По критерию практической значимости науки делятся на фундаментальные и прикладные

Фундаментальная наука ¾ это наука ради науки. Это часть научно-исследовательской деятельности без определенных коммерческих или других практических целей.

Естествознание ¾ пример фундаментальной науки. Оно направлено на познание природы, такой, как она есть сама по себе независимо от того, какое приложение получат его открытия: освоение космоса или загрязнение окружающей среды. И никакой другой цели естествознание не преследует. ЭТО НАУКА ДЛЯ НАУКИ, т.е. познания окружающего мира, открытия фундаментальных законов бытия и приращения фундаментальных знаний.

Прикладная наука ¾ это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей.

Фундаментальная и прикладная науки ¾ два совершенно разных типа деятельности. В античные времена, расстояние между ними было незначительным и почти все, что открывалось в сфере фундаментальной науки сразу же или в короткие сроки находило применение на практике.

Архимед открыл закон рычага, который немедленно был использован в военном и инженерном деле. А древние египтяне открывали геометрические аксиомы, в буквальном смысле не отрываясь от земли, поскольку геометрическая наука возникла из нужд земледелия.

Постепенно расстояние увеличивалось и сегодня достигло максимума. На практике воплощает менее 1% открытий, сделанных в чистой науке.

В 1980-е гг. американцы провели оценочное исследование (цель таких исследование ¾ оценка практической значимости научных разработок, их эффективности). Более 8 лет дюжина исследовательских групп анализировали 700 технологических инноваций в системе вооружений. Результаты ошеломили публику: у 91% изобретений в качестве источника значится предшествующая прикладная технология, и только у 9% ¾ достижения в сфере науки. Причем из них лишь у 0,3% источник лежит в области чистых (фундаментальных) исследований.

ПРИЗНАКИ НАУКИ:

1. Наука не просто совокупность знаний, что имеет место и в обыденном познании. Наука - особая деятельность, а именно - деятельность по получению новых знаний. Это предполагает существование определенной категории людей, которые и занимаются получением новых знаний.

Необходимым условием научной деятельности является возможность фиксации получаемой информации, что предполагает существование развитой письменности. Общество, лишенное письменности, не может иметь науки.

Отсюда следует, что традиционные или архаичные цивилизации, обладавшие механизмом хранения и передачи накопленной информации, но где отсутствовала деятельность по получению новых знаний, не имели науки. Не умаляя достижений архаичных цивилизаций: древнеегипетской, шумеро-вавилонской, хараппской, древнеиндийской, древнекитайской и др. — можно сказать, что в них формировалась протонаука, так и не превратившаяся в науку.

2. Самоценность науки. Целью науки должно быть познание ради самого познания, иначе говоря, постижение истины. Научная деятельность по получению новых знаний не может быть направлена лишь на решение практических задач; в последнем случае она попадает в сферу прикладных дисциплин.

3. Рациональный характер науки, т. е. к рациональное объяснение любых явлений

4. Систематичность науки. Совокупность не связанных внутренним единством разрозненных знаний, даже если они относятся к одной и той же реальности, еще не образуют науки.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: