Фото 18. Область духовного воздействия рахманов и волхвов в 3-9 вв.н.э. (желтый цвет) и внешнее противодействие славянскому миру в 7-9 вв.н.э. (коричневые стрелки)

Последние две карты (середина-конец 1 тыс. н.э.) отображают время, когда славянство достигло своих максимальных границ, но ещё не начало делится на части (княжества и страны) под прессом идеологических ударов непримиримых к законам Творца адептов оккультизма и магии.
Возврат части европейских народов в состояние непросветлённости стало возможным вследствии активной борьбы внешних и внутренних сил против центров рахмано-волхвовской системы, сначала на границах славянского мира, а далее и в его середине.
Такие акции исходили от враждебных славянству идеологических сил, враждебно настроенных к славянскому мировоззрению, Византии, Хазарии, франко-германцев, викингов, яхов-ягов, варягов и других, особенно в период 8-13 веков н.э.

Выводы, которые можна сделать из представленного материала, следующие:
1. Славянообразование — это процесс духовного просветления, обучения, познания светлых законов Прави, Яви, Нави, светлых обрядов, древними европейскими народами, утратившими это знание в результате агрессивого проникновения в Европу 3-1 тыс. до н.э. адептов чёрной магии, носителей египетского и одинского, а далее, в 1 тыс. н.э., и яховского оккультизма.
2. Просветление носило мирный характер и осуществлялось носителями знаний Прави, Старотцами-Рахманами, волхвами, священниками и духовниками (росами), в виде целительства, духовной помощи, постоянного обучения народов знаниям вселенского закона, светлым духовным обрядам, почитания Светлого Ирия и его иерархии.
3. Проведением процеса европейского просветления занималась рахмано-волхвовская система духовных центров и подцентров, обладавшая разветвлённой структурой и своей системой подготовки духовных кадров. В VI в. часть Центральной и Восточной Европы от Эльбы до Днепра занимала пражская культура, связанная с предшествовавшей пшеворской. На западе она охватывала территорию современных Полыни, Чехии, Словакии, Австрии, частично - восточной Германии, Словении. Славянская принадлежность этой культуры бесспорна: она сложилась на территории, где, согласно письменным источникам, в VI в. расселялись славяне. Поселения пражской культуры невелики, большинство их не укреплено (укрепленные появились лишь в VII в.). Жилищами были полуземлянки со сложенными из камней печами. Основной археологический материал - глиняная лепная посуда так называемого пражского типа. Пражская культура, вероятно, объединяла ряд родственных восточнославянских племен. Уже в конце VI в. к югу от Припяти и до Днестра, в северо-западных областях Украины и южных областях Белоруссии существовал особый вариант пражской культуры - культура корчак, - названной по поселению у с. Корчак под Житомиром. Здесь несколько поселений вместе располагались на приречных мысах. Такие группы поселений открыты у с. Корчак, Тетеревка, Райки и в других местах. Люди жили в полуземлянках. В VII в. появляются небольшие, круглые в плане городища, укрепленные невысоким валом (Хотомель, Бабка, Хильчицы). Известны корчакские могильники двух типов: грунтовые и курганные. Основным обрядом погребения было сожжение. Урны ставили в неглубокие ямки, покрывали их каменной плитой или глиняной сковородкой. Курганы встречаются в основном на востоке и юго-востоке зон распространения культуры. Для культуры корчак характерна неорнаментированная глиняная посуда - мелкие, расширяющиеся в верхней части горшки с коротким прямым или слегка отогнутым венчиком, миски и глиняные сковородки. Довольно часто находят глиняные биконические пряслица. На основании археологических данных, а также данных славянской топонимики и летописных сведений культуру корчак связывают с существовавшим у восточных славян большим союзом племен дулебов, из которых вышли волыняне, древляне, дреговичи и поляне. Рядом находилась область пеньковской культуры: на Днепре и его притоках, в междуречье Днестра, Прута и на Южном Буге. Пеньковские памятники представлены в основном поселениями. Жилища, открытые в них, разнообразны: наземные, углубленные, прямоугольные в плане с очагом или печью-каменкой и округлые. Могильников было обнаружено не много, они содержат останки сожжений с украшениями, датированные VI-VIII вв.

  Рис. 74. Предметы славянских объединений середины и второй половины 1-го тысячелетия:

Основную массу находок в поселениях пеньковского типа составляют керамические изделия. Преобладает лепная посуда: серая гончарная, посуда с округлым и биконическим туловом, расширяющимся посередине, горшки с округлыми плечиками. В начале VII в. началось передвижение с севера носителей культуры корчак. Местное население было ассимилировано, но элементы пеньковской культуры сохранялись в дальнейшем. В третьей четверти 1-го тысячелетия н.э. обозначился перелом в развитии славянских племен. Резко увеличилось количество железных орудий труда, прежде всего земледельческих, возникли новые металлургические центры, распространилась керамика, изготовленная на гончарном круге. В это время славяне расширяли свою территорию к северу - в верховья Днепра, в бассейн Западной Двины - и осваивали земли в Волго-Окском бассейне. Однако на вновь осваиваемых славянами землях оставалось местное население - балтское и финно-угорское (на северо-востоке). Таким образом, восточнославянская культура в середине и третьей четверти 1 -го тысячелетия н.э. была явлением новым, сложившимся уже после крушения Рима, в эпоху продолжавшегося переселения народов. Она впитала многие достижения предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, тюркские, аланские, финно-угорские и другие элементы культур народов того времени. В середине и второй половине 1-го тысячелетия н.э. в результате расселения восточных славян на новые территории складывались новые образования - территориально-политические союзы, знаменующие собой конец первобытности и процесс зарождения феодальных отношений. Восточнославянские объединения стали называться по названию племен, возглавлявших их. Внутри союзов, видимо, складывались свои диалект, язык, культура, особенности хозяйства и представление о своей территории. В верховьях Днепра в это время было создано объединение славянских племен - кривичей. На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях были открыты курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри. В них помещались останки трупосожжения. В верховьях Немана и но Березине в болотистом полесье обитали дреговичи, по Сожу и Десне - радимичи. В низовьях Десны, по Сейму на большой территории расселились северяне, к юго-западу от них, по Южному Бугу - тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории по Ладоге и Волхову жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, существовали и после образования Киевской Руси. Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Еще в конце XIX в. археолог А. А. Спицын заметил, что височные кольца - часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, - были характерны для всех племенных объединений восточных славян. По височным кольцам достаточно хорошо изучена территория расселения вятичей, кривичей, полян, северян и других племенных объединений. В могилах племенного объединения радимичей были найдены семилучевые височные кольца (от нижнего полукруга кольца отходило семь лучей); у древлян они были сделаны в виде перстня; северяне височные кольца делали из проволоки, загнутой внизу в плотную плоскую спираль; дреговичи украшали их бусинками из медных шариков; височные кольца вятичей были семилопастными (состояли из семи плоских лопастей, припаянных к нижней части кольца); у кривичей височные кольца делали с завязанными концами. Отмеченные особенности в культуре славян возникли, по-видимому, при взаимодействии с другими этносами, на территории которых они расселились. Развитие славянских территориально-политических союзов шло по пути превращения их в государственные образования. В ходе раскопок было установлено, что уровень материальной культуры на обширной территории расселения восточных славян не был одинаковым. У славянских племен, обитавших в лесостепной и степной зонах юга России, в Среднем Поднепровье в первые века 1-го тысячелетия н.э. было развито пашенное земледелие, они знали основные виды зерновых и огородных культур. Обитатели лесной зоны осуществляли трудоемкое подсечное земледелие, орудиями которого были топор, косарь, мотыга. Позже распространилась соха. Различие между плугом и сохой, этими двумя основными сельскохозяйственными орудиями производства, состоит в том, что соха рыхлит землю, а плуг отрезает и переворачивает пласт. Таким образом, процесс развития хозяйства протекал наиболее интенсивно на юге восточнославянских земель, в районе Среднего Поднепровья. Политическая обстановка, сложившаяся в то время по-соседству, в степях в свою очередь стимулировала образование государства у восточных славян.






БИЛЕТ 29

1. Бронзовый век на территории Анатолии.

Анатолия – колыбель многих цивилизаций и сплетение древних культур. Как мы уже говорили ранее, в мире нет другой территории, на которой существовало бы столько цивилизаций и государств. Это были великие цивилизации, которые изменили не только Анатолию, но и весь мир. На этих землях, кроме тысяч небольших цивилизаций существовали культуры хеттов, персов, фригийцев, лидийцев, сельджуков, а также эллинистическая, римская, византийская, османская и турецкая культуры.
В начале Бронзового века на всей территории Анатолии сложились благоприятные климатические условия для жизни человека и географические условия, схожие с настоящими, что привело к росту численности населения. Как следствие, человек стал искать пути развития производства. Для этого требовалась организованная рабочая сила, хранилища и налаженная система хранения. Поиски в производственной экономике познакомили человека с металлом. Человек научился смешивать медь с оловом и получать мягкий, но прочный металл – бронзу. Бронза, легко поддающаяся обработке, из которой стало возможным производство различных изделий, внесла большой вклад в развитие человечества в Анатолии.

В Анатолии месторождения меди и олова были не везде. Некоторые цивилизации доставляли эти металлы издалека. Получение сплава бронзы требовало высокой специализации. Данное развитие требовало более сильного политического контроля и значительных изменений в общественном укладе. Так, в этот период в Нижней Месопотамии и на юго-западе Ирака возникают такие страны как Шумерское государство и государство Элам. В дальнейшем в конце 4-ого тысячелетия до н.э. в Шумерском государстве возникла письменность, и для человечества начался новый период. В связи с возросшей потребностью в сырье стал проявляться большой интерес к торговле. Этот интерес положил конец традиции изолированных культур, не имевших связи с внешним миром Между странами укреплялись отношения. Таким образом, началась новая эпоха – эпоха хорошо организованных государств и цивилизаций.

Новый период позволил наряду с развитием животноводства, ткачества, искусства керамики производить оружие и украшения. В Анатолии Бронзовый век начался в 4-м
тысячелетии до н.э., на острове Крит, островах Эгейского моря и в Греции – в 2 500 годах до н.э., а в Европе — в 2000 годах до н.э. Образцы керамики и архитектуры Бронзового века, обнаруженные в ходе археологических раскопок в Анатолии, датированные 3000-1200 годами до н.э., они свидетельствуют о раннем, среднем и позднем этапах бронзового века. Ранний этап Бронзового века, который охватывает период 3000-2500 годов до н.э, отличает сельская культура, основанная на земледелии. Использование бронзовых орудий труда особо не распространено. Несмотря на то, что с конца 5 тысячелетия до н.э. в Месопотамии и Египте возникла письменность, Анатолия на тот период с письменностью была еще не знакома. Еще не появился гончарный станок, позволяющий вести серийное производство керамических изделий. Самой важной технологической находкой этого периода является четырехколесная телега. В археологических раскопках обнаружены такие населенные пункты этого периода как Троя, Демирджи Хёюк, Сема Зёюк, Бейджесултан, Тарсус, Алишар, Аладжа Хёюк, Икизтепе, Кюльтепе и Норшунтепе.

Второй период Раннего Бронзового века отличается появлением в Центральной Анатолии сильных бейликов. В этот период между ними происходят частные столкновения, в результате которых иногда менее сильные бейлики попадают под господство более сильных. Пока не возникла центральная власть. Самыми важными среди известных нам бейликов можно перечислить Неша, Мама, Кушшара, Пурушханда, Уршу,Ланда, Залпа, Шалативара и Хаттуш.

В 2300-ых годах до н.э. юго-восток Анатолии и Ирак были подвержены метеорному дождю. Известно, что в результате этого явления исчез целый ряд цивилизаций, а некоторые цивилизации мигрировали. Наряду с этим в Западной и Южной Анатолии обнаружены следы сильного пожара. Опустошение многих населенных пунктов связывается с этим бедствием. После метеорного дождя и пожара Анатолия вошла в последний период Раннего Бронзового века. Населенные пункты продолжали свое существование, однако представляли собой небольшие деревни. В этот период к относительно большим населенным пунктам в Восточной Анатолии, которые особо не пострадали в результате вышеуказанных катастроф, таким как Норшунтепе, Коруджутепе, Тепеджик, Арслантепе, присоединились новые поселения — Имикушагы, Кёшкербаба, Пулур, Дегирментепе. Эти деревенские поселения просуществовали 500-600 лет и исчезли в 1700-ых годах до н.э.

Средний бронзовый век приходится на 2000-1750-е годы до н.э. Средний бронзовый век также носит название древнего века хеттов и века торговых колоний ассирийцев. Ассирийские торговцы завезли в Анатолию олово и ткань, а из Анатолии везли серебро, золото и бронзовые украшения. Самыми древними жителями Анатолии, известными нам, являются хетты. Хетты, которые жили небольшими бейликами, были в тесных отношениях с колониями ассирийских торговцев. Самой важной особенностью этого периода является первое использование в Трое гончарного станка. Полагается, что гончарный станок был завезен в Трою из Месопотамии морским путем.

 

2. Европейские сарматы по данным археологии.
Савроматские племена запада соседствовали со скифами Причерноморья, торговали с ними, заключали военные союзы или вступали в вооруженные конфликты. На юге саки и савроматы еще в доахеменидское время были связаны с такими государственными образованиями, как «Большой Хорезм» и «Бактрийское царство», Ассирия и Мидия, а с середины VI в. до н. э. — Персия.

На рубеже V—IV вв. до н. э. мирные отношения между скифами и савроматами были нарушены. Набеги, а возможно, и мирное проникновение савроматов в скифские земли становятся все более продолжительными и интенсивными, а часть савроматов поселяются в Европе. Судя по античным источникам, с IV в. до н. э. низовья Дона, а возможно, и часть северного берега Черного моря принадлежали сарматом.

События, изменившие политическую ситуацию на пограничных рубежах скифских и савроматских владений, явились, по-видимому, отзвуком очень далеких перемещений восточных кочевников южного Приуралья, северо-восточного Прикаспия и Заволжья. Последние в свою очередь могли быть связаны с походами Александра Македонского, усилившими торгово-экономические отношения между кочевниками и соседним с ними оседлым населением. Именно восточные кочевники привели в движение, а возможно, и частично влились в кочевую среду населения междуречья Дона — Волги, что и нашло отражение в произведениях греческих авторов IV—II вв. до н. э., когда на страницах появляются новые этнонимы — «сирматы» и «сарматы», которые в некоторых контекстах противопоставляются савроматам. У авторов IV — начала III в. до н. э. почти одновременно появляются наименования «сирматы», «сарматы» и «Сарматия».

С момента массового переселения кочевников южного Приуралья в Заволжье и далее на запад, происшедшего не позднее конца IV в. до н. э., сарматы начинают тревожить скифов, проникая небольшими отрядами в глубь территории междуречья Дона — Днепра. Очень красочно события подобного рода описываются в одном из произведений Лукиана Самосатского, жившего во II в. н. э. Он подчеркивает неожиданность и непредвиденность нападения сарматов, которые обратили скифов в бегство, многих храбрецов убили, других увезли живыми, угнали и разграбили добычу. Скифия, вступившая с III в. до н. э. в полосу затяжного экономического кризиса, не могла противостоять натиску сарматов. Постоянные набеги и спорадические перемещения отдельных сарматских племен из района низовьев Дона и северо-восточных берегов Меотиды закончились массовой миграцией скифов, после которой степи Северного Причерноморья между Доном и Днепром стали контролироваться сарматами.

В IV в. н. э. по территории степного Приуралья проходят гунны. В составе гуннской орды часть сарматов дошла до берегов Гибралтара, часть влилась в образовавшиеся в Северном Причерноморье и Подонье новые этнические объединения раннего средневековья.

В условиях степных пространств главным и определяющим укладом населения было кочевое скотоводство. Сарматы разводили преимущественно лошадей и овец. В засушливых условиях степей лимитирующим фактором в использовании пастбищ явилась питьевая вода. Не случайно, значительная часть археологических памятников расположена вдоль крупных водных артерий, в местах выхода подземных вод, либо вблизи пресных степных речек и озер.


Лучше всего будет прочитать раздел в учебники Яниной (стр 344-360)
https://vk.com/doc35528094_452069662?hash=f3552120e3da355bff&dl=6dbb247bb7f0e94fd3

БИЛЕТ 30

1. Индоевропейская проблема в археологии

- вопрос о том, что представляло собой население в эпоху энеолита и бронзы, связан с проблемой формирования индоевропейской языковой общности и её локализации.

Индоевропеистика – наука, изучающая сравнительно-историческим методом индоевропейские языки. (возникла в первой половине XIX века).

Вопрос с п.п. XIX века оказывался в центре внимания исследователей, оперировавших помимо языкового материала, данными археологии и антропологии. 

Перелом в подходе к индоевропейской проблематике наметился в конце 50-х – начале 60-х годов:

ü Изучение как археологии Центральной и Восточной Европы и прилежащих областей, так и соотношение между индоевропейской языковой семьёй и другими семьями и многочисленные смежные исследования привели к выработке новых методологических основ для решения проблемы локализации прародины индоевропейцев.

Одним из наиболее существенных аспектов индоевропейской проблемы является вопрос об абсолютной хронологии процессов, происходивших в дописьменную эпоху.

В настоящее время есть множество точек зрения по индоевропейской проблематике, вокруг которых несколько основных гипотез, локализирующих прародину индоевропейцев:

ü Анатолийская гипотезаодна из основных гипотез, которая локализует индоевропейскую прародину в западной Анатолии (современная Турция)

· Выдвинута в 1987 году британским археологом Колином Ренфрю, соотносившим прародину индоевропейцев с поселением Чатал-Хююк.

· Среди других известных археологов к сторонникам данной гипотезы относится Юарри Канлифф.

· Конкурирует с Курганной гипотезой. Согласно Ренфрю, индоевропейцы на 3 тысячи лет старше, чем это предполагают сторонники Курганной теории.

ü Курганная гипотеза

· Была предложена Марией Гимбутас в 1956 году, чтобы соединить данные археологических и лингвистических исследований для определения местонахождения народов-носителей праиндоевропейского языка.

· В основе лежат взгляды, высказанные ещё в конце XIX Виктором Геном и Отто Шрадером.

· Альтернативные – Анатолийская и Балканская гипотезы.

ü Балканская гипотеза

· Предполагает, что праиндоевропейский язык возник на Балканском полуострове в рамках культур Балканского неолита.

ü Теория исхода из Индии

· Гипотеза о том, что индоевропейская языковая семья возникла на Индийском субконтиненте и распространилась по территории индоевропейского региона посредством ряда миграций.

· появилась в конце XVIII века в попытке объяснить связь, существующую между санскритом и европейскими языками.

· результаты проведённых в 2000-е годы генетических исследований поставили под сомнение гипотезы о доисторической миграции индоевропейцев в Индию.

ü Гипотеза неолитической креолизации

· Впервые выдвинул британский археолог чешского происхождения Марек Звелебил в 1995 году, касается вопроса индоевропейской прародины.

· Гипотеза рассматривает Северную Европу эпохи неолита как своеобразный плавильный котёл культур пришельцев — неолитических земледельцев с коренными мезолитическими охотниками и собирателями, в результате чего возникли индоевропейские языки.

ü Теория палеолитической непрерывности

· гипотетический праиндоевропейский язык появился в эпоху палеолита, за несколько тысяч лет до начала медного века или неолита, рассматриваемого в современной науке как наиболее вероятный период возникновения праязыка.

· Согласно теории палеолитической непрерывности, появление индоевропейских языков было связано с прибытием человека разумного в Европу и Азию из Африки в период верхнего палеолита. В этом случае, по сути, предполагается, что праиндоевропейская языковая общность является ровесником человека как вида (как минимум — на европейской территории) и, т.о., отрицает доиндоевропейскую населенность Европы.

· Основными сторонниками данной гипотезы являются итальянский лингвист Марио Алинеи, историк Марсель Отт и другие учёные, объединившиеся в «рабочую группу теории палеолитической непрерывности».

· Сторонники теории палеолитической непрерывности указывают на недостаток археологических свидетельств индоевропейского вторжения в эпоху бронзового века; на отсутствие значительных генетических изменений со времён палеолита; и на подтверждающее теорию палеолитическое происхождение уральских народов и языков в Евразии.

· Утверждая, что непрерывность является наиболее легко принимаемым археологами аргументом, Алинеи объявляет свою теорию «наиболее простой гипотезой», возлагая груз работы по поиску доказательств противного на сторонников других альтернативных гипотез, не способных предоставить неоспоримые доказательства своих теорий. Алинеи также объявляет свой подход более лингвистически последовательным, строгим и продуктивным.

ü Степная гипотеза

ü Индо-Уральская гипотеа

· Постулирует древние языковые связи и территориальную близость между прауральцами и праиндоевропейцами.

· Близость индоевропейской и уральской языковых семей объясняется генетическим родством, восходящему к единому индо-уральскому языку.

· Сформулирована датским лингвистом и историком В. Томсеном в 1869 году.

ü Арктическая гипотеза – устаревшая гипотеза, предполагавшая расположение прародины индоевропейцев в северных районах Евразии.

· Была сформулирована в 1903 году индийским националистом Б.Г. Тилаком в книге «Арктическая родина в Ведах»

· В настоящее время сторонниками гипотезы являются отдельные индийские и российские исследователи, не являющиеся специалистами в области индоевропеистики. Виктор Шнирельман отмечает, что она получила широкое распространение в околонаучных и националистических кругах России

· Слабым местом данной гипотезы является практически полное отсутствие возможности связать её с какой-либо археологической культурой.

2. Культура Античных государств Северного Причерноморья по данным археологии.

Культурные сообщества эпохи раннего железа на территории юга Восточной Европы находились под значительным влиянием античных государств Северного Причерноморья, возникших в ходе «Великой греческой колонизации» и просуществовавших с VI в. до н.э. по III-IV вв. н.э.

Исторический фон.

Основные факторы древнегреческой колонизации:

ü Торговые интересы и связи греков;

ü Возможность создания аграрных поселений в новых местах обитания;

ü Возможность получения дополнительного источника рабской силы;

ü Политическая эмиграция;

ü Внешнеполитические причины (например, для малоазийских греков – лидийская и персидская угрозы).

Истоки древнегреческой колонизации – Ионийские города:

ü Милет (малоазийский) – жители основали большинство крупных северопричерноморских городов: Ольвия, Пантикапей, Феодосия, Тира.

ü Теос (малоазийский) – жители основали Фанагорию.

ü Митилена (лесбосский) – жители основали Гермонассу.

ü Гераклея Понтийская (южнопричерноморский) – жители основали Херсонес Таврический.

Греческие колонии, будучи политически независимыми от своих метрополий, были тесно связаны с ними в экономическом и культурном отношении.

Лишь после освоения греками южного побережья Чёрного моря в VII в. до н.э. начинают устанавливаться их регулярные торговые связи с его северным побережьем, где организуются торговые станции (эмпории), некоторые из которых перерастали в постоянные поселения.

Три важнейших экономических, политических и культурных центра Северного Причерноморья:

ü Ольвийский полис (демократическое государство)

· Возник во 2-ой четверти VI в. до н.э. в Северо-Западном Причерноморье;

· Включал в себя Ольвию Понтийскую (в устье Южного Буга) и округу из трёхсот малых поселений.

ü Херсонесское демократическое государство

· Основано в VI в. до н.э. (по последним данным);

· Расположено в Западном Крыму со столицей в Херсонесе Таврическом (на территории современного г. Севастополя).

ü Боспорское государство

· Сформировалось окончательно в IV в. до н.э. на базе существовавшего ещё в V в. до н.э. военного союза независимых полисов во главе с Пантикапеем (современный г. Керчь);

· Пантикапей (основан в 1-ой половине VI в. до н.э.) – столица Боспорского государства;

· Представляло собой своеобразную греко-варварскую монархию;

· Расположено в Восточном Крыму, на Таманском полуострове, в устье Дона.

Политические изменения в северопричерноморских античных государствах:

ü Раздельное независимое существование государств – до конца II в. до н.э.

ü Кратковременное объединение ряда северопричерноморских государств в рамках понтийской державы Митридата VI Евпатора – конец II-начало 1-ой трети I в. до н.э.

ü Эпоха римского влияния – с середины I в. до н.э. (после поражения и смерти Митридата VI Евпатора)

ü Эпоха прямого римского присутствия – с середины I в. до н.э. до середины III в. до н.э.

ü Существенное ослабление трансформации и трансформация античной цивилизации Северного Причерноморья в ходе начавшегося политического и экономического кризиса в Римской империи и античной цивилизации в целом, сопровождавшийся массированными вторжениями различными средне- и восточноевропейских племён («варваров», в частности, готов).

ü Одним из факторов, существенно влиявших на дальнейшую судьбу античной цивилизации, стало господство гуннов, пришедших в северопричерноморские степи в 70-е гг. IV в. н.э., и последующие нашествия других азиатских кочевников.

Херсонес относительно благополучно пережил кризис и крушение античной цивилизации и затем долгое время развивался в качестве средневекового Херсона (Корсунь древнерусских летописей).

В ряде городов Боспорского государства в Средневековье также продолжалась жизнь, связанная с культурой Византии и прочих государственных образований, существовавших в эту эпоху в Северном Причерноморье.

Основные памятники Античной культуры в Северном Причерноморье.







Поселения.

Основные типы античных поселений в данном регионе:

ü Города;

ü Сельские поселения (в том числе хорошо укреплённые усадьбы);

ü Римские военные лагеря, наиболее значительный из которых – Харакс (с середины I в. до н.э.).

Фортификация и планировка городов.

Города были основательно защищены как естественными преградами, так и крепостными стенами из камня и сырцового кирпича:

ü В Ольвии в период с V по III в. до н.э.:

· Были сооружены и неоднократно перестраивались в целях усовершенствования мощные стены;

· Ворота фланкировались башнями.

ü В Херсонесе в крепостном комплексе, функционировавшем с IV в. до н.э., выделяется «Башня Зенона», существовавшая с III в. до н.э. по начало II тыс. н.э. и достигшая в результате перестроек огромных размеров.

ü В Пантикапее  мощные крепостные стены, возведённые в V в. до н.э., окружали акрополь.

Военное присутствие римлян в северопричерноморских городах сказалось в совершенствовании старых укреплении и появлении новых:

ü В Ольвии была построена цитадель в верхнем городе со стенами до 3 м толщиной, с башнями и рвом;

ü В Херсонесе были значительно реконструированы оборонительные сооружения и цитадель.

Планировка городов чаще была правильной квартально-прямоугольной, с перпендикулярными улицами (Херсонес, элементы планировки в Ольвии, Фанагории, Горгиппии). Были также города с нерегулярным расположением улиц (Пантикапей).

Важнейшие части северопричерноморского города:

ü Акрополь

- религиозный и общественный центр.

- убежище на случай опасности.

Хорошо изучен в Пантикапее, где он находился в самой возвышенной части города.

ü Агора

- торговая площадь.

- место народных собраний граждан.

Наиболее чётко прослежена в ходе раскопок в Ольвии, тогда как ярко выраженный акрополь здесь отсутствовал.

Большинство античных построек в Северном Причерноморье каменные или сырцовые на каменном цоколе. Основной строительный материал – местный известняк; также использовался песчаник, реже ракушечник. Для облицовки применяли крымский и кавказский розоватый и серый мрамор.

Частные жилища первоначально представляли собой землянки и полуземлянки с центральным столбом и конусом крыши либо скатом. Их стенки могли выкладываться камнями, могли быть сырцовыми или плетнёно-глинобитными, крыши – шатровыми либо одно- и двускатными, крытыми камышом или соломой.

С конца VI в. до н.э. в северопричерноморских колониях преобладают наземные дома, порой двухэтажные. Известны также укреплённые дома башенного типа и целые сельские усадьбы с комнатами, башнями, подвалами, колодцами и т.д.

Раскопки в Северном Причерноморье выявили различные общественные здания и сооружения:

ü Каменные храмы

Типы храмов:

· Храмы в ионийском ордере (Пантикапей VI в. до н.э., Херсонес III в. до н.э.);

· Храмы в дорийском ордере (Мирмский IV в. до н.э.);

· Храмы в антах – с двустороннем оформлением колоннами у входов (один из храмов Аполлона Дельфиния в Ольвии);

· Толосы – круглые храмы, окружённые колоннами (храм, раскопанный на Таманском полуострове).

ü Дикастерий и гимнасия на агоре Ольвии;

ü Героона в Фанагории;

ü Монетный двор и театр в Херсонесе;

Театр, по последним данным, построен в конце IV в. до н.э. и действовал до начала IV в. н.э. Был закрыт в христианскую эпоху.

ü Термы – семейно-общественные бани, сочетавшие свою основную гигиеническую функцию с функцией общения и спорта (инновация римского времени);

ü Водопроводы (Херсонес, Пантикапей, Харакс).

Погребения.

Античные некрополи размещались в основном вблизи поселений.

Типы захоронений:

ü Бескурганные:

ü Подкурганные.

До V в. до н.э. в Северном Причерноморье нет греческих курганов, но потом они появляются, и в итоге их становится больше, чем в метрополиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: