Для современной философии характерно стремление раздвинуть рамки применения категории бытия. Так, выделяются следующие основные формы бытия:
1) бытие вещей, процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
2) бытие человека, включающее бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
3) бытие духовного (идеального), состоящее, с одной стороны, из индивидуализированного духовного и, с другой - из объективированного духовного;
4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (отдельного человека в обществе и в истории) и бытие общества (Введение в философию. М., 1989. Т. 2. С. 29).
ü Бытие природы и созданных человеком вещей
естественная Природа искусственная
живая неживая
Бытие человека
Человек-перекресток субъективной и объективной реальности
ü Социальное бытие
ü Бытие духовного
Индивидуализированное коллективизированное
Бытиеприроды и созданных человеком вещей - это материализованные, то есть видимые, ощущаемые, осязаемые и т. п. состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем. Характерной особенностью этой формы бытия является ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия. Сам человек является продуктом природы и появился на определенном этапе ее развития.
Бытие вещей, созданных человеком, или “вторая природа” – это не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Как это ни покажется странным, но и это бытие, возникнув однажды по воле человека, затем продолжает существовать относительно независимой от человека, – а порой и человечества – жизнью в течение очень длительного времени, охватывающего столетия и тысячелетия.
Во взаимоотношениях между первой и второй природой определяющая роль принадлежит первой, хотя бы уже потому, что без ее участия невозможно не только существование, но и создание “второй природы”. Вместе с тем, и это стало особенно ощутимым и заметным в последнее столетие, вторая природа обладает способностью локального разрушения “первого” бытия.
Тем самым, первая природа – это то, что существует вечно и без чего невозможно даже представить существование мира. Человек в этой системе – явление преходящее. “Вторая природа”, созданная им исключительно для обеспечения своего существования, тем не менее является в космическом исчислении временно существующей и полностью зависит от пространственно-временного бытия человека.
В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие в силу той уникальности и специфичности, которая выпадает на долю человека и человечества в целом. Напомним, что человек как целостность – это единство физического, природного и духовного. Причем природное выступает первичной предпосылкой его существования. Однако без нормального функционирования в человеке его внутренней духовно-психической структуры человек как целостность неполноценен.
Нельзя не коснуться такой особенности человеческого бытия, как зависимость его действий от социальных мотиваций. В то время, как другие природные вещи и тела функционируют автоматически и можно с достаточной определенностью предсказывать их поведение на ближайшую и дальнюю перспективу, этого нельзя сделать относительно человеческого тела. Его деятельность и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами.
Необходимо упомянуть и о такой форме бытия, как духовное бытие. Индивидуализированное духовное бытие – это, прежде всего, сознание индивида, его осознанная деятельность, включающая в себя элементы неосознанного или бессознательного. Индивидуализированное духовное в определенной степени, хотя и не очень значительной, связано с эволюцией всеобщего бытия, в целом же оно является относительно самостоятельной формой бытия. Вообще оно существует и дает о себе знать благодаря тому, что есть другая форма духовного бытия – общечеловеческое духовное бытие, которое, в свою очередь, также является относительно самостоятельным и не могло бы существовать без индивидуального человеческого сознания. Поэтому эти формы бытия можно и нужно рассматривать только в неразрывном единстве.
В последние два десятилетия ХХ в. Благодаря развитию информационных технологий появилась виртуальная реальность как новая форма бытия, анализ которой еще предстоит.
Итак, все существующее – это и есть мир или бытие. Мир един в своем бытии. Идея единства мира приводит к представлению о его общей основе. Для обозначения этой основы в философии существует категория «субстанция» (то, что лежит в основе).
Учения, объяснявшие единство мира, исходя из одной субстаниции, относятся к философии монизма. В качестве субстанции может быть материя или дух (сознание), например материализм или идеализм. Дуализм признает существование одновременно двух субстанций, плюрализм – множество субстанций, например монады Лейбница
Субстанция
Монизм Дуализм
(Декарт) плюралиизм
(Лейбниц)
материализм идеализм