Задание 2.8 Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы

В положении сидя в спокойном состоянии измерить пульс за 10 сек (ЧСС1). Затем, максимально быстро и правильно вслух отнимать по целому нечетному числу из целого нечетного числа (например, 33 из 777) в течение 30 секунд. Сразу же после этого повторно сосчитать пульс за 10 сек (ЧСС2).

Рассчитать и оценить показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на психоэмоциональный стресс:

ПР = ЧСС2 / ЧСС1

В норме показатель реакции ПР должен быть меньше 1,3.

ПР ≥ 1,3 свидетельствует о низкой стрессовой устойчивости сердечно-сосудистой системы.

Определение общего артериального давления. Измерение общего артериального давления является наиболее распространенным методом оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека и имеет большое значение для своевременной диагностики и профилактики сосудистых заболеваний. Наименьший уровень артериального давления отмечается у новорожденных. С увеличением возраста уровень давления повышается (таблица 2.5). Величина этого показателя неустойчива, особенно у детей и подростков. Различают верхний и нижний уровень артериального давления. «Верхнее» – систолическое давление (АДС) характеризует функциональное состояние сердечной мышцы. «Нижнее» – диастолическое давление (АДД) отражает тонус сосудистого русла.

На уровень артериального давления оказывает влияние ряд факторов. Утром АД ниже чем вечером: систолическое на 10 мм рт.ст., диастолическое на 5 мм рт. ст.

У здоровых людей после приема пищи артериальное давление снижается в течении 3-4-х часов: систолическое на 5-20 мм рт.ст., а диастолическое на 5-10 мм рт. ст. Ночью, во время сна, в течение первых двух часов АД понижается. Систолическое на 10-15 мм рт. ст., диастолическое на 5-10 мм рт.ст. К утру перед пробуждением АД постепенно выравнивается.

Эмоциональное возбуждение, например гнев, значительно повышает артериальное давление. Это обусловлено усиленной деятельностью сердца, а так же сужением сосудистого русла. Такая реакция наступает рефлекторно и отчасти под влиянием поступления в кровь адреналина, вырабатываемого в надпочечниках. Помимо индивидуальных и возрастных особенностей на величину АД влияют климатические и географические особенности.

Во время занятий физическими упражнениями артериальное давление возрастает главным образом за счет усиления деятельности сердца. Систолическое давление может доходить до 180-200 мм рт.ст. В большинстве случаев при этом незначительно повышается диастолическое давление (90-100 мм рт. ст.) или оно остается неизменным.

Разница между верхним (систолическим) и нижним (диастолическим) давлением называется пульсовым давлением. После физической нагрузки, при нормальной реакции сердечно-сосудистой системы, пульсовое давление должно расти. 

Выполняя задание необходимо измерить артериальное давление, сравнить полученный результат с нормативами, содержащимися в таблице 2.5, и дать оценку.

 

Таблица 2.5 – Расчетные значения артериального давления

Возраст (лет) Систолическое давление, АДС, мм рт. ст. Диастолическое давление АДД, мм рт. ст.
15-20 100-120 70-80
21-40 120-130 70-80
41-60 130-135 80-85

 

Если АД фактическое выше АД расчетного (АДС на 15 мм рт. ст., а АДД на 10 мм рт. ст.) это свидетельствует о гипертоническом состоянии – повышении АД выше возрастной нормы. Если АД фактическое ниже АД расчетного (АДС на 20 мм рт. ст., а АДД на 15 мм рт. ст.) это свидетельствует о гипотоническом состоянии – понижении АД ниже возрастной нормы.

Задание 2.9 Расчет коэффициента выносливости Кваса

Коэффициент высчитывается по формуле Кваса (КВ) и представляет собой интегральную величину, объединяющую частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое давление (АДС) и диастолическое давление (АДД):

В норме коэффициент выносливости равен 16. Превышение этого значения указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшение – на ее усиление.

Задание 2.10 Оценка адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения (по Р.М. Баевскому с соавт., 1987).

Для оценки АП используется одна из наиболее простых формул, обеспечивающих точность распознавания более 70 % (по сравнению с экспертными оценками), которая основана на использовании наиболее простых и общедоступных методов исследования – измерения частоты пульса и уровня артериального давления, роста и массы тела. Первичные значения необходимо подставить в формулу:

 

АП = (0,011 × ЧСС) + (0,014 × АДС) + (0,008 × АДД) +

+ (0,014 × В) + (0,009 × М) – (0,009 × Р) – 0,273

 

где АП – адаптационный потенциал;

ЧСС – частота сердечных сокращений, уд/мин;

В – возраст в годах;

АДСи АДДсистолическое и диастолическое артериальное давление, мм рт. ст.;

М – масса тела, кг;

Р – рост испытуемого, см.

Отнесение студентов (курсантов) к тому или иному классу функциональных состояний может быть выполнено на основе шкалы (таблица 2.6).

 

Таблица 2.6 – Шкала определения адаптационного потенциала

Значение функционального состояния (в баллах) Адаптационный потенциал
Менее 2,59 Удовлетворительная адаптация
2,60 – 3,09 Напряжение механизмов адаптации
3,10 – 3,59 Неудовлетворительная адаптация
Более 3,60 Срыв адаптации

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: