Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы

Гигиена физической культуры.

Физическая культура и спорт являются важным средством укрепления здоровья и продления жизни человека. Здоровый образ жизни должен прочно войти в повседневный быт современного человека. Для этого необходимо обеспечить воспитание физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием физических и духовных сил, начиная с самого раннего возраста. Это требует всемерной поддержки всех видов массового спорта и физической культуры, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи.

Успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение таких же принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко (профессор, заведующий кафедрой социальной гигиены медицинского факультета Московского университета, с 1918 по 1930 год — народный комиссар здравоохранения РСФСР) утверждая, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой. А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования.

Знание основ гигиены необходимо каждому человеку с целью повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды

Основным задачами современной гигиены являются:                                         

- научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства,                                                                               - обоснование гигиениче­ских мероприятий по охране и оздоровлению окружающей сре­ды, условий труда и отдыха,                                                               - охрана здоровья детей и подростков,                                                                            - участие в разработке гигиенических основ рационального пита­ния, а также санитарная экспертиза качества пищевых продук­тов и предметов бытового обихода. 

Научной основой гигиены служит разработка гигиенических нормативов:     предельно допу­стимых концентраций и уровней,  ориентировочных безопасных уровней воздействия (ПДК, ПДУ, ОБУВ и др.) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, одежды и обуви с целью создания наиболее благопри­ятных условий для сохранения здоровья и предупреждения забо­леваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни.

Физическая культура широко используется не только как средство укрепления здоровья, повышения работоспособности человека, профилактики заболеваний, но и как важное лечебное средство. Физическая культура и спорт, если их рассматривать только как комплексы физических упражнений в видах спорта, не смогут решить всех своих задач. Поэтому физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями, но должна охватывать общественную и личную гигиену труда и быта, правильный режим труда и отдыха, использование естественных сил природы. Очевидна актуальность гигиены физической культуры, как самостоятельной отрасли гигиенической науки.

Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы.

Гигиена (hygieinos) – область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний.

На организм человека могут воздействовать различные факторы внешней среды:

· Химические – химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище.

· Физические – температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т.п.

· Биологические – микроорганизмы, гельминты, грибы.

· Социальные – характер трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.

Основными задачами гигиенической науки являются:

1. Изучение влияния различных факторов внешней среды и социальных условий на состояние здоровья и работоспособность физкультурников и спортсменов.

2. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по созданию оптимальных условий для физического воспитания и спортивной тренировки.

3. Научное обоснование и разработка нормативов, правил и мероприятий по использованию гигиенических средств и природных факторов для укрепления здоровья, повышения работоспособности и роста спортивных достижений.

Этими задачами и определяется значение гигиены физической культуры. При решении указанных задач гигиена физической культуры опирается на данные общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки.

В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука использует разнообразные методы: санитарное обследование и описание, физические, химические и биологические методы санитарной экспертизы. Они используются для гигиенической оценки факторов окружающей среды. Методы санитарного описания и обследования позволяют выявить общее состояние отдельных групп или населённых пунктов. При этом привлекаются статистические и демографические показатели в исследуемом районе и делаются общие выводы о состоянии здоровья населения и факторах, влияющих на него. Для определения количественных характеристик среды и её свойств используются физические, химические, биологические методы исследования. Для изучения влияния окружающей среды на организм человека используются физиолого-биологические, клинические, антропометрические, экспериментальные методы. При необходимости установить влияние среды на здоровье коллектива пользуются санитарно-статистическим методом.

Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называется санитарией. Достижения гигиены внедряются путём общественно-гигиенических мероприятий. С этой целью разрабатываются различные санитарные правила и нормы. Для эффективного использования достижений гигиены необходимо, что бы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит санитарному просвещению. Гигиеническая наука подразделяется на:

· Гигиену окружающей среды.

· Гигиену питания и здоровья.

· Гигиену труда.

· Социальную гигиену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: