Урок чтения в 4 классе
Тема: Б.Л.Пастернак «Золотая осень»
Цели:
- Воспитывать любовь к родному краю, через эстетическое переживание детьми прочитанного стихотворения.
- Научить детей анализировать стихотворный текст, уметь использовать в данной работе литературоведческие понятия (сравнение, олицетворение, эпитет)
-Развивать умение работать с заглавием произведения, соотносить заглавие с содержанием текста и иллюстрацией. Умение находить в стихотворном тексте слова и выражения, которые использовал автор для описания картин природы.
Целесообразность:
- пополнение словарного запаса;
- расширение кругозора младшего школьника;
- развитие образного мышления;
- формирование эстетически культурной личности.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Т.Горецкий, М.В.Голованова, 2 часть; «Толковый словарь русского языка В. Даля», «Толковый словарь русского языка Ожегова», репродукции картин: Ю.Подляский «Тишина», И.Левитан «Золотая осень», И.Левитан «Осень. Усадьба», И. Грабарь «Рябинка», портрет Б.Пастернака, фонозапись фрагмента произведения А.Вивальди «Времена года. Осень», фотографии венца, дворцовых палат, образец янтаря, мультимедийный проектор, магнитофон.
|
|
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Введение в тему урока. (слайд 2)
На фоне музыки А.Вивальди «Времена года. Осень», учитель читает эпилог к уроку.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
- Какое время года так любил А.С.Пушкин? (осень)
-Осень – это удивительная пора. Яркие: жёлтые, золотые, алые краски. Шелест листьев под ногами. Запах грибов и дождя. Но осень это и пора увядания, прощания природы до весны. Осень очень любили и часто изображали на своих полотнах живописцы. Посмотрите, как увидели это время русские художники.
(слайд 3)
-Картина И.Грабаря называется «Рябинка». Какие краски увидел художник ярким осенним деньком? (ответы детей) (слайд 4)
- Картина И.Левитана названа «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (ответы детей) (слайд 5)
- Это другая картина И.Левитана «Осень. Усадьба» Чем они похожи? В чём отличие? (ответы детей)
- Художник изобразил период увядания природы, «прощальную красу» русской осени. (слайд 6)
- Это репродукция картины Ю. Подляского. Какая осень изображена на ней? (Поздняя осень, листья облетели, птицы улетели на юг. Природа притихла в
ожидании зимы. Мы как бы слышим эту тишину)
- Картина так и называется «Тишина».
-Помогла ли вам музыка, которая звучала, увидеть красоту осени?
- Какое настроение возникло у вас после прослушивания? Это неслучайная музыка. Вы слушали отрывок из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года», который называется «Осень».
|
|
- Что можно сказать о чувствах этих авторов к своей Родине? (ответы детей)
- Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием её красок, помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и, прежде всего поэзия.
- Мы знаем, насколько образно, можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – художник слова, волшебник слова.
- На уроке мы попадём в волшебный мир поэзии, мир ярких красок осени.
III. Работа с текстом до чтения. Проблемный вопрос.
-Откройте учебник, страница 62. Прочтите название стихотворения. («Золотая осень»)
- Рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, соответствует ли она названию? (ответы детей) (слайд 7)
- А какую из рассмотренных сегодня картин, можно было бы поместить на этой странице? (ответы детей)
- Кто автор этого произведения? (Б. Пастернак) (слайд 8)
- Обратите внимание на портрет этого писателя. Запомните его. Сегодня вы впервые встречаетесь с его творчеством, но в старших классах вы ещё не раз познакомитесь с его произведениями.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают вам прочитать зимой стихотворение об осени? (предположения детей)
- В конце урока я ещё раз задам этот вопрос. Возможно, вы дополните его или измените свою точку зрения.
IV. Чтение текста
- Б.Л.Пастернак не писал стихи для детей. В этом тексте есть слова, которые вам будет трудно прочесть самостоятельно. Я хочу прочитать вам это стихотворение. Возьмите в руки простой карандаш. Внимательно слушайте. Карандашом отметьте слова, которые будут вам непонятны. Обратите внимание на картины, которые нарисовал поэт.
Чтение текста учителем.
- Какие картины вы представили себе, слушая это стихотворение?
- Что можно сказать о чувствах поэта к своей Родине?
Прочтите стихотворение ещё раз внимательно. Будем объяснять значение слов, которые вы подчеркнули. Попробуем увидеть краски, которые рисует автор с помощью слов и услышать звуки природы.
Чтение текста с комментированием.
Строфа.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
- Прочтите первые две строки стихотворения. Какое незнакомое слово вы подчеркнули? (чертог)
(Словарная работа: карточки с незнакомыми словами вывешиваются учителем на доске)
- Это слово старинное, его значение можно отыскать в «Толковом словаре русского языка В.Даля». На перемене я попросила найти это слово девочек.
- Пожалуйста, девочки, прочтите выдержку из словаря. (Чертог – дворец, роскошные палаты) (слайд 9)
- Почему автор сравнивает осень с дворцом? (Осенью листья на деревьях жёлтые, словно золотые. И внутреннее убранство дворца украшено позолотой)
- Всем ли открыт этот дворец для обзора? (Всем)
- Давайте войдём туда и мы.
- Что мы увидим в прихожей дворца?
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
- Что такое просеки? (ответы детей)
- На что похожи озёра, если в них можно заглядеться? (На зеркала в прихожей)
- С какой интонацией будем читать эту строфу? (Спокойно, загадочно, словно мы попадаем в сказку)
Строфа.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
- Чем заполнены залы дворца? (картинами)
- Что изображено на картинах? (деревья)
- Откуда взята позолота на рамках картин? (слайд 10)
- Кого мы можем встретить во дворце? (вязы, ясени, осины)
Строфа.
Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик берёзы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.
- С кем сравнивает поэт липу и берёзу? (с девушками – невестами)
|
|
- Как называется этот приём в литературе? (олицетворение)
- Что надето на липе? (обруч золотой)
-Почему его сравнивают с венцом для новобрачной?
- Венец – корона возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания. (показ фотографии венца) (слайд 11)
- В каком наряде берёза? (в фате)
- Почему фата на ней прозрачная? (листьев на деревьях мало, их количество уменьшается с каждым порывом ветра)
- Какая картина может быть иллюстрацией к этим строкам? (слайд 12)
V.Физминутка.
- Выйдем из дворца во двор и немного разомнёмся.
VI. Продолжение работы над текстом.
- Что мы можем увидеть на воображаемом осеннем дворе?
Строфа.
Чтение первых двух строк.
Погребённая земля
Под листвой в канавах, ямах.
- Как понимаете слово «погребённая»? (похоронена, присыпана землёй)
- А чем присыпана земля? (опавшей листвой)
- Посмотрите на репродукции картин «Тишина» и «Осень. Усадьба», можно ли сказать, что земля погребена под листвой?
- И писатель, и художник увидели похожий уголок нашей Родины, но изобразили каждый по-своему.
Чтение 3 и 4 строки.
В жёлтых клёнах флигеля
Словно в золочёных рамах.
- Какое слово вам не понятно? (флигеля ) (вывесить карточку со словом)
- Слово флигель в другом словаре – «Толковом словаре русского языка Ожегова», находили мальчики. (Флигель – это пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания)
- С чем сравниваются клёны? (с золочёными рамами)
- Какие эпитеты подобрал поэт, чтобы передать красоту клёнов? (жёлтых, золочёных)
Строфа.
Где деревья в серебре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
- Что такое закат? (ответы детей)
- Видели ли вы янтарь? (слайд 13)
- Почему Пастернак использует эпитет «янтарный» по отношению к слову след? (закат отражает на коре деревьев краски осени)
Строфа.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
- Какие звуки мы можем услышать, гуляя в осеннем лесу? (ответы детей)
- Прочтите хором 3 строку, выделяя голосом звук [ш]. Услышали, как шелестят листья?
|
|
- Найдите слова «лист древесный» в тексте. Об одном каком-то листе говорит автор? (нет, это собирательный образ, говоря «лист древесный», поэт имеет в виду все листья)
Строфа.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишнёвый клей
Застывает в виде сгустка.
- Что ещё можно услышать в осеннем лесу? (эхо)
- С чем сравнивает автор зарю? (с вишнёвым клеем)
- Закройте глаза. Представьте зарю. Когда садится солнце, цвет тёмно – красный, очень насыщенный, густой, как клей, который застывает в виде сгустка.