К 1. «Природа и человек».
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.
К 2. «Наоборот».
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)
К 3. «Назови растение с нужным звуком».
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.
|
|
К 4. «Назови три предмета».
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.
«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».
К 5. «Добавь слог».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.
К 6. «Скажи по-другому».
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.
К 7. «Мое облако».
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).
Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.
Задание. Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.
К 8. «Найди листок, как на дереве».
Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.
Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.
|
|
Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.
К 9. «Закончи предложение».
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»
К 10. «Не ошибись».
Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.
К 11. «Летает – не летает».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».
К 12. «Кто больше знает?».
Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.
К 13. «Найди предмет той же формы».
Цель: уточнить представление о форме предметов.
Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.
К 14. «Отгадайте, что за растение».
Цель: описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
К 15. «Похож – не похож».
Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»
К 16. «Что это за птица?».
Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.
К 17. «Угадай, что в мешочке».
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.
К 18. «Придумай сам».
Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.
К 19. «Отгадай-ка!».
Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.
К 20. «Вершки и корешки».
Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.
К 21. «Лесник».
Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).
|
|
Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей), давайте наберем семян».
Он может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
К 22. с мячом «Бывает – не бывает».
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом… (не бывает).
Снег зимой… (бывает).
Мороз летом… (не бывает).
Капель летом… (не бывает).