Система аварийного оповещения экипажа (CAS) комплекса G 1000 обеспечивает выдачу экипажу визуальных и звуковых сигналов о состоянии и работоспособности оборудования самолёта, в том числе и электротехнического. Сигналы распределяются на три категории: аварийные, предупредительные и уведомляющие (табл. 1.1). Звуковые сигналы подаются через аудиосистему самолёта, а визуальные, в виде текстовых сообщений, которые появляются в специальном окне сигнализации на пилотажно-командном дисплее PFD. При этом аварийные сигналы отображаются в верхней части данного окна; за ними следуют предупредительные и уведомляющие сигналы. В пределах одной категории критичности сигналы отображаются по времени, от новых (сверху) к старым (снизу). Пример отображения аварийных, предупредительных и уведомляющих сообщений представлен на рис. 10.В правом нижнем углу дисплея PFD имеется программируемая клавиша с изменяющейся экранной надписью «ALERTS», «CAUTION» или «WARNING» соответственно белого, жёлтого или красного цвета. Надпись появляется и мигает до тех пор, пока клавиша не будет нажата.
|
|
Эта клавиша имеет двойную функцию:
– нажатие клавиши подтверждает принятие нового сообщения экипажем;
– дополнительное нажатие клавиши при отсутствии новых активных сигналов открывает контекстную страницу «ALERTS» окна сообщений с информацией обо всех поступивших прежде и продолжающих быть активными сообщениях (см. рис. 8.10).
Таблица 1.1
Категория сигнала | Цвет текста | Значимость | Звуковой сигнал |
Аварийный | Красный | Требуются немедленные корректирующие действия | Повторяющийся до подтверждения экипажем |
Предупредительный | Жёлтый (янтарный) | Могут потребоваться корректирующие действия в будущем | Однократный |
Уведомляющий | Белый | Необходимо принять к сведению | Нет |
Уведомление о безопасном эксплуатационном режиме | Зелёный | Низшая | Нет |
Рис. 8.10. Фрагмент экрана пилотажно-командного дисплея PFD
1 – аварийная сигнализация, 2 – предупредительная сигнализация, 3 – уведомительная сигнализация, 4 – уведомляющее сообщение
Такая система позволяет экипажу просматривать все системные сигналы при переполнении окна сигнализации. При этом наиболее критичные сообщения всегда находятся в поле зрения пилота, и обеспечивается возможность отображения сообщений с меньшей категорией критичности в дополнительном окне поля индикации в случае переполнения основного окна сигнализации. Все виды визуальных сигналов (сообщений), касающихся электрооборудования, представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Сигнальное сообщение | Значение / причина | ||
Аварийная сигнализация
| |||
ALTN AMPS | Выходной ток генератора авиадвигателя превышает 70 А | ||
ALTN FAIL | Отказ генератора | ||
STARTER | Включён и работает стартер авиадвигателя в то время, когда он не должен работать | ||
Предупредительная сигнализация | |||
ECU A FAIL | Неисправность блока управления А авиадвигателя | ||
ECU B FAIL | Неисправность блока управления B авиадвигателя | ||
VOLTS LOW | Низкое (менее 25 В) напряжение на левой / правой основной шине | ||
ALTN FAIL | Отказ электрогенератора авиадвигателя | ||
PITOT FAIL | Отказ электрической схемы обогрева ПВД | ||
PITOT HT OFF | Обогрев ПВД выключен | ||
STAL HT FAIL | Отказ электрической схемы обогрева датчика системы предупреждения о возможности сваливания | ||
STAL HT OFF | Обогрев датчика системы предупреждения о возможности сваливания выключен | ||
Уведомляющая сигнализация | |||
GLOW ON | Включена «свеча» накаливания авиадвигателя | ||
PFD FAN FAIL * | Отказ вентилятора командно-пилотажного дисплея PFD | ||
MFD FAN FAIL * | Отказ вентилятора многофункционального дисплея MFD | ||
GIA FAN FAIL * | Отказ вентилятора интегрированных блоков радиоэлектронного оборудования GIA 63 № 1 и № 2 |
* сигнальное сообщение, появляющееся в окне уведомляющих сообщений «ALERTS» (см. рис. 8.10)
Кроме того, в окне «ALERTS» может отображаться большое количество не являющихся критичными уведомляющих сообщений, представляющих экипажу и техническому обслуживающему персоналу важную информацию о функционировании бортовых систем и их программном обеспечении. При появлении таких сообщений, как правило, требуется техническое обслуживание оборудования.
Кроме того, текущие электрические параметры системы электроснабжения самолёта, такие как напряжение (VOLTS) основной шине и величина тока (AMPS) генератора авиадвигателя, представляются экипажу в левой части многофункционального дисплея MFD интегрированного комплекса G 1000 на странице «SYSTEM» в разделе «ELECTRICAL» (рис. 11). Напряжения и токи указываются треугольными указателями на цветных шкал. Зелёным цветом отображаются нормальные значения указанных параметров, жёлтым цветом предельно-допустимые, а красным – аварийные (недопустимые) значения. Вместе со шкалами отображаются значения параметров представленные в цифровой форме (в вольтах и амперах).
По умолчанию на дисплее MFD отображается страница «ENGINE», на которой представляется информация о значениях основных параметров двигателей самолёта. Для перехода к странице «SYSTEM» необходимо нажать клавишу с аналогичной надписью над ней. При отказе одного из дисплеев включается резервный режим совмещённой индикации, и данная информация отображается в левой части экрана оставшегося в работе дисплея, где также отображается важнейшая для пилотирования информация, которая в нормальном режиме представлялась на дисплее PFD. Резервный режим включается автоматически, либо вручную красной кнопкой DISPLAYBACKUP, расположенной в нижней части аудиопанели.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Корнеев В.М., Конструкция и летная эксплуатация самолета DA 40 NG:
учебное пособие. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2012. – 64 с.
2. Airplane flight manual DA 40 NG. Doc. No. 6.01.15-E. - Diamond Aircraft
Industries GMBH: Austria, 2011. - 298 p.
3. DA 40 NG. Airplane maintenance manual. Doc. No. 6.02.15. - Diamond Aircraft
Industries GMBH: Austria, 2011. - 1594 p.
4. Austro Engine. Diamond DA 40 NG – Maintenance Training Division, 2011. –
171 p.
5. Diamond DA 40 Serial (Austro Engine). Maintenance trainings manual – Diamond
Aircraft Industries GMBH: Austria, 2012. – 380 p.
6. Training Airplane Flight Manual DA 40 NG. – Diamond Aircraft Industries
GMBH: Austria, 2011. - 448 p.