И. Стравинский Балет «Жар-птица»

Игорь Федорович Стравинский (1882-1972) – крупнейший русский композитор 20 века. Он был смелым новатором, зачинателем новых идей. Большую часть жизни он провел за рубежом. Но его ранние произведения созданы на русской национальной почве. Русская культура, русская народная музыка всегда оставались родными для композитора.

Для «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже Стравинский написал 3 балета, прославивших его имя во всем мире: «Жар-птица»(1910), «Петрушка»(1911) и «Весна священная» (1913).

 

БАЛЕТ «ЖАР-ПТИЦА»

Русская сказка об Иване-царевиче, освободившем прекрасную царевну от чар Кащея, воплощена в музыке «Жар-птицы»

Сюжет балета.

Музыкальная драматургия балета построена на сопоставлении трех интонационных сфер:

1. Мрачное фантастическое царство Кащея

2. Красочная музыка Жар-птицы

3. Народно-песенная музыка Ивана-царевича и царевен

 

Разберем выразительные средства трех сфер:

 

1. _______________________________________________________

2. _______________________________________________________

3. ________________________________________________________

 

В 1919 году И. Стравинский создает сюиту на основе музыки балета

1. Вступление

2. Пляс Жар-птицы

3. Хоровод царевен

4. Поганый пляс Кащеева царства

5. Колыбельная

6. Финал

 

 

Д/З Принести сказку «Жар-птица» или нарисовать рисунок по балету «Жар-птица»

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ

         РОБЕРТ ШУМАН ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ «КАРНАВАЛ»

Роберт Шуман (1810-1856) – немецкий композитор и музыкальный писатель. Чайковский считал, что 19 век назовут шумановским периодом в истории музыки. С именем Шумана связаны самые большие завоевания романтической музыки: способность глубокого и тонкого проникновения в жизнь человеческого сердца, желание увидеть в жизни чудесное и необыкновенное.

Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей. Таков его фортепианный «Карнавал» (1835), где кружатся в стремительном танце или медленно проходят персонажи под масками Пьеро и Арлекина, Киарины и Эстреллы. Здесь и современники композитора: скрипач Н.Паганини и поэт фортепиано Ф. Шопен. А Флорестан и Эвсебий – это сам Шуман. В этих персонажах раскрывается его двойственная, противоречивая натура.

Рассмотрим данных героев и обрисуем их музыкальные портреты.

 

ПЬЕРО   Гибкий, пружинистый, весь в движении
АРЛЕКИН   Философ, меланхолик, задумчив
ЭВСЕБИЙ   Пламенный, настроение изменчиво
ФЛОРЕСТАН   Лирический образ, поэтический
КИАРИНА   Темпераментная,эффектная
ЭСТРЕЛЛА   Сдержанно-страстная
ШОПЕН   Мечтательный
ПАГАНИНИ   Демонический, виртуозный

 

Соедините стрелками музыкальных героев и соответствующую им характеристику.

 

В конце карнавала все герои выступают стройным маршем против всех обывателей, чуждых всему новому.

 

Д/З Нарисовать портрет персонажа фортепианного цикла Р. Шумана «Карнавал»

                                               

ПРИРОДА В МУЗЫКЕ

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ «ВРЕМЕНА ГОДА»

Великий итальянский скрипач и композитор Антонио Вивальди (1669-1741) родился и большую часть жизни прожил в Венеции. В течение 36 лет он был преподавателем женской консерватории, где руководил оркестром. Для этого оркестра, прославившегося высоким уровнем исполнения, Вивальди написал почти все свои концерты (более 400).

От старинной формы концерта для оркестра с группой солирующих инструментов (кончерто-гроссо), Вивальди пришел к созданию новой формы – концерта для сольного инструмента с оркестром. Многие произведения Вивальди имеют программный характер, например «Ночь», «Садик», «Охота», «Буря на море» и т.д.

 

А. Вивальди «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цикл «Четыре времени года» (соч.8) объединяет собой 4 концерта для струнного оркестра, солирующей скрипки и клавесина под названиями «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждому концерту предпослано небольшое стихотворение в форме сонета, являющееся его литературной программой.

КОНЦЕРТ №1 – «Весна», 1 часть

         Приход весны встречая звонким пеньем,

         Летают птички в голубых просторах,

         И слышен плеск ручья, и листьев шорох,

         Колеблемых зефира дуновеньем.

         Но вот грохочет гром, и молний стрелы

         Шлют небеса, внезапной мглой одеты,

         И это все- весенних дней приметы!

 

Есть ли в музыке изобразительность? Да Нет

Что преобладает в музыке: лирические чувства композитора или звукоизобразительность? (подчеркнуть)

 

Г. Свиридов «Весна и осень» (сравнить)

­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________

______________________________________________________________

КОНЦЕРТ №4 – «ЗИМА»

Придумай программу к концерту №4 «Зима»

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравни с программой композитора.

Д/З Нарисовать рисунок или подобрать стихотворение о природе.

                                       КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

1. СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:

(вписать соответствующий термин)

 

1. Окраска звука  
2. Скорость движения музыки  
3. Способ извлечения звука  
4. Аккорды и их последовательность  
5. Законченная музыкальная мысль  
6. Чередование коротких и долгих длительностей  
7. Громкость исполнения музыки  
8. Способ изложения музыкального материала  

 

Анализ музыкального произведения

А. Александров Государственный гимн России

Характер _________________________________________________________

Мелодия_______________________________________________________

Ритм __________________________________________________________

Размер____________________________________________________________

Фактура__________________________________________________________

Темп_____________________________________________________________

Тембр_________________________________________________________

Регистр__________________________________________________________

Штрихи________________________________________________________

 

3 Определить жанр произведения: (этюд, прелюдия, скерцо, песня, романс, кантата, токката, серенада, ноктюрн)

1._________________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._________________________________________________________________4._________________________________________________________________5.______________________________________________________________

 

Определить порядок звучания музыкальных образов в оркестровом вступлении к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Шемаханская царица, царь Додон, Звездочет, Золотой петушок

 

1.____________________________________________________________

2._____________________________________________________________

3.________________________________________________________________

Какой персонаж отсутствовал? Почему?

_______________________________________________________________

ОГЛАВЛЕНИЕ

Содержание уроков 1 четверть стр
1 Средства музыкальной выразительности 1
2 Мелодия 2
3 Гармония 3
4 Фактура 4
5 Метр. Ритм 5
6 Ритм. Ритмоформулы танцев. Темп 6
7 Тембр 7
8 Симфонический оркестр. С.Прокофьев «Петя и волк» 8
9 Штрихи. Динамика. Регистр 9
  2 четверть  
1 П.И. Чайковский «Детский альбом» №1-6 10
2 П.И. Чайковский «Детский альбом» №7-13 11
3 П.И. Чайковский «Детский альбом» №14-24 12
4 Р.Шуман «Альбом для юношества» 13
5 К.Дебюсси «Детский уголок» 14
6 Г.Свиридов Альбом пьес для детей 15
7 План разбора музыкального произведения 16
  3 четверть  
1 Музыкальные жанры. Прелюдия. Токката 18
2 Этюды. К. Черни. Каприсы Н.Паганини 19
3 Этюды Ф.Шопена. Этюды Ф.Листа 20
4 Скерцо. Юмореска 21
5 Серенада. Ноктюрн 22
6 Экспромт. Рапсодия 23
7 Песни. Романсы 24
8 Кантата 25
9 Оратория 26
10 Жанры. Заключительный урок 27
  4 четверть  
1 Содержание музыкальных произведений. Сказка в музыке 28
2 И.Стравинский Балет «Жар-птица» 29
3 Музыкальный портрет. Р.Шуман «Карнавал» 30
4 Природа в музыке. А.Вивальди «Времена года» 31
5 Заключительный контрольный урок 32
     

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: