III. cтруктурный аспект:
1)Рыночная экономика:
А) В рыночной экономике производитель решает главные вопросы экономики самостоятельно, ориентируясь на соотношение спроса и предложения на рынке.
Б) Однако в чистом виде рыночная экономика не существует.
2)Рынок в жизни общества:
А) Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства.
Б)Условия возникновения рынка:
· общественное разделение труда, ведущее к появлению товарного производства;
· множественность обособленных товаропроизводителей- собственников, обусловливающая колебание спроса, предложения, цен;
· регулярность обмена.
В) Начало учения о рыночной системе хозяйствования - Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).
· необходимость рыночных отношений - естественная ограниченность производственных возможностей человека сравнительно с его потребностями.
· эти же причины - разделение труда в обществе.
· общественная польза + собственный интерес =«невидимая рука» рынка, цель.
· эффект рынка - увеличение возможностей всех и каждого в достижении экономических целей.
IV.организационный аспект:
1)Рыночные структуры:
А) Структура рынка -внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов.
Б) критерии для классификации структуры рынка:
· по объектам рыночных отношений (сырьё, ценные бумаги);
· по субъектам рынка (продавцы, покупатели);
· по географическому положению (местный, национальный, мировой);
· по характеру продаж (оптовый, розничный);
· по соответствию действующему законодательству (легальный, нелегальный).
В) Рынок труда.
Г) Рынок капитала - рынок обращения финансовых активов (денежных средств, акций, облигаций, депозитов, прочих ценных бумаг); биржевой, внебиржевой, розничный и оптовый рынки.
Д) Кредитный рынок — это финансовый рынок, на котором происходит покупка и продажа денежных средств и финансовых инструментов (акций, облигаций, производных инструментов) между покупателями (заёмщиками) и продавцами (кредиторами).
Е) Фондовый рынок -продажа доли участия в собственности предприятия; это рынок собственного капитала, его основной институт — фондовая биржа.
Ж) Структура рынка ценных бумаг - фондовая биржа, брокерские компании, осуществляющие биржевые операции.
2)Возникновение рынка ценных бумаг:
А) утверждением такой формы организации производства, как акционерное общество;
Б) акционерная форма организации производства - два вида ценных бумаг: акции и облигации.
· Акция - свидетельство о доле участия в собственности компании; право владельца на получение части прибыли предприятия, называемой дивиденд, на участие в его управлении; уровень дивидендов - прямая зависимость от размеров получаемой компанией прибыли.
· Часть капитала акционерного общества — это заёмный капитал: облигации - кредитный документ, не позволяющий владельцу участвовать в управлении предприятием, но приносящий твёрдый (фиксированный) процент, уплачиваемый до выплаты дивидендов.
· курс ценных бумаг- продажа по рыночным ценам акций и облигаций, поступающих на фондовую биржу; курс акций- зависимость от изменений спроса и предложения; складывающийся под влиянием спроса и предложения курс акций - рыночная цена акций.
3)Конкуренция и монополия:
А)Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
· Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — это закон всякого товарного хозяйства.
· Классификации конкуренции:
· В зависимости от состояния рынка: а) свободная, б) чистая, в) совершенная и г) несовершенная конкуренция.
· С учётом методов состязательности: а) ценовая и б) неценовая конкуренция.
· Конкуренция - определённое состояние рынка: свободная или монополистическая.
· Свободная конкуренция -такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.
ü Свободная конкуренция -никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим; возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства; свобода покупателей от всякой дискриминации (ущемления прав),возможность купить товары и услуги на любом рынке.
ü Свободная конкуренция - чистая, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий.
ü Свободная конкуренция - период классического капитализма.
·Особая роль конкуренции играет – поддержание на рынке равновесной цены; согласование интересов продавцов и покупателей на рынке –график:
ü Совокупный спрос.
ü Совокупное предложение.
ü Равновесный уровень цен.
ü Равновесный уровень выпуска продукции.
· Если рыночная цена возрастает выше равновесной точки, то в этом случае предложение превышает спрос; тогда среди продавцов соперничество усилится; в итоге начнётся движение цены по направлению к точке равновесия; когда же цена упадёт ниже равновесной точки, тогда спрос превысит предложение, а состязательность усилится среди покупателей, вследствие этого цена станет повышаться до равновесного уровня.
· Конкуренция среди продавцов, покупателей и между ними -решающая сила, которая вызывает центростремительное движение рыночной цены к уровню равновесной ситуации, а тем самым к величине стоимости.
· Троякая роль конкуренция:
ü Во-первых, дорога всему новому и прогрессивному.
ü Во- вторых, общественно нормальные условия производства и обращения.
ü В-третьих, разрушение и устранение с рыночной арены всех неэффективных и отсталых хозяйств.
Б) экономические и социальные последствия конкуренции- образование монополий.
· Слово «монополия» (от греч. monos— один и poleo— продаю) - «единственный продавец».
· Монополия — это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному физическому лицу, определённой группе лиц, компании, организации или государству.
· Монопольное право -навязывание потребителям выгодных для монополиста условий взаимоотношений; при монополии на рынке -только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную).
В)Взаимосвязь монополии и конкуренция:
· Тот факт, что производство и реализация какого-то продукта «захвачены» группой крупных предпринимателей (получающих от этого большую выгоду), вызывает острое соперничество — стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш, что способно подорвать монополию.
· Но внутренняя логика рыночного состязания ведёт к доминированию на рынке: если какой-то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция — монополию.
· В современных условиях крупные хозяйственные объединения не уничтожили конкуренцию, а существуют вместе с ней, что обостряет и углубляет общее соперничество.
· Имеется значительное число предприятий, которые не входят в крупные объединения и ведут тяжёлое противоборство с ними.
· В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок.
· Следовательно, не происходит сосредоточения производства какого-либо товара в руках единственной фирмы.
Г)Отсутствие на нынешнем рынке в чистом виде свободной конкуренции, монополий:
· Современное состояние рынка - несовершенная конкуренция, две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: монополистическая конкуренцию и олигополия.
· Монополистическая конкуренция - отличие от монополии: монополистическая конкуренция -такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары.
· Олигополия (от греч. oligos— немногий, малочисленный и poleo— продаю) — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трёх до пяти) крупных фирм; олигополия — это конкуренция между немногими.
· Вмешательство государства в хозяйственную деятельность монополий: специальные органы- наблюдение за ценами, объёмами производства, входом фирм в отрасли и выходом из отраслей; выполнение антимонопольного законодательства.
4)Современная рыночная система:
А) Жизнеспособность и более высокая экономическая эффективность рыночных систем, демонстрируемая передовыми странами мира, предопределили выбор в пользу перехода к современному типу рыночной экономики — социально ориентированной и регулируемой рыночной системе хозяйства.
Б) Переход к рыночной системе производственно-экономических отношений в масштабах такой страны, как Россия, с её огромными пространствами, разнообразием почвенно-климатических условий, национальных традиций и разным уровнем экономического развития различных регионов; необходимость колоссальных усилий, затрат и значительного времени.
· Трудности перехода усугубляются теми негативными явлениями, которые ранее носили скрытый характер и накапливались десятилетиями, а ныне обнаружились во всей полноте.
· Только постоянный экономический рост позволит решить социальные и политические проблемы нашей страны:
ü своевременное внедрение новых технологий разведки, добычи и переработки природных ресурсов.
ü необходимость целиком использовать тот богатый научно-технический потенциал, которым обладает Россия.
ü необходимость развивать государственные механизмы стимулирования экономического роста.
ü избавление бизнеса от коррупционного и криминального давления.
· Общенациональная задача России — это победа над бедностью:
ü Средний класс должен составлять не менее половины жителей России, обеспечивая устойчивость и жизнеспособность общества.
ü Рост среднего класса будет способствовать расширению внутреннего рынка, обеспечению устойчивого спроса на отечественные продукты, товары и услуги.
V.экономический аспект:
1) Единые для всех стран законы рыночной экономики:
А) общая природа рыночной экономики,
Б) общность предпосылок, функций и механизмов на всех этапах развития.
2)Законы спроса и предложения:
А)На рынке имеется закономерная взаимосвязь между ценой и спросом, а также между ценой и предложением:
· Потоки спроса.
· Потоки предложения.
· Рынки потребительских товаров и услуг.
· Рынки ресурсов.
· Домашние хозяйства.
· Фирмы.
Б)Спрос:
· это потребность покупателя в необходимых ему товарах и услугах, за приобретение которых он готов (намерен) заплатить своими деньгами.
· рыночные факторы спроса: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, цены на запрашиваемые товары; возможность выбора альтернативного количества одноимённых товаров, пользующихся спросом, по разным ценам.
· Закон спроса - функциональная зависимость спроса от цены: чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей.
· Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен - эластичность спроса. Мера такого изменения -коэффициент эластичности спроса (Кс):
Кс = Рост объёма спроса (в процентах)
Снижение цен (в процентах)
В)Предложение:
· это совокупность товаров, которые производители готовы продать по альтернативным ценам.
· Факторы предложения: число продавцов на рынке, различия в технологических методах изготовления одноимённых товаров (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей), цены на продаваемые продукты и другие виды товаров; возможность реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам.
· Закон предложения -функциональная зависимость предложения от цены: чем выше цена, тем в большей мере растёт предложение продуктов со стороны продавцов; чем выше предложение, тем ниже цена.
· Степень изменения объёма предложения в ответ на увеличение цены - эластичность предложения. Мера этого изменения - коэффициент эластичности предложения (Кп):
Кп= Объём предложения (в процентах)
Рост цен (в процентах)
· Когда предложение товаров превышает спрос покупателей, то возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, и может возникнуть кризис перепроизводства. Определённым выходом из неблагоприятной ситуации может быть, в частности, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).
· Когда спрос превышает предложение, возникает товарный дефицит. Например, если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск изделий, пользующихся спросом. При дефиците товаров неудовлетворённый покупательский спрос, заставляющий людей искать приложения своим деньгам, образно называют «пастью акулы».
Тема 5. Мой конспект: Фирма в экономике
I.технический аспект:
1)Факторы производства:
А) Процесс производства - превращение экономических ресурсов (факторов производства) в товары и услуги.
Б) Факторы производства:
· труд (работники и их квалификация),
· земля (земельный участок, на котором размещено предприятие),
· капитал (производственное здание, станки, инструменты).
· предпринимательские способности (организационные и управленческие усилия).
В) ограниченность ресурсов в экономике ограниченны: выбор из ограниченных ресурсов.
II.социальный аспект:
1) труд (работники и их квалификация),
2) предпринимательские способности (организационные и управленческие усилия).
III.структурный аспект- постоянные и переменные издержки производства:
1) Формирование издержек в зависимости от вида используемых в производстве ресурсов.
2) Постоянные издержки — это та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объёма выпускаемой продукции:
А) арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация;
Б) амортизация— уменьшение стоимости капитальных ресурсов по мере их износа в процессе производственного использования; для возмещения износа зданий, оборудования, транспортных средств накапливаются денежные средства (амортизационные отчисления), которые направляются на ремонт или изготовление новых средств труда вместо изношенных.
3) Переменные издержки — это та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объёма производства и реализации продукции:
А) издержки на приобретение сырья, оплату труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т.;
Б) рост переменных издержек с увеличением объёма производства и сокращение с его уменьшением.
4) Значение различия между постоянными и переменными издержками для каждого предпринимателя:
А) возможность управлять переменными издержками: их величина меняется в течение краткосрочного периода времени в результате изменения объёма производства;
Б) независимость постоянных издержек от контроля администрации фирмы: обязательны и должны быть оплачены независимо от объёма производства;
В) важность анализа изменений издержек производства в зависимости от объёма выпускаемой продукции: можно понять, как фирмы принимают решения и определяют объёмы производства товаров и услуг, устанавливают цены на предлагаемые на рынке товары;
Г) важность сравнения издержек производства для управления фирмой, определения оптимальных размеров производства и возможностей получения устойчивого дохода.
IV.организационный аспект:
1).понятие фирмы:
А) Фирма (предприятие) в экономике — это коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке.
· Прибыль - доход от продажи товаров или услуг в форме:
ü рациональный выбор вида и объёма производимых благ, технологии производства,
ü умелое соединение и использование основных ресурсов производства,
ü грамотное управление производственным процессом и сбытом готовой продукции на рынке.
· Успех или неудача: широкий и разнообразный набор задач, сложность их решения.
· Условия эффективного производства и обеспечения жизнеспособности фирмы.
2)Налоги, уплачиваемые предприятиями:
А) величина прибыли предприятия:
· издержки производства,
· сумма уплачиваемых налогов.
Б) налоги: прямые и косвенные.
В) Прямые налоги взимаются с доходов граждан и фирм в явном виде (например, подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество).
Г) Косвенные налоги оплачиваются незаметно при совершении определённых действий (например, при покупке товара, обмене валюты, ввозе товаров из-за рубежа) и, включённые в стоимость товаров и услуг (например, налог на продажи, таможенная пошлина), оплачиваются потребителями.
3) виды налогов, которые платят современные предприятия:
А) Прямой налог с фирмы — налог на прибыль: ставка налога на прибыль в зависимости от видов деятельности; налоговые льготы.
Б) Косвенный налог с фирмы — налог на добавленную стоимость (НДС): налог на прирост стоимости товара, которая создаётся на всех стадиях его производства по мере продвижения товара к конечному потребителю (от сырья до предмета потребления).
В) Платежи в различные внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др..
Г) Высокие ставки налогов: снижение мотивации к активному труду и деловой активности в целом.
IV.организационный аспект:
1).понятие фирмы:
А)Фирма (предприятие) в экономике — это коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке.
Б)Прибыль - доход от продажи товаров или услуг в форме:
ü рациональный выбор вида и объёма производимых благ, технологии производства,
ü умелое соединение и использование основных ресурсов производства,
ü грамотное управление производственным процессом и сбытом готовой продукции на рынке.
2)Налоги, уплачиваемые предприятиями:
А)величина прибыли предприятия:
· издержки производства,
· сумма уплачиваемых налогов.
Б)налоги: прямые и косвенные.
· Прямые налоги взимаются с доходов граждан и фирм в явном виде (например, подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество).
· Косвенные налоги оплачиваются незаметно при совершении определённых действий (например, при покупке товара, обмене валюты, ввозе товаров из-за рубежа) и, включённые в стоимость товаров и услуг (например, налог на продажи, таможенная пошлина), оплачиваются потребителями.
3) виды налогов, которые платят современные предприятия:
А) Прямой налог с фирмы — налог на прибыль: ставка налога на прибыль в зависимости от видов деятельности; налоговые льготы.
Б) Косвенный налог с фирмы — налог на добавленную стоимость (НДС): налог на прирост стоимости товара, которая создаётся на всех стадиях его производства по мере продвижения товара к конечному потребителю (от сырья до предмета потребления).
В) Платежи в различные внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др..
Г) Высокие ставки налогов: снижение мотивации к активному труду и деловой активности в целом.
V.экономический аспект:
1)Доходы собственников факторов производства — это одновременно затраты владельца предприятия (фирмы).
А) эффективность производственной деятельности фирмы: рациональное соединение и использование привлекаемых и собственных факторов производства.
Б) определение эффективности хозяйственной деятельности фирмы: сравнение результатов (прибыль) с издержками (затратами, расходами).
2)Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль:
А) Прибыль- результат превышения выручки от реализации продукции над суммой издержек по всем факторам производства.
Б) Издержки производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства: выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.); выплаты -внутренние и внешние; различные подходы при их исчислении.
· Внутренние ( или неявные) издержки — это затраты ресурсов, принадлежащих собственнику фирмы: помещение, собственный труд в качестве управляющего.
· Внешние издержки — это оплата факторов производства, не являющихся собственностью владельца фирмы: затраты на материалы, энергию, трудовые услуги и т. д.; бухгалтерские или явные издержки.
3)Различия между экономическими и бухгалтерскими издержками, различное определение прибыли:
А) Экономическая прибыль — это разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками.
Б) Бухгалтерская прибыль — это разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками.
· метод подсчёта издержек:
ü бухгалтерский: подсчёт действительной величины издержек и прибыли.
ü экономический: принятие решения о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов.
· увеличение размера прибыли:
совершенствование технологии и организации производства,
стимулирование повышения производительности труда работников,
введение режима экономии ресурсов;
снижение величины всех издержек, рост прибыли.
4) рентабельность- отношение прибыли, полученной предприятием за определённый период, к сделанным за тот же период затратам:
Рентабельность = прибыль: затраты.
VI.аспект собственности- к апитал (от лат. capitalis— главный) — имущество, способное приносить доход.
1) Капитал — это фактор производства, который может существовать как в материальной (здания, сооружения, оборудование), так и в денежной форме.
2) понятие «капитал»:
А) физический капитал (средства производства, созданные людьми для производства товаров и услуг),
Б) денежный, или финансовый, капитал (деньги, используемые для приобретения физического капитала), инвестиции (вложение материальных и денежных средств в производство, в ценные бумаги).
3) Реальный, основной капитал — это средства производства в виде машин, инструментов и другого производственного оборудования.
4) Ссудный капитал — предоставленные в ссуду временно свободные денежные средства на условиях возвратности и платности; доход на ссудный капитал - процент, выплачиваемый заёмщиками за использование чужих денег.