Группы по расписанию понедельник 17-40, четверг 15-35

Муз лит 4 класс 4 четверть 5 урок

Урок 5.Тема: Музыка в театре («Опера»)

1. Прочитайте материал и сделайте записи в тетради (обратите внимание на текст, выделенный курсивом):

  Опера в ХVIII веке

Как вы помните, итальянская опера возникла во Флоренции. В других городах Италии тоже стали писать и ставить, оперы, и в каждом городе вырабатывалось своё оперное направление. Наиболее известным и авторитетным стало направление, которое сложилось в Неаполе. Оперы неаполитанских композиторов стали распространяться не только по всей Италии, но и за её пределами. Оперные композиторы других городов стали подражать неаполитанцам.

В начале ХVIII  века в Неаполе сложился жанр оперы—сериа, то есть «серьёзной оперы». Оперы-сериа писались на мифологические или исторические сюжеты — героические или трагические. В них было три действия.

Но публика требовала не только высокой трагедии, но и весёлого развлечения. И между действиями «серьёзной оперы» стали вставлять интермедии — весёлые музыкально—театральные сценки, в которых развивается другой сюжет, не связанный с сюжетом оперы. Сюжетами интермедий были забавные истории, происходящие в современной обыденной обстановке.

Таким образом, весь спектакль состоял из пяти действий.

         

Джова́нни Батти́ста Перголе́зи (1710 – 1736)

Итальянский композитор, скрипач, органист

В 1733 году молодой итальянский композитор Джованни Баттиста Перголези написал оперу-сериа «Гордый пленник» с интермедиями «Служанка-госпожа». Эти интермедии настолько покорили публику, что стали исполняться как отдельная опера.

 Родился новый жанр: опера-буффа, то есть «комическая опера».

Комические оперы состоят из тех же номеров, что и серьёзные, но несколько отличаются от них по форме. Вместо трёх действий — два, вместо виртуозных арий — более простая музыка, близкая народным мелодиям. Сложные виртуозные колоратуры тоже используются, но для пародии. Например, когда в опере «Служанка—госпожа» мелочный брюзга Уберто распекает свою служанку, его партия пародирует «благородный гнев» героя оперы—сериа  преувеличенным  распевом одного слога (особенно забавно это звучит у неповоротливого баса в быстром темпе).

 

 Действие развивается стремительно. Персонажей немного — не больше пяти (в опере Перголези только три). Арии обычно двухчастные, без повторения da саро, которое останавливает действие. В ансамблях часто устраивается забавная неразбериха, когда одновременно каждый поёт что-то своё.

Сцена из оперы Дж.Перголези "Служанка-госпожа" - посмотреть!

Чтобы видео началось необходимо: 1. нажать на клавиатуре клавишу Ctrl и 2. навести мышку на слова     Смотреть видео  (появится ладошка) 3. щёлкнуть левой кнопкой мыши и откроется страница в YouTube.

Хоры в комических операх почти не встречаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: