Понимание выпускником сути высказывания (тема трудная для одного
Выпускника может не являться такой для другого)
Написание мини-сочинения по обществознанию – сложное интегративное умение, включающее комплекс более простых умений:
• - умение контекстно излагать информацию
• - умение выделять главное и обобщать
• - умение делать выводы
• - умение приводить примеры
• - умение аргументировать позицию
• -умение систематизировать и структурировать информацию и др.
(Все эти умения формируются постепенно, поэтапно, начиная с начальной и основной школы).
Основа мини-сочинения - знания. Их формированию в процессе обучения важно уделять
Серьезное внимание.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1508496086/obshchestvoznanie_2017_red._18.10.2017.pdf
• Формирование отдельных простых умений, входящих в комплексное умение по написанию-мини- сочинения (но работать и над самим сочинением нужно начинать с 10 класса)
• Объяснение структуры мини-сочинения
• Объяснение критериев оценки мини-сочинения
• Написание мини-сочинения совместно с учителем
• Отработка умения по написанию эссе дома по принципу: от простых тем к более сложным
• Проверка мини-сочинения по критерием с обязательным комментированием выставленных баллов
• Работа над ошибками (типичными и индивидуальными)
• Выполнение нескольких мини-сочинений в классе
Проблема использования готовых сочинений из Интернета может быть решена за счет специфики структуры сочинения, оригинальности тем, периодического классного контроля.
• 1.Памятки по написанию эссе
• 2. Темы эссе
• 3. Задания на отработку отдельных умений, необходимых
для написания
Подробнее: вебинар Соболевой О.Б. от 10 января 2018 года)
• 4. Примеры для эссе
• § 20.Социальный конфликт
• «На протяжении всей своей истории человек воевал. Историки утверждают, что за 3500 лет письменной истории человек не воевал только 300 лет, а всего за этот период на планете Земля произошло 14 530 войн».
• «…В-третьих, мы пренебрегли параметром серьёзности намерения сторон. Вспомните произведение Н.В. Гоголя «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Их конфликт мог разрешиться не начавшись, но никто из них не хотел уступать».
• § 12–13.Семья и брак
• «По данным ООН, к 2050 г. численность населения в Российской Федерации может сократиться на 33 млн человек. Рост разводов, увеличение числа детей-сирот и детей, рождённых вне брака, ухудшение экономического положения семей заставило правительство задуматься о разработке новой стратегии государственной политики в данной области. В 2014 г. в России принят проект Концепции государственной семейной политики до 2025 года».
• «Незарегистрированные пары достаточно часты. По данным социологов, из 100 % взрослого населения примерно 54 % состоят в браке, 37 % — неженаты, 9 % — состоят в незарегистрированном браке».
• § 21. Этнические общности. Национальные отношения.
• «Этническим расщеплением называют постепенное разделение крупного этноса на части. Чаще всего это происходит в результате политических событий. Например, после монгольского нашествия Северная Русь оказалась под властью Золотой Орды, а западные русские земли вошли в состав либо Польши, либо Великого княжества Литовского. Так представители одного этноса оказались в составе разных государств и начали культурно и исторически дистанцироваться друг от друга. Итогом стало формирование новых этносов — русских, украинцев и белорусов».
• «Сепаратизмом именуют стремление одной этнической группы образовать самостоятельное государство. Такие
настроения распространены в разных странах: среди курдов в Турции, басков в Испании, корсиканцев во Франции, некоторых народов Северного Кавказа в России и т. д.»
• «С момента появления наций люди всё чаще стали сталкиваться с таким фактором политической жизни, как национализм. Изначально он возник в Англии в XVII в. как ощущение великой исторической миссии английского народа в распространении идей свободы личности, собственности, предпринимательства. Под знаменем национализма в XVIII в. североамериканские колонисты боролись за свою независимость, в XIX в. получили независимость многие государства Латинской Америки, в Европе сформировалось итальянское и германское государства, в начале XX в. за независимость боролись славянские государства Австро-Венгерской империи, в середине XX в. под национальными знамёнами произошло освобождение Африки и Азии. Во всех этих случаях национализм проявлял себя как идеология борьбы за собственное национальное государство. Но в сначала в XIX, а затем в ХХ в. всё активнее заявлял о себе национализм в другом варианте — как шовинизм (по имени солдата наполеоновской армии Н. Шовена) — идея превосходства своей нации над другими и права на угнетение этих наций».
§57 Охрана окружающей среды и экологические правонарушения.
• «Брошенная в лесу бумага будет загрязнять природную среду два года до полного своего разложения, консервная банка — 90 лет, полиэтиленовый пакет — 400 лет, стекло — практически вечно. Взрывчатые и отравляющие вещества, электроток приводят к массовой бессмысленной гибели рыб. Мытьё автомобиля на берегу нарушает естественную среду водоёма, так как 50 г бензина затягивают тонкой плёнкой 50 см2 водной поверхности. Существует ли ответственность за подобные виды экологического вреда? Что нужно делать, чтобы избежать этих видов экологических правонарушений?»
• «Прочитайте заметку, которая была размещена в одной из газет Санкт-Петербурга. «Недавно питомцы зоопарка серьёзно пострадали из-за аварии, случившейся на танкере „Нефтерудовоз-7“. Мазут, разлившийся тогда по Неве,
через некоторое время попал и в Кронверкскую протоку, что соединяется с водоёмами зоопарка. Белые лебеди стали чёрными. Пропитались масляной жидкостью и местные гуси, и канарские казарки, и другие редкие водоплавающие. Ветеринары сразу решили — будем отлавливать и отмывать птиц. Подобный инцидент был и в прошлом году: в городских водоёмах выловили двух перепачканных нефтепродуктами лебедей и принесли в зоопарк для оказания
помощи. Один из них с тех пор плавает по зоо-парковским водоёмам, а вот другого спасти не удалось. Зоопарк не
собирается подавать в суд на правительства города и области. Ведь есть указ, разрешающий в Петербурге проход судов
типа „Нефтерудовоза-7“. Так что угроза потерять белых символов верности на сегодняшний день остаётся в силе».
Определите всех, кто несёт ответственность за случившееся. Дайте правовую оценку произошедшего».
• §32.Политические партии и партийные системы
• «В наше время доминирующее положение одной партии встречается, например, в таких странах, как Япония (Либерально-демократическая партия Японии), Индия (Индийский национальный конгресс) и Россия (партия «Единая Россия»)».
• «В России основы формирования многопартийности были заложены III Съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г. и опирались на богатый исторический опыт начала XX в».
• «Назовите страны, где существуют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы».
«Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В. Сухомлинский) | - Смысл данного высказывания заключается в раскрытии проблемы воспитательной функции семьи. - В своем высказывании известный прозаик и литературовед В. М. Сухомлинский ставит проблему социализации и становления нравственных качеств в семье, которая является особенно актуальна в условиях современного мира. - Смысл данного высказывания заключается в проблеме социального конфликта в семье. |
Семья – это кристалл общества (В. Гюго) | Смысл данного высказывания В. Гюго заключается в том, что семья, как кристалл, представляет собой особую ценность и является богатством. Автор поднимает проблему значения семьи в обществе. |
Образование создает разницу между людьми (Дж. Локк) | Смысл данного высказывания заключается в проблеме образования как социально лифта. |
Без многого человек может обойтись, только не без человека (Л. Берне) | - Смысл данного высказывания заключается в раскрытии проблемы человека и общества. - Смысл данного высказывания заключается в раскрытии автором сущности потребности «человека в человеке». - Смысл данного высказывания заключается в следующем: человек – существо социальное и ему необходимо общение. |
1 | «Бизнес — это сочетание войны и спорта» (А. Моруа) | Последствия конкуренции | А |
2 | «Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг друга» (Э. Каннан). | Сущность конкуренции | Б |
3 | «Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей» (А. Смит). | Условия эффективности бизнеса | В |
4 | «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф). | Последствия монополизации рынка | Г |
5 | «Конкуренция: жизнь торговли и смерть торговцев» (Элберт Хаббард). | ||
6 | «Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» (Ф. Хайек). | ||
7 | «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос) | ||
8 | «Меняются рынки, меняются вкусы. Поэтому и компании и предприниматели в рыночной конкуренции должны меняться тоже». (Э. Ванг) | ||
9 | «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния — конкуренция». (Л. Эрхард) | ||
10 | «Конкуренция — это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов». (Ф. Хайек) |
Спасибо за работу!
Крутова И. В. vtnjlbrf@mail.ru