Работа по тексту рассказа «Критики»

Прочитай текст рассказа в учебнике стр. 127-137

Беседа

«Не критикуйте мои рассказы, которые короче воробьиного носа, - утверждал писатель, - они ведь о душе и добре… А что касается критики, то я и об этом напишу». Обращаемся к рассказу «Критики».

- Что объединяло Петьку и дедушку? (Любили смотреть кино в сельском клубе и поговорить об этом)

- О чем говорит дружба Петьки и деда? (о том, что им было вместе интересно, много времени проводили друг с другом и т.д.)

- Как построено их описание? (на противопоставлении возраста, дед сухой, Петька длинный, дед нервный, Петька упрямый)

- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали? (признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)

- Случались ли разногласия в их оценке фильма? (Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.)

- Почему дед не спорил об искусстве со взрослыми? (Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.)

- Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?

- Почему так ведет себя дед?

(Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало).

- Как поступают взрослые? Муж тети?

(Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)

- Как поступает тетя?

(Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)

- «Они были очень умные и все знали – Петькина тетя и ее муж». Считает ли так дед? (Нет, он говорит о том, что обмануть их можно в два счета, они не подмечают важных мелочей, как их и не подмечают режиссеры фильмов, здесь критика, направленная на тех, кто работает над кинокартинами о деревне, не зная ничего о деревне как таковой, не имея представления о трудовом народе).

- Как поступает отец Петьки?

(Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил".)

- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

(Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)

Обратимся к тексту протокола (стр.135-136). Перечитаем его.

- Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

(Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)

- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?

(Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)

4)Подведение итогов урока

- Какие проблемы описаны в рассказе?

(Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга, о т ом, что родные люди ради того, чтобы угодить кому-то, создать впечатление ложное, могут даже обидеть родного человека)

- О чем говорит фраза «Вы меня за стол с собой сажать не хочете – ладно…»? (возможно о том, что вместе за одним столом не едят, за одним столом не разговаривают, отправили быстрее делать уроки с внуком, чтобы не было стыдно за поведение отца).

Вернемся к эпиграфу урока, можно ли сказать, что эти слова могут подойти к рассказу «Критики»? (Да, так как в этом рассказе родственники забыли о том, что важно выслушивать друг друга, быть снисходительнее к тем, кто старше, не превозносить себя над старшим поколением, не рушить взаимоотношения в семье из-за мнения других людей).

5)Домашнее задание

А) Прочитать рассказ Шукшина «Чудик» (урок по этому рассказу проведем на «родной литературе»)

Б) Напишите небольшое сочинение –размышление (7-8 предложений) на тему: Почему неизбежен конфликт поколений и надо ли учитьсмя понимать пожилых людей, «отстающих от ритмов современной жизни»?

ПИШЕМ ЗДЕСЬ: Меняются эпохи, условия жизни, мировоззрение людей, но проблема конфликта между поколениями не исчезает. Я считаю, что противостояние между отцами и детьми возникает на почве разницы в мировоззрении. Условия жизни постоянно меняются, то, что раньше было нормой, со временем воспринимается как нарушение или ненужный хлам старины. Все дело в том, что каждый человек привык жить так, как его воспитали родители, общество. Суть конфликта между поколениями также в том, что старшие пытаются наставлять молодых. Их советы чаще всего мудрые, ведь подсказаны самим опытом. Но иногда советы старших бывают глупыми, тогда младшее поколение пытается противостоять влиянию.

Напоминание: работа выполняется в этом текстовом документе и высылается на адрес    valkinfeb@mail.ru

 

 

Если работа не выполнена и не выслана до 9 апреля, то ученик считается отсутствующим на этом уроке!!!

 

Не забудьте подписать свою работу!!!

До свиданияJ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: