Актуализированная рабочая тетрадь
Тема: «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания»
После изучения темы Вы будете знать:
- понятие АФО органов дыхания;
- основные проявления заболеваний органов дыхания у детей у детей;
- основные моменты оказания неотложной помощи при ларингостенозе и приступе бронхиальной астмы;
- характерные, для каждого заболевания органов дыхания, симптомы;
- особенности подготовки пациентов к лабораторным и инструментальным обследованиям;
- особенности ухода и питания детей с данными заболеваниями;
- методы профилактики.
Вы будете уметь:
- подготовить пациентов к лабораторным и инструментальным методам обследования;
- уметь выделять нарушенные потребности, составлять план ухода с мотивацией;
- осуществлять уход за ребенком при пневмонии, бронхите, ларинготрахеите;
-осуществлять сестринский процесс при данных заболеваниях у детей;
- выполнять манипуляции по уходу детьми в домашних условиях.
|
|
У Вас будут сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):
- ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
- ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;
- ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами
- ПК. 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
- ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
- ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию
- ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
Уважаемые студенты! Перед выполнением задания изучить теоретический материал по конспектам лекции и Эл. учебнику (Электронная библиотечная система «Лань» Эл. Учебник: А.М. Запруднов «Педиатрия с детскими инфекциями» 2014., В.Д. Тульчинская «Сестринское дело в педиатрии» 2015., http://do.somkural.ru/moodle/ Диломное образование - Сестринское дело).
Вам предлагается выполнить следующие задания:
Задание №1: Повторить анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей (АФО), и ответить на вопросы тестового контроля: (один или два варианта ответа)
1) К верхним дыхательным путям относятся:
1. бронхи 2. Ротоглотка 3 Трахея 4. Легкие
2) Первое звено дыхания:
1. тканевое
2. транспорт газов
3. внешнее дыхание
3) Носовые ходы у новорожденного:
1. узкие, короткие
2. узкие, длинные
3. широкие, короткие
4. широкие, длинные
4) При заболеваниях органов дыхания развивается:
|
|
1. Гипотония
2. гипотермия
3. гипоксия
4. гипоксемия
5) Причина уменьшения воздушного объема легких:
1. отёк слизистых верхних дыхательных путей
2. бронхоспазм
3. воспалительный инфильтрат в легких
4. стеноз гортани
6) Одышка может быть:
1. вентиляционной
2. инспираторнрй
3. обструктивной
4. экспираторной
7) Апноэ - это:
1. стридорное дыхание
2. редкое дыхание
3. остановка дыхания
4. учащенное дыхание
8) К заболеваниям верхних дыхательных путей относится:
1. пневмония
2. острый трахеит
3. острый бронхиолит
4. острый ринофарингит
9) Острый стенозирующий ларинготрахеит — это:
1 сужение носовых ходов
2. сужение бронхов
3. сужение гортани
10) Уменьшение воздушного объема легких происходит при:
1. остром фарингите
2. остром синусите
3.острой пневмонии
4. остром отите
11) К спазмолитикам относится:
1. седуксен
2. папаверин
3. кофеин
4. кордиамин
12) Для уменьшения дренажной функции органов дыхания назначаются:
1. ограничение жидкости
2. строгий постельный режим
3. горизонтальное положение в кровати
4. вибрационный массаж грудной клетки
13) Для паровой ингаляции используется:
1. эвкалипт
2. пижма
3. череда
4. лист брусники
14) Антипиретики при субфибрильной температуре обязательно назначаются детям с:
1. гипотрофией I степени
2 фибрильными судорогами
3. неблагоприятной наследственностью
4 анемией.
Задание №2: Законспектировать в практической тетради:
Стенозирующий ларингит
Стенозирующий ларингит — это острое заболевание, характеризующееся нарушением проходимости дыхательных путей в области гортани и развитием явлений дыхательной недостаточности.
Механизм развития:
1. Стеноз в области голосовой щели.
2. Отек подсвязочного пространства.
3. Скопление мокроты в просвете гортани. Клинические проявления:
- осиплость голоса;
- грубый «лающий» кашель;
- явления дыхательной недостаточности (ребенок беспокоен, мечется в кроватке, появляются инспираторная одышка, цианоз, в акте дыхания участвуют вспомогательные мышцы: крылья носа, межреберные мышцы, диафрагма и др.).
Неотложная помощь при стенозирующем ларингите
(«ложном крупе»)
Этапы | Обоснование | Дозы |
1. Уложить ребенка с при-поднятым головным концом | • Уменьшение отека под- связочного пространства • Облегчается дыхание | |
2. Расстегнуть стесняющую одежду | • Обеспечение экскурсии легких | |
3. Обеспечить доступ свежего воздуха | • Развивается кислородная недостаточность | |
4. Создать спокойную обстановку | • Ребенок возбужден | |
5. Провести отвлекающую терапию (поставить горчичники на икроножные мышцы, или провести горчичные ножные ванны) | • Происходит отток крови к нижней половине туловища, уменьшается отек, образование экссудата | |
6. Провести паровые ингаляции, с добавлением эу- филлина, соды, отхаркивающих трав (чередуя их) | • Тепло и эуфиллин снимают отек в области голосовой щели • Сода разжижает мокроту • Травы способствуют отхождению мокроты | |
7. Внутримышечно или внутривенно ввести лазикс | • Уменьшает отек подсвя-зочного пространства, так как обладает мочегонным действием | 1-2 мг/кг (1 мл = 10мг) |
8. Внутримышечно или подкожно ввести эфедрин | • Снимает спазм в области голосовой щели, так как обладает бронхолитиче-ским действием | 0,1 мл /год |
9. В тяжелых случаях -ввести предмизолон внутривенно или внутримышечно | • «Препарат отчаяния», обладает выраженным противовоспалительным, противоаллергическим действием | 3-5 мг /кг (1 мл = 30мг) |
10. Провести кислородоте-рапию | • Ликвидация кислородной недостаточности | |
Задание №3: Заполнить таблицу
|
|
Таблица: Сравнительная характеристика заболеваний органов дыхания
Название заболевания | Этиология и патогенез | Проблемы пациента (настоящие, потенциальные, приоритетные) | План ухода (независимые сестринские вмешательства) | Зависимые вмешательства (назначение лекарственных препаратов) | Подготовка к лаборатоным и инструментальным обследованиям | Профилактика заболевания | |
Острый ринит | |||||||
Острый отит | |||||||
Острый тонзиллит (ангина) | |||||||
Острый бронхит | |||||||
Острая пневмония |
Задание №4:
Дать определение следующим медицинским терминам, используя материалы лекции и эл.учебника:
1.Цитоз –
2. Пения –
3. Интерстиция –
4. Ингаляция –
5. Литическая смесь –
6. Лихорадка –
7. Гипертермия –
8. Одышка –
Тахикардия-
10. Брадикардия –
11. Обструкция –
Задание №5:
Составить сестринский процесс по следующим задачам:
В плане ухода должны быть реализованы все проблемы, которые есть у ребенка по задаче!
План ухода по каждой проблеме должен быть конкретный с учетом возраста ребенка, периода заболевания, условий, в которых находится ребенок и т.д!
Задача№1
На стационарном лечении находится ребенок 9 лет. Диагноз: ОРВИ, правосторонняя нижнедолевая пневмония. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: беспокоит частый влажный кашель, общее недомогание, нарушение сна и аппетита, температура до 38,7º С, кашель болезненный, отрывистый. ЧДД 54 в минуту. Был госпитализирован, проводится лечение.
Объективно: кожные покровы бледные, синева под глазами, периоральный цианоз (легкий). ЧДД 30 в минуту, пульс 100 уд./мин., АД 100/60. живот мягкий, б/б, участвует в акте дыхания. Частый влажный кашель.
Задания
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.
2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией
|
|
3. Обучите пациента дисциплине кашля.
Задача№2
На стационарном лечении находится ребенок 10 лет.
Диагноз: бронхиальная астма, инфекционно-аллергическая, тяжелая, приступный период. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на затрудненное дыхание, частый навязчивый кашель, чувство нехватки воздуха. Общая слабость.
Болен в течение 7-8 лет, ухудшение наступило в течение последней недели, больной связывает это с простудным заболеванием. Объективно: в сознании, сидит, опираясь о край кровати. Бледен, цианоз вокруг рта. Одышка с участием вспомогательной мускулатуры до 46 в минуту. Дыхание шумное, свистящий выдох. Пульс 102 уд./мин., температура 36,9º С.
Из врачебных назначений:
1) Оксигенотерапия.
2) Ингаляции беротека при приступе удушья.
3) В/в струйно S. Euphyllini 2,4% – 10,0
4) S. Natrii chloridi 0,9% – 50,0
5) S. Acidi ascorbinici 5% – 100,0
6) ККБ 50 мг.
7) Бромгексин по 1т. х 3 раза в день.
Задания
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.
2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
3. Обучите пациента правилам пользования карманным ингалятором.
Задание № 6
Законспектировать в рабочую тетрадь и выучить алгоритмы манипуляционной техники: