В) Правила:
· внешние правила, регулирующие любую профессиональную деятельность,
· система правил и норм профессиональной этики: воинской, врачебной, педагогической, спортивной, судейской и др.
· правила семейной, духовной жизни.
2)Мораль:
А) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними;
Б) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.
II.сознание:
1) Этика:
А) наука, изучающая и анализирующая состояние нравов, прогнозирующая развитие морали;
Б) философская дисциплина, теория морали: рассуждения о природе морали;
В) Аристотель (IV в. до н. э.): термин «этика», философское знание (наряду с логикой и физикой) о культуре, включая законы и обычаи.
2) Теории возникновения морали:
А) естественно-историческая теория возникновения морали:
· источник морали – обычай:
· отличие морали от обычая и традиции - обоснование нравственных норм в виде идеалов (добро, истина, справедливость, красота);
|
|
· возникновение нравственности в первобытном обществе на стадии его разложения: снижение роли кровнородственных связей как ведущего фактора общественной жизни, проявление противоречий между частными и общественным интересами;
· функция морали - обеспечение необходимой стабильности и целостности общества, упорядочение отношений между индивидом и обществом, регулирование труда и распределения пищи без грубой силы;
· внушение образцов правильного поведения через систему воспитания, подражания;
· закрепление образцов в качестве обязательных моральных норм, нравственных принципов, правил, законов и становятся обязательными для всех;
· основополагающие ценности (равенство, миролюбие, забота).
Б)религиозная теория возникновения морали:
· источник моральных норм -деятельность и заповеди великих учителей человечества — Моисея, Будды, Конфуция, Иисуса Христа;
· «золотое правило» нравственности в священных книгах: «...Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
III.деятельность:
Нравственная культура — это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в реальных поступках человека.
IV.образ-устойчивость и изменчивость моральных норм:
1) Связь истории и морали:
А) устойчивость моральных норм:
· обычаи, традиции и нормы - порождение своего времени;
· существование и регулирующее воздействие на нравственные отношения в иную эпоху.
Б)изменчивость моральных норм:
|
|
· усложнение социальной структуры общества;
· различие новых социальных групп и общностей: положение в социуме, представления о духовных ценностях и нормах нравственного поведения;
· нарушение принципа общеобязательности господствующих нравственных норм.
2)Связь современности и морали:
А) различия в моральных представлениях разных социальных слоёв и групп;
Б) наличие общечеловеческих нравственных норм и ценностей: 1) делай добро; 2) не делай зла; 3) благодари за добро; 4) компенсируй нанесённый тобой кому-либо ущерб; 5) будь справедливым; 6) будь верным; 7) совершенствуйся.
V.язык -нравственный выбор:
1) Автономная регуляция нравственных отношений, т.е. уровень этих отношений во многом зависит от воли самих субъектов (участников).
2) Свобода выбора человека: либо моральные ценности данного общества и линия нравственного поведения, либо - вызов общественному мнению и общественной морали.
3) Структура морали:
А) Моральные категории:
· стыд — чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми,
· совесть — чувство, направленное вовнутрь личности, выражающее её ответственность только перед собою;
· добро, зло, справедливость, долг, честь, достоинство;
· нравственный долг — это своеобразная точка пересечения морального сознания (мышления) личности с добровольным нравственным выбором и поступком.
Б) Моральные принципы: принцип гуманизма; основа для наполнения моральных норм конкретным содержанием.
В) Моральные нормы — формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях.
4)Этапы самосознания - постижение содержания и направленности собственного внутреннего мира, своего «Я».
5)Смысл жизни — сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек живет:
А) понятия высокого и низкого, благородного и подлого, любви и ненависти, храбрости и трусости, верности и предательства;
Б) варианты поступков и линий поведения;
В) оценка побуждения к действиям и содержания деятельности других людей: отношение к непосредственному окружению, отношение к таким сложным реалиям, как человечество, глобальные проблемы, история страны, историческая и современная культура и многое другое;
6)нравственная культура личности.
VI.метод:
1) Мотивы нравственных поступков:
А) внутренний закон внутри нас,
Б) сила общественного мнения: побуждение к полезной деятельности, осуждение негативных действий.
2) Референтные группы:
А) образцы позитивного нравственного поведения,
Б) образцы негативного нравственного поведения.
3) Отличие морали от права:
А) закон: скрытое и явное принуждение государства,
Б) мораль: общественное мнение - одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определённой частью общества или обществом в целом.
4) История общественного мнения:
А) Протагор (ок. 490 — ок. 420 до н. э.): «публичное мнение» как мнение большинства населения
Б) Платон: «публичное мнение» как мнение аристократии.
В) Демократическая позиция: общественное мнение как сила, с которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами.
Г) Аристократическая позиция: мнение господствующей элиты, как сила, воздействующая на население.
5) Функции общественного мнения:
А) информационная:
· мнения групп, общностей и общества,
· общее состояние массового сознания.
Б) оценочная,
В) контролирующая,
Г) социализирующая:
· характер социальной структуры общества,
· уровень развития нравственной культуры, демократических институтов и свобод.
Д) воспитательная- типы нравственного поведения:
· альтруизм,
· эгоизм.
|
|
Е) интерактивная:
· СМИ,
· гражданская позиция интеллигенции.
Тема13.Мой конспект: Наука и образование
I.реальность-наука и образование:
1) Понятия.
2) Особенности научного познания как вида деятельности.
3) Наука и образование как важнейшие области современного общества, осознание их глубокой и неразрывной связи.
II.сознание-наука и её функции в обществе:
1) Понятие «наука»:
А) Наука как система знаний и способы добывания таких знаний.
Б) Наука как творческая деятельность, направленную на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.
В) Наука как часть духовной культуры общества наряду с такими её компонентами, как искусство, образование, религия.
· Наука и образование: система образования -подготовка будущих учёных, содержание образования -основы научных знаний.
· Наука и религия: разные объяснения многим явлениям, различные картины мира; ученые- верующие, атеисты.
Этика науки.
А) Источники этики науки:
· моральные ценности, ориентация на высшее благо;
· профессионально-специфические научные нормы;
· понимание свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.
ü Гиппократ: первое профессиональное моральное обязательство учёного, ответственность перед человечеством.
ü Адам Смит (1723—1790): «Теория нравственных чувств», совесть- вершитель всех наших действий.
Б)Принципы этики науки:
ü Добросовестность: точное проведение всех этапов исследования; доказательность новых научных знаний, их неоднократная проверка; научная честность и объективность.
ü Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты.
ü Возрастание гуманизирующего влияния науки и социальной ответственности учёных за их деяния.
ü Использование достижений науки на благо всем людям в демократическом обществе.
III.деятельность:
1) Наука в современном обществе как важнейший социальный институт:
|
|
А) XVII—XVIII вв. -первые научные сообщества в Европе;
· вторая половина XVII в. -возникновение первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук.
· 1725 г. -учреждение Петербургской академии наук, позже названной Российской.
Б) превращение научной работы в профессию, научно-исследовательской деятельности — в устойчивую общественную и культурную традицию.
Б)Функции науки социального института:
· Информационная функция науки: в ооружение людей новыми объективными знаниями о природе, обществе, человеке.
· Культурно-мировоззренческая функция науки: систематизация знаний и представление их в определённых картинах мира.
· Социально-производственная функция науки: техническое освоение научных открытий - суть научно-технической революции.
· Социальная функция науки: использование научных знаний и методов при решении различных общественных проблем.