Д. В. Давыдову (Давным-давно люблю я страстно.)

Давным-давно люблю я страстно Созданья вольные твои, Певец лихой и сладкогласный Меча, фиала и любви! Могучи, бурно-удалыя, Они мне милы, святы мне,- Твои, которого Россия, В свои годины роковыя, Радушно видит на коне, В кровавом зареве пожаров, В дыму и прахе боевом, Отваге пламенных гусаров Живым примером и вождем; И на скрижалях нашей Клии Твои дела уже блестят: Ты кровью всех врагов России Омыл свой доблестный булат! Прими рукою благосклонной Мой дерзкий дар: сии стихи - Души студентски-забубенной Разнообразные грехи. Там, в той стране полунемецкой, Где безмятежные живут Веселый шум, ученый труд И чувства груди молодецкой, Моя поэзия росла Самостоятельно и живо, При звонком говоре стекла, При песнях младости гульливой, И возросла она счастливо - Резва, свободна и смела, Певица братского веселья, Друзей, да

 

хмеля и похмелья Беспечных юношеских дней; Не удивляйся же ты в ней Разливам пенных вдохновений, Бренчанью резкому стихов, Хмельному буйству выражений И незастенчивости слов! См. Д.Давыдов.



Л.Н.Толстой. Кавказский пленник

Иван Жилин:

Толстой обрисовал главного героя честным и авторитетным человеком, который с уважением и ответственностью относится к своим подчиненным, родным и даже тем, кто его пленил. Несмотря на строптивость и инициативность, он острожен, расчетлив и хладнокровен, обладает пытливым умом (ориентируется по звездам, учит язык горцев). Он обладает чувством собственного достоинства и требует у «татар» уважительного отношения к пленникам. Будучи мастером на все руки, он чинит ружья, часы и даже мастерит кукол.

Несмотря на подлость Костылина, из-за которого Иван попал в плен, он не держит зла и не винит соседа по заточению, планирует бежать вместе и не бросает того после первой почти удавшейся попытки. Жилин – герой, благородный по отношению к врагам и союзникам, который сохраняет человеческое лицо и честь даже в самых трудных и непреодолимых обстоятельствах.

Костылин – состоятельный, грузный и неуклюжий офицер, которого Толстой изображает слабым как в физическом, так и в моральном плане. Из-за его трусости и подлости герои попадают в плен и проваливают первую попытку бежать. Он смирно и беспрекословно принимает участь пленника, соглашается на любые условия содержания и даже не верит словам Жилина о том, что можно совершить побег. Целыми днями он жалуется на свое положение, сидит, бездействуя, и все сильнее «раскисает» от собственной жалости. В итоге Костылина настигает болезнь, и на момент второй попытки Жилина бежать он отказывается, говоря, что у него нет сил даже повернуться. Еле живым его привозят из плена спустя месяц после того, как приходит выкуп от родных.

Костылин в рассказе Льва Николаевича Толстого – отражение трусости, подлости и слабости воли. Это человек, не способный под гнетом обстоятельств проявить уважение к себе и, тем более, к окружающим. Он боится только за самого себя, не помышляя о риске и храбрых действия, из-за чего становится обузой для действующего и энергичного Жилина, продлевая совместное заточение.

 

Краткое содержание

Офицер Жилин, который служил на Кавказе, в старой крепости, получил из дома печальную весть о болезни матери. Полковник дал ему отпуск. На одиноких путников часто нападали местные горцы, поэтому Жилин поехал с военным обозом. Здесь он встретился с Костылиным, своим сослуживцем. Двигался обоз медленно, а офицеры торопились. Тогда они решили продолжить путь самостоятельно. За разговорами они не сразу заметили, как им наперерез выскочили всадники. Сколько не пытались офицеры оторваться от преследователей, им это не удалось.

Жилина схватили первым, позже привезли и Костылина. В горном ауле их продали богатому татарину. Чтобы они не убежали, им на ноги одели колодки. Хозяин заставил офицеров написать родственникам письма с просьбой о выкупе. Семья Костылина была состоятельной, так что он был уверен, что за него заплатят. Жилину надеяться было не на кого. У его матери денег на выкуп не было, поэтому он написал письмо с неправильным адресом. Сам же решил бежать, если выдастся удачный случай.

Запирали пленников в сарае, колодки на ночь снимали. Жилин не привык сидеть без дела, постоянно что-то мастерил. У татарина была дочь Дина тринадцати лет. Она часто приходила и наблюдала за пленниками, сидящими в дверях сарая. Для неё Жилин лепил из глины кукол. В благодарность Дина приносила ему сыр и лепёшки. Так незаметно между ним и девочкой возникла симпатия.

Каждую ночь Жилин и Костылин рыли подкоп под стеной сарая, и он был почти готов. Для побега нужно было выбрать подходящий момент. Однажды мужчины аула собрались на площади, долго совещались, а потом сели на коней и ускакали. Пленники решили в эту ночь бежать. Они через подкоп выбрались из сарая и направились к лесу. Нужно было торопиться. Но Костылин повредил ногу и двигался с трудом. Жилин сначала помогал ему идти, потом и вовсе понёс его на спине. Далеко им уйти не удалось. Их догнали и вернули в аул. Только посадили не в старый сарай, а в глубокую яму. Как собакам скидывали им полусырую еду. Костылин не смог выдержать таких условий и заболел.

Часто Дина приходила к яме и спускала им что-нибудь съестное. Присев на корточки, она тихо разговаривала с Жилиным. Как-то она прибежала с печальной вестью – его хотят убить. Тогда Жилин попросил девочку помочь ему. На следующую ночь Дина принесла крепкую ветку. С помощью неё Жилин смог выбраться из ямы. Костылин идти с ним отказался.

Дина проводила Жилина за аул. Вместе они попытались сбить с его ног колодки. Но у них ничего не вышло. Девочка сунула ему в руки лепёшки, попрощалась и быстро побежала в аул. Жилин долго слышал топот её ног и тихий плач. Всю ночь он пробирался лесом, опасаясь больших дорог и открытой местности. И, наконец, вышел к широкому полю. Вдали он увидел знакомую крепость и направился к ней. Но вдруг из леса появились всадники и кинулись за ним. Жилин бежал и звал на помощь казаков, которые сидели у крепости. Те, услышав его голос, бросились ему на помощь. Всадники повернули назад.

Жилин был счастлив, что вырвался из плена. В отпуск он так и не поехал, остался дальше служить в своей крепости. А тяжело больного Костылина родственники выкупили только через месяц.

Общий анализ

Один из самых известных рассказов Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» основан на сравнении двух крайне противоположных персонажей. Автор делает их антагонистами не только по характерам, но и даже по внешности:

1. Жилин не высок, однако обладает большой силой и ловкостью, а Костылин – толстый, неуклюжий, грузный.

2. Костылин богат, а Жилин, хоть и живет в достатке, не может (и не хочет) платить горцам выкуп.

3. О строптивости Жилина и смирности его напарника в разговоре с главным героем говорит сам Абдул-Марат. Первый оптимист, с самого начала рассчитывает бежать, а второй говорит, что побег – это безрассудно, потому что им неизвестна местность.

4. Костылин целями днями спит и ждет ответного письма, а Жилин рукодельничает, занимается починкой.

5. Костылин бросает Жилина при их первой встрече и убегает к крепости, однако тот во время первой попытки побега тащит товарища с израненными ногами на себе.

 

 

Толстой выступает в своем рассказе носителем справедливости, рассказывая притчу о том, как судьба награждает инициативного и храброго человека спасением.

Важная мысль заложена и в названии произведения. Костылин является кавказским пленником в прямом смысле слова даже после выкупа, потому что не сделал ничего, чтобы заслужить свободу. Однако над Жилиным Толстой будто иронизирует – он проявил волю и вырвался из заточения, однако не покидает регион, потому что считает свою службу судьбой и долгом. Кавказ пленит не только русских офицеров, вынужденных воевать за родину, но и горцев, у которых тоже нет морального права отдать эту землю. В определенном смысле кавказскими пленниками здесь остаются все действующие лица, даже великодушная Дина, которой суждено и дальше жить в своем родном обществе.

Детство

Главные герои

Николенька Иртеньев – десятилетний мальчик, добрый, ласковый, эмоциональный, с богатым воображением.

Наталья Николаевна – мать Николеньки, добрая, любящая, очень болезненная женщина.

Петр Александрович – отец Николеньки, заядлый игрок и большой любитель женщин.

Бабушка Николеньки – графиня, которая очень любит дочь и внуков.

Володя и Люба – родные брат и сестра Николеньки.

Карл Иванович – любимый домашний учитель детей.

Сережа Ивин – красивый, эгоистичный мальчик, который поначалу очень понравился Николеньке.

Соня Валахина – красивая девочка, первая настоящая любовь Николеньки.

Сюжет

Дворянское семейство Иртеньевых проживало в своем родовом имении где-то в провинции России. Володя, Николенька и Любочка обучались на дому, но когда старшие сыновья подросли, Петр Александрович решил отправить их в Москву для получения более приличного образования. Николеньке было очень грустно расставаться с отчим домом, особенно с матерью, которую он очень любил.

Вместе с мальчиками в столицу отправился и Карл Иванович, старый домашний учитель. Спустя месяц братья Иртеньевы вполне освоились с жизнью в Москве. Этому способствовало и то, что они остановились у своей бабушки-графини – доброй, любящей женщины.

В этот период Николенька впервые попробовал себя в стихосложении, и его первые стихи были посвящены бабушке на ее именины. Она была очень растрогана этим подарком, и нежно поцеловала внука. Николенька свел дружбу с Сережей Ивиным, которым восхищался и старался всячески ему подражать.

На торжественном приеме мальчик познакомился с красивой девочкой Соней. Он замечательно провел с ней время: дети веселились, шутили, танцевали. Перед сном Николенька признался брату, что по-настоящему влюблен.

Спустя полгода, в самый разгар занятий, отец получил письмо от супруги. Она писала, что жестоко простудилась во время прогулки и дни ее сочтены. Наталья Николаевна просила как можно скорее привезти к ней мальчиков, чтобы успеть с ними проститься. Не медля ни минуты, Петр Александрович с сыновьями отправился в путь. К несчастью, они не застали мать в сознании, и в тот же вечер она скончалась.

Смерть любимого человека глубоко потрясла Николеньку. Он много плакал и никак не могу поверить, что матушка умерла. Спустя три дня Иртеньевы покинули осиротевший дом, и обосновались в Москве. Так закончилось детство Николеньки.

Вывод и свое мнение

Показав окружающий мир глазами десятилетнего мальчика, Лев Николаевич лишь доказал очевидную истину – только в детстве можно совершать удивительные открытия, искренне радоваться и сокрушаться по самым, казалось бы, незначительным поводам, различать добро и зло, любить всем сердцем. Тяжелым этапом взросления Николеньки стала смерть матери, которая стала своеобразной границей между беззаботным детством и тревожным отрочеством.

Главная мысль

Детство – самая счастливая пора в жизни человека, которая, к сожалению, быстро проходит.

 

Липунюшка

Главными персонажами сказки

Липунюшка - маленький мальчонка, который вывелся из хлопка и назвался сыночком старика и старухи. Мальчонка довольно-таки хитёр, ловок, сообразителен и проворен. Он смог, несмотря на свой малюсенький росточек, и отцу помочь, и матери угодить, и барина облапошить.

Старик - трудолюбивый пожилой человек, который неустанно работает в поле и который очень обрадовался тому, что теперь у него есть сын, являющийся помощником, пусть даже и такой крохотный. Продаёт Липунюшку барину за сто рублей, зная, что сыночек тут же убежит и вернётся.

Старуха - пожилая женщина, которая долго мечтает о сыночке, чтобы тот отцу в поле блинов отнёс и оказал бы другую помощь.

Барин - богатый и жадный человек, который не посрамился попросить продать и купил сыночка у старика. Оказался в итоге обманутым, то есть с носом.

В одной деревеньке жила семья бездетных старичков. Старик трудился в поле, а старуха занималась домашним хозяйством. Старички очень сожалели о том, что у них не родилось детей. Когда старик уходил работать, старушка готовила ему обед, и печалилась о том, что некого отправить на поле, чтобы отнести мужу горяченьких блинов. И вот однажды, у старухи из кусочка хлопка вылез небольшой ребеночек, сказал, что зовут его Липунюшкой, и он сможет сходить на поле к старику. Старуха была очень обрадована, она собрала маленькому сыночку узелок, и отправила его в поле. Когда мальчик пришел к старику, тот тоже очень обрадовался. Старики были довольны, что теперь у них есть такой хороший помощник.

Когда однажды старик сел в поле пообедать, мальчишка вызвался пахать землю. Отец сначала отказывался, он думал, что маленький Липунюшка не сможет справиться. Но мальчик забрался на лошадь, запел песню, и начал пахать поле. Проезжавший мимо богатый господин удивился, что лошадь старика пашет сама по себе, а старик сидит, отдыхает. Старичок объяснил ему, что это пашет его крохотный сынок.

Богачу тоже понравился мальчик, у них с барыней тоже не было детей, и он захотел купить себе Липунюшку. Старик стал отказываться, он никак не хотел продавать своего маленького сынка, который только недавно у них появился. Тем более, он знал, что старуха будет очень расстроена, если лишится любимого сыночка. Богач все уговаривал старика, и тут Липунюшка шепнул своему отцу, чтобы тот безбоязненно продавал его, а он как-нибудь сумеет убежать от этого барина. Тогда старик согласился, и продал Липунюшку богачу за большие деньги. Господин обрадовался, заплатил за мальчишку целых сто рублей, завернул его в носовой платочек, и, счастливый, поехал к себе домой.

Всю дорогу он мечтал о том, как покажет барыне Липунюшку, и как она будет довольна, они давно хотели детей. Но кода богач вернулся домой, достал из кармана сверточек, развернул платочек, а Липунюшки то и нет. Липунюшка дождался удобного момента, и вылез из его кармана. Он вернулся к старику со старухой, старички были довольны, что и сынок вернулся, и что теперь они разбогатели. Так они и стали дальше жить втроем, старичок работал, а Липунюшка ему помогал.

Если чего-то очень захотеть, то это обязательно сбудется, надо лишь приложить к этому немного усилий.

Главной мыслью толстовской сказки является утверждение о том, что не нужно гоняться за чужим, иначе и без своего можно в результате остаться. Кроме того, неплохо бы быть ловким и смекалистым, даже если рост не позволяет взять силой.

 

13.Ф.М.Достоевский Мальчик у Христа на улке

Фёдор Достоевский

1821–1881

 

Главные герои

Мальчик – шестилетний мальчик-сиротка, еще не осознающий всей несправедливости мира.

Другие персонажи

Мать мальчика – бедная женщина, умершая в раннем возрасте.

Рассказчик – мужчина, ставший свидетелем горькой участи мальчика.

Рассказ ведется от первого лица

Краткое содержание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: