые фибулы; 5 — золотая фибула; 6-8 — бронзовые браслеты; 9-11 — гривны (торквесы) из бронзы и золота; 12— зеркало бронзовое с гравированным орнаментом на обороте; 13, 14— железные бритвы

Разнообразны сосуды латенской общности. Керамические сосуды в большинстве своем производились на гончарном круге. Это высокие горшки с заглаженной серебристой поверхностью (чернолощеные) и сосуды красного цвета с широким горлом и гребенчатым орнаментом снаружи, с заполированной внутренней поверхностью. Для позднего периода латенской общности типичны также тонкостенные сосуды черного или серого цвета с зонной росписью — геометрической или сюжетной, наносимой с помощью белой и красной красок. На латенских памятниках много импортных сосудов, в том числе бронзовых. Примером могут служить кувшины с клювовидным носиком, пришедшие от этрусков и ставшие основой для местных подражаний.

Латенская культура. Сосуды: 1-12— основные формы латенских керамических сосудов; 13, 14— керамические сосуды с геометрическим и зооморфным орнаментом; 15 — бронзовый «клювовидный» сосуд

Орудия труда латенской общности в основном железные и стальные. Это длинные проушные топоры, тесла, пилы, серпы, косы, а также сошники и плужные лемехи, использование которых позволяло кельтам осваивать хотя и плодородные, но тяжелые в обработке аллювиальные почвы. Известны также пружинные ножницы, сверла со спиралеобразной нарезкой, рашпили, напильники, молотки, клещи и т.д.

Основой латенского хозяйства было плужное земледелие. Культивировался овес, который в Западной и Средней Европе ранее всего был освоен именно носителями латенской общности; также выращивались пшеница, рожь, ячмень, просо, технические культуры (конопля, лен). Животноводство было придомным, причем траву специально скашивали с лугов и приносили в усадьбу. Разводили крупный рогатый скот, свиней, овец и лошадей.

Религиозные представления создателей латенской общности реконструируются как по античным письменным данным, так и по результатам раскопок. Археологические свидетельства связаны прежде всего с исследованиями святилищ, представляющих собой деревянные, реже каменные храмы на возвышениях, квадратные, круглые.

Билет 20.

1.  Особенности неолита и энеолита лесной зоны.

2. Древний Херсонес: археологическая характеристика.

 

1. Лесной неолит - локальная разновидность неолита, характерная для лесной зоны Восточной Европы.

  Особенности:

·  Практически по всей территории лесной зоны на протяжении неолитической эпохи сохранялось хозяйство присваивающего типа (благоприятные природные условия не стимулировали переход к новым формам хозяйства);

·  Первые признаки появления производящего хозяйства в лесной зоне прослеживаются только в развитом неолите;

·  В материальной культуре носителей ранненеолитических культур было много общего: небольшие стоянки располагались по берегам озер и небольших рек. На поселении было несколько жилищ, существовали кратковременные промысловые стойбища с легкими шалашеобразными конструкциями;

·  На поселениях лесного неолита широко встречается керамика. Наиболее распространенные сосуды - круглодонные и остродонные;

·  Основные типы охотничьего вооружения - некрупные кремневые и костяные наконечники стрел (листовидная, треугольная, ромбическая форма);

·  Каменный инвентарь близок мезолитическому, но использовались струйчатая ретушь, пиление, шлифование;

·  Могильники крайне редки.

 Ранненеолитические культуры лесной зоны очень незначительно отличаются от мезолитических. Единственное существенное отличие - находки керамических сосудов разных размеров, в которых варили пищу и хранили запасы.

·  Стоянки развитого и позднего неолита отличаются от ранненеолитических большой площадью, более мощным культурным слоем, обилием керамических сосудов, остатками больших жилищ и значительным количеством могильников;

·   Присваивающее хозяйство в конце позднего неолита характеризуется высокой степенью организации охоты, рыболовства, собирательства. Возрастает роль рыболовства, широко применяется сетевой лов.

  Энеолит лесной зоны. Леса характерны в зоне расселения трипольских племен.

  Особенности:

·  Развитие земледелия и скотоводства (обработка полей велась с помощью мотыг из камня и рога; в стаде преобладал крупный рогатый скот, свиньи, козы, овцы);

·  Заметную роль в системе жизнеобеспечения играла охота (на оленя, косулю, кабана);

·  Большой набор кремневых и каменных орудий (долота, топоры, скребки, сверла, вкладыши серпов);

·  Расписная керамика (сосуды с росписью красной, белой и черной красками входят в употребление в период среднего Триполья);

·  Антропоморфные статуэтки, преимущественно женские (связь с культом плодородия).

 

2.  Основными типами античных поселений Северного Причерноморья являются города, сельские поселения. Города были основательно защищены как естественными преградами, так и крепостными стенами из камня и сырцового кирпича.

 Планировка Херсонеса была правильной квартально-прямоугольной, с перпендикулярными улицами. Важнейшей частью города является акрополь - религиозный и общественный центр, а также убежище на случай опасности, и агора - торговая площадь и место народный собраний граждан.

 Частные жилища первоначально представляли собой землянки и полуземлянки. Их стенки могли выкладываться камнями, могли быть сырцовыми или плетнево-глинобитными, крыши - шатровыми или одно- и двускатными, крытыми камышом или соломой. С конца VI века до н.э. преобладают наземные дома, порой двухэтажные.

 Общественные сооружения - каменные храмы, монетный двор, театр (построен в конце IV века до н.э.), термы (семейно-общественные бани), водопроводы (из глиняных труб).

  Погребения.

 Некрополи размещались вблизи поселения. Могли быть бескурганные и подкурганные захоронения. Господствует трупоположение. Реже встречается захоронение кремированных остатков. Обычно хоронили в ямах или фамильных склепах.

  Экономика и основные формы материальной культуры.

  Основа экономики - земледелие. Основные культуры - пшеница, ячмень, просо и бобовые.

 Предполагается, что практиковалось двуполье, позднее трехполье. Вспашка производилась деревянным ралом с железным наральником. Обнаружены колотушки и железные мотыги, серпы и косы. Зерно хранилось в специальных ямах грушевидной формы с каменными крышками-плитами.

 Есть следы развития виноградарства и виноделия.

 Большая роль животноводства. На первом месте - разведение мелкого рогатого скота. Следующим по важности был крупный рогатый скот. Активно разводились лошади. Кроме того, разводили свиней, собак.

 Большой размах имело рыболовство.

  Керамическое производство достигло высочайшего уровня. Обнаружены гончарные мастерские, керамический брак, сводчатые двухъярусные печи для обжига керамики, специальные ремесленные кварталы.

 Из глины производились стройматериалы (черепица, кирпичи, облицовочные плитки, трубы для водопровода), различные сосуды, терракотовые статуэтки, жертвенники, грузила, пряслица.

 Высокий уровень металлургии (черной и цветной). Большинство орудий труда, предметов вооружения, многие строительные детали, скобяные изделия делались из железа и стали. Использовалась болотная руда.

 Производился активный выпуск монет (из серебра, меди, реже - из золота).

  Искусство и религия.

 Высокого уровня достигла монументальная живопись. Росписи осуществлялись клеевыми красками, затем восковыми красками. Росписи могли быть как сюжетными (пейзажи, мифологические сцены, жанровые и батальные сцены), так и бессюжетными.

 Мозаичные изображения создавались с помощью разноцветных галечных камне, укреплявшихся на известковом растворе.

 Религиозные культы находят отражение не только в храмовой архитектуре, но и в изображении богов на монетах, в монументальной скульптуре.

БИЛЕТ 21

1. Верования неолитического населения по археологическим данным.

2. Археология Европейского и Азиатского Боспора.

 

1. Изменения в хозяйственной жизни человечества, в эпоху неолита, привели к изменения духовных практик и религиозных верований. В основном поклонялись духам живой (животных, растений) и неживой (духам стихий) природы. Был распостранен анимизм.Храмы неолита. Мегалиты.. Обязательным признаком сколько-нибудь сложной религиозной системы является храм. Храм есть место коллективной молитвы, для провидения религиозных ритуалов. Самым первым типом храма исследователь считает тотемные центры на открытом воздухе. Позднее, в силу развития тенденций ограничивать и замыкать храмовое пространство, храм обретает стены, а позднее и перекрытие, которое на первых порах еще мог выполнять «свод небес». В силу этого и пещера,, тоже могла выполнять функции первобытного храма

 

Храмы.

Конец неолита с точки зрения истории религии интересен тем, что в это время на огромной территории Западной Европы, Иберийского полуострова, Пиренеев и Балкан создаются массивные каменные культовые сооружения, получившие название «мегалиты». Мегалиты — это массивные сооружения из необработанных или грубо отесанных каменных глыб, скорее всего, культового назначения. Вероятно, мегалиты юга моложе мегалитов севера, и, соответственно, мегалитическая цивилизация Западной Европы формировалась самостоятельно.

Представления о загробной жизни. Причины, побудившие неолитического человека возвести столь грандиозные и сложные постройки, за отсутствием источников не могут быть детально установлены. Но можно предположить, что возникновение мегалитов связано с трансформацией представлений о посмертном существовании человека и, соответственно, с развитием погребальных ритуалов.

Возможно развитие и, как следствие, усложнение религиозных представлений в конце неолита привело к формированию идеи, что посмертная участь умершего зависит от ряда обстоятельств, в частности от того, насколько живые готовы потрудиться ради посмертного блаженства своих предков. Вероятно, сооружение мегалитов связано и с формированием в общественном религиозном сознании неолитического человека идеи сакрального пространства — место погребения умерших, святилище, место поклонения духам, и т.п. должно быть выделено из пространства повседневности.

Если представления о связи мегалитов с заупокойным культом правильны, то правдоподобными кажутся предположения современных исследователей, что мегалиты представляют собой символическое выражение идеи вечной жизни, телесной нетленности, которую обретают умершие в посмертии. О возможности отношения мегалитов к загробному миру свидетельствует то, что они служили местом погребения, впрочем не всегда. Кроме этого они могли выполнять функцию храма.

 

 

Разновидностью мегалитов являются дольмены — сооружения, напоминающие примитивные арки. Типичный дольмен представляет собой массивную плиту, установленную на вертикальные каменные опоры. Вопрос о том, всегда ли дольмены размещались под открытым небом, не имеет однозначного решения: существуют данные, что часто над дольменами насыпались курганы, но насколько эта практика была распространенной - утверждать достоверно нельзя. Иногда к дольменам пристраивались целые галереи, помещения которых использовались для погребального культа

Другой разновидностью мегалитов являются менгиры — вертикально установленные камни высотой от 3—4 до 10 и более метров. Они часто образуют группы — так, во Франции и Англии существуют комплексы менгиров, насчитывающие сотни вертикально установленных камней. Очевидно, такие комплексы представляют собой остатки древних святилищ или иных сакральных комплексов.

 

Мегалиты, расположенные по кругу, получили название «кромлех». Самым знаменитым кромлехом является Стоунхендж — мегалитический комплекс в Англии, позднее адоптированный друидами, а сейчас притягивающий толпы туристов и неоязычников со всего мира.

 

Могильники

Интересные данные для изучения духовной культуры неолитических общин дают могильники и отдельные погребения, которых известно для этого времени очень много. Для всей эпохи, но особенно для развитого и позднего неолита, следует отметить заметную, по сравнению с предыдущими эпохами, «стандартизацию» погребального обряда, которая выражается и в устойчивых формах погребальных сооружений, и в позах погребенных, и в наборах сопровождающего их инвентаря. По-видимому, это может свидетельствовать о наличии достаточно устойчивой системы представлений мировоззренческого порядка. В представлении палеолитического человека посмертная жизнь воспринималась как своеобразная проекция жизни земной. Раскопанные археологами захоронения черепов, следы окрашивания костей скелетов минеральными красителями свидетельствуют о наличии определенных ритуалов, связанных с погребением и носивших несомненно религиозный характер. Данные археологии свидетельствуют, что в могилу помещались сосуды, которые, вероятно, были наполнены пищей. Это говорит о вере в то, что в загробном существовании умерший нуждается в еде, подобно живому.Выделяется несколько типов неолитического ингумационного погребения:

• закапывание тела умершего в землю;

• погребение в скалах и естественных пещерах-гротах;

• погребение под дольменами;

• погребение в специально вырубленных в скалах нишах;

• погребение в каменных ящиках, цистах, примитивных саркофагах.

Разнообразные формы погребения свидетельствуют о том, что заботао теле умершего явно носила не случайный, но систематический характер. Очевидно, что потребность в этом коренится в области религиозных представленийНаряду с ингумацией, исследователи фиксируют в неолите и погребения в форме кремации, хотя подобные случаи и не так часты. Можно предположить, что сожжение умершего на ритуальном костре свидетельствует о начале формирования представления о бессмертной душе, которая вместе с дымом погребального костра возносится на небо.

Погребения земледельцев, как правило, приурочены к жилым объектам, часто совершаются под полами жилищ, что указывает на наличие культа предков-покровителей, защитников общины. В силу небольших размеров жилищ такие погребения никогда не бывают массовыми. Подобные погребения известны практически у всех древних земледельцев. Позы погребенных чаще всего могут быть описаны как положение спящего на боку человека. Степень скорченности скелета и положение рук, так же как и состав сопутствующего инвентаря, который почти всегда состоит из керамических сосудов и украшений, могут незначительно варьироваться.

 

 

Погребения охотников—рыболовов—собирателей лесной зоны делятся на две группы: это индивидуальные погребения, совершенные на стоянках, и могильники, вынесенные за их пределы. Значительно чаще и повсеместно в этой зоне встречаются отдельные захоронения. Погребальный обряд лесных охотников-рыболовов, оставивших разные археологические культуры, достаточно сходен — это трупоположения в грунтовых ямах, где позы погребенных варьируются от выпрямленных до скорченных. Погребальный инвентарь немногочислен, это каменные и костяные орудия труда и охотничье вооружение, украшения из раковин или сверленых клыков зверей, изредка встречаются мелкие зооморфные фигурки из различных материалов. В сопутствующем инвентаре присутствует множество украшений в виде бус из пластинок перламутра, костяные украшения, шлифованные топорики и тесла

 

 

В степной и лесо-степной показательны могильники днепро-донецкой культуры. Эти большие, видимо, родовые могильники представляют собой сооружения в виде длинных траншей, в которых, иногда в несколько слоев, было погребено до сотни людей, лежащих вытянуто на спине. Погребенные были засыпаны ярко-красной охрой. В сопутствующем инвентаре присутствует множество украшений в виде бус из пластинок перламутра, костяные украшения, шлифованные топорики и тесла. Возможно, что над такими погребальными комплексами существовали надмогильные сооружения из дерева, тростника или других растительных материалов.

 

Исскуство.

Обнаруженные во многих регионах Европы датируемые эпохой палеолита женские статуэтки, обычно изготовленные из обожженной глины, тоже носят религиозно-культовый характер. В литературе такие скульптуры иногда называются «первобытными Венерами», поскольку данные их иконографии позволяют предположить их связь с эротическими культами древности. Эти изображения не являются в большинстве своем шедеврами: голова часто обозначена схематически (явно, что не она была в центре внимания первобытного скульптора), зато грудь и живот носят явно гипертрофированный характер. Некоторые исследователи соотносят данные изображения с гипотетическим культом Великой Матери — древней верховной богини плодородия и репродуктивных сил природы. Однако такая интерпретация предполагает наличие уже в палеолите теистических представлений, что само по себе выглядит несколько эпатирующе. Другие исследователи интерпретируют первобытных Венер как свидетельство о ритуальном почитании хранительницы очага или же видят в них изображение жриц, совершающих ритуалы плодородия.

Связанными с культами плодородия следует считать и солярные (солнечные) культы, которые были особенно важны для земледельцев, так как хозяйственно-календарный цикл их работ был приурочен к годовому циклу движения солнца. Об их наличии говорят многочисленные солярные знаки, изображения солнечной ладьи, странствующей по морю, сюжеты, известные по более поздним мифам, о борьбе солнца с чудовищами. Многие из этих образов и символов встречаются и на памятниках изобразительного искусства лесной зоны. Исследователи считают, что это результат межкультурных обменов и влияний.

 

Некоторые мифологические мотивы, известные нам по древним письменным и этнографическим источникам, в основе своей восходят к первобытной эпохе, что подтверждается сходством и повторяемостью некоторых сюжетов и образов.

Искусство неолитических земледельческих племен представлено небольшим числом образцов, среди которых выделяется монументальная живопись, мелкая пластика и прикладное искусство.

Мировоззренческие представления охотников-рыболовов и собирателей лесной зоны, судя по памятникам искусства, были иными. Многочисленные и разнообразные изображения животных были, по-видимому, связаны с обрядами охотничьей магии. Образцы монументального искусства, вероятно, были приурочены к особо почитаемым местам, предметы мелкой пластики могли служить амулетами-оберегами. Судя по изображениям, наиболее почитаемыми были самые крупные животные — лось и медведь, а также водоплавающая птица.

 

Тауже присутствует обнаруженная в пещерах моно- и полихромная живопись: изображение животных, существ, сочетающих зооморфные и антропоморфные черты (вероятно, люди в ритуальных масках или какие-то демонические существа), равно как изображения людей, совершающих ритуальные действия, — вполне обоснованно интерпретируется учеными как культовая. Вероятно, эти изображения свидетельствуют о наличии представлений о магико-символическом значении изображения: изображая нечто на стене пещеры, первобытный художник старался таким образом повлиять на окружающий его мир.

 

 2 Археология европейского и азиатского Боспора.

Боспорское государство — крупнейшее греческое государственное образование на территории Северного Причерноморья, располагалось по обоим берегам Боспора Киммерийского (ныне Керченского пролива) (карта 6). Оно занимало обширную территорию Восточного Крыма, включая Феодосию, весь Керченский полуостров, Таманский полуостров и примыкающие к нему территории, вплоть до предгорий Северного Кавказа, а также район устья р. Дон. Земли, входившие в состав Боспора, являлись по большей части всхолмленной равниной, переходящей в предгорья Восточного Крыма и Северного Кавказа. Таманский полуостров в древности представлял собой группу островов, разделенных морскими заливами, лиманами и протоками дельты Кубани. Боспорское государство образовалось в 80-ых годах 5 века, просуществовало 900 лет ипало под натиском Гуннов.

Главными и наиболее крупными городами на берегах Керченского пролива были Пантикапей на европейской стороне и Фанагория на азиатской. В ближайшем соседстве с первым из них были города меньшего размера Тиритака и Мирмекий, а в большем отдалении Нимфей. На азиатской стороне кроме Фанагории известны Гермонасса, Кепы, Корокондама и еще несколько небольших поселений.  

Азиатский Боспор.По сравнению с европейской частью Боспорского государства, менее исследованной является азиатская часть, в особенности районы, населенные местными племенами. Внимание археологов до сего времени было преимущественно направлено на изучение городов и притом не всех.

Исследования топографии1 Таманского полуострова ведутся уже давно, однако многое еще остается неясным. Дело в том, что географические условия там подвержены довольно быстрым и сильным изменениям, гораздо более значительным, чем на Керченском полуострове. В древности Таманский полуостров имел совершенно иной облик2, чем теперь, — он состоял из островов, число которых точно не установлено. Сбивчивость и неясность показаний нашего основного источника по географии античного времени — Страбона3 допускает предположение, что он сам представлял недостаточно отчетливо топографию этой части Боспорского государства. Наибольшее значение среди городов азиатского Боспора имела Фанагория; Страбон4 сообщает, что главным городом для европейских боспорцев был Пантикапей, а для азиатских — Фанагория.

Развалины древней Фанагории находятся на южном берегу Таманского залива примерно в 3 км к западу от хутора Сенного. Исследованиями5, производившимися с середины тридцатых годов текущего столетия до последнего времени, установлены границы Фанагории и выявлен характер культурных напластований в различных частях города. Древнее городище расположено на двух больших террасах, тянущихся вдоль узкой полосы берегового песка; длина его с востока на запад достигает 900 м, а ширина колеблется от 650 м в восточной части до 350 м в западной; это составляет площадь около 37 га. Однако, как показали раскопки 1939—1940 гг., а также подводные6 археологические работы 1958—1959 гг., значительная часть древнего города, размером около 15 га, отчасти размытая, ныне затоплена морем, уровень которого поднялся с древних времен.

Другой значительный город азиатской части Боспора — Гермонасса, по всей вероятности, находился на месте нынешней станицы Таманской. Городище Гермонассы исследовано значительно меньше, чем Фанагорийское, систематические работы13 там начались совсем недавно и пока затронули небольшую площадь. Исследование Гермонассы затрудняется тем обстоятельством, что над античным культурным слоем лежат значительные напластования (около 3½ м толщиной) более позднего времени, в том числе древнерусского города Тмутаракани. Античные напластования Гермонассы достигают в толщину 6 м.

 

 

На северном берегу Таманского залива находится большое городище, которое некоторые исследователи отождествляют с древним селением Патраем, упоминаемым Страбоном20.

На месте нынешней Анапы в древности находился эмпорий — торговая фактория, возникшая в VI в. до н. э. и именовавшаяся Синдской гаванью. В IV в. до н. э. ее сменил город — Горгиппия, бывший главным центром Синдики. Размеры Горгиппии были не более 20 га.Горгиппия мало подвергалась раскопкам: древние напластования, сильно нарушенные жизнью на городище в последующее время, находятся под современным городом и трудно доступны. Наиболее существенные находки на городище, обнаруженные случайно при земляных работах, представляют собою памятники лапидарной эпиграфики

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: