1) личность - это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
2) личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
3) личность – это связи человека как представителя рода человеческого и общества.
V.организационный аспект -самоорганизация:
1) первая тоска зрения: природное и социальное в человеке -противоположности, которые противостоят друг другу.
2) вторая точка зрения: природное и социальное в человеке -неразрывное единство:
А)от рождения в человеке- преобладание природного,
становление человека - приобретение социальных черт и признаков; утрата части своих природных черт, вернее, ослабевание этих черт в своих проявлениях.
Б)биологическая основа социальных правил человеческого поведения основа в виде механизма внутреннего торможения.
3)отказ от крайних точек зрения на соотношение биологического и социального в поведении человека:
А)важная роль социальной среды в обретении человеком человеческого.
Б) реализация в социальных обстоятельствах любой природной предрасположенности человека;
В)человеческое бытие — это проявление и развитие социальности.
Г) значительное влияние генетических факторов на формирование психики человека, его способностей и наклонностей: гены «любви», «удовольствия» и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения;
Д)влияние физиологических и психологических особенностей на формирование способностей, таланта.
4)Человек- биологическое существо:
А)человек — часть живой природы,
Б)наличие инстинктов,
В)тело и мозг — результат деятельности природы,
Г)анатомия и физиология, биологические потребности
5)Человек -социальное (общественное) существо:
А)подавление и регулировка инстинктов,
Б)формирование в обществе: речь, мышление, навыки,
В)связь с обществом.
VI.методологический аспект- самореализация, два подхода к личности:
1)Первый подход: личность как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира.
А)Личностные качества: образ жизни и самооценка индивидуальных особенностей.
Б)Оценка личности: сопоставление с установленными в обществе нормами.
В)Самооценка: изменение в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.
2)Второй подход: личность как набор функций, или ролей.
А)одновременное выполнение разных ролей - работника, семьянина, гражданина и др.; поступки, социальные действия.
Б)ролевые характеристики: связь человека с общественными отношениями, зависимость от них; набор ролей, их выполнение (репертуар и рисунок роли) -связь с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя.
В)сравнение роли труженика, правителя, воина, учёного в разные эпохи: развитие личности в своих ролевых проявлениях; организация своей деятельности, отношений: поведение, активное взаимодействие с обществом.
Тема 5. Мой конспект: Деятельность — способ существования людей
I.объект:
1) Деятельность — способ существования людей
2) Деятельность человека: основные характеристики.
3) Отличия человеческой деятельности от поведения животных.
А) Во-первых, сознательный характер деятельности человека: сознательное выдвижение цели своей деятельности и предвидение её результата.
Б) Во-вторых, продуктивный характер деятельности человека: направленность на получение результата, продукта; орудия труда, изготовленные и постоянно совершенствуемые человеком; орудийный характер деятельности, создание и использование орудий труда.
В) В-третьих, преобразующий характер деятельность человека: изменение окружающего мира и самого себя -своих способностей, привычек, личностных качеств.
Г) В-четвёртых, общественный характер деятельности человека: процессе деятельности человек, как правило, разнообразные отношения с другими людьми.
4)Деятельность человека - удовлетворение его потребностей:
А)Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Б) Различные классификации потребностей:
· Естественные потребности: врождённые, биологические, физиологические, органические, природные; потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства- потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.
· Социальные потребности: принадлежность человека к обществу; потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.
· Идеальные потребности: духовные или культурные потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития-потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.
· Взаимосвязь естественных, социальных и идеальных потребностей человека: удовлетворение биологических нужд- эстетика стола, разнообразие блюд, чистота и красота посуды, приятное общество и т. п.
· А. Маслоу: человек как «желающее существо»: редкое достижение состояния полного, завершённого удовлетворения; удовлетворение одной потребности, возникновение другой (внимание и усилия человека).
· С. Л. Рубинштейн (1889—1960): «ненасыщаемость» потребностей, которые человек удовлетворяет в ходе своей деятельности.
· А. Н. Леонтьев (1903—1979)- теория деятельности, структура человеческой деятельности- цель, средства и результат.
5) Деятельность как цепь действий: составная часть, отдельный акт деятельности – действие: цель, результаты, порядок осуществления действий, средства и способы действия, осознанная деятельность; действия без достаточно осознанной цели- малоосознанные илиимпульсивныедействия.
6) Конкретно исторический характер деятельности людей -обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками.
II.субъект-структура деятельности и её мотивация:
1) Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
2) Средства деятельности.
3) Продукты (результаты) деятельности: воплощение сознательно поставленной цели.
4) Мотивы: система мотивов и целей; потребности, интересы, убеждения, идеалы, смысл человеческой деятельности.
III.деятельность-многообразие деятельности:
1) В зависимости от многообразия потребностей человека и общества - многообразие конкретных видов деятельности людей.
2) Особенности отношения человека к окружающему миру: А)п рактическая деятельность - преобразование реальных объектов природы и общества;
Б)духовная деятельность - изменение сознания людей.
3) Соотношение деятельности человека с ходом истории, с общественным прогрессом:
А)прогрессивная илиреакционная направленность деятельности,
Б)созидательнаяилиразрушительная деятельность.
4) Соответствие деятельности общекультурным ценностям, социальным нормам:
А)законнаяи незаконная деятельность,
Б)моральнаяиаморальнаядеятельность.
5) социальные формы объединения людей в целях осуществления деятельности:
А) коллективная,
Б) массовая,
В)и ндивидуальнаядеятельность.
6) В наличие или отсутствие новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления:
А) однообразная, шаблонная, монотонная деятельность,
Б) инновационная, изобретательская, творческая деятельность;
7) общественные сферы, в которых деятельность протекает: экономическая, политическая, социальнаядеятельность и др.; определённые виды человеческой деятельности в каждой сфере жизни общества: экономической сфера -производственная и потребительская деятельность; политическая сфера -государственная, военная, международная деятельность; духовная сфера жизни общества — научная, образовательная, досуговая.
IV.цель-основные виды деятельности людей:
Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная; ориентация не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры — её правила, ситуацию, воображаемую обстановку; подготовка человека к творческой деятельности и жизни в обществе.
Во-вторых, это учение — деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.
В-третьих, это труд — вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
В-четвертых, общение — установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми: обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.
V.средства- особенности проявления человеческой деятельности:
1) Внешняя деятельность - движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами.
2) Внутренняя деятельность- умственные действия; идеальные модели, создаваемые в процессе мышления.
3) Связь и зависимость между двумя видами деятельности:
А)Внутренняя деятельность- план внешней;
Б)возникновение внутренней деятельности на основе внешней и реализация через неё;
В)связь деятельности и сознания.